Зима – удивительное время года. Она очаровывает чистотой и блеском, поражает великолепием. Рисуя одной белой краской, зима создает изумительные картины: узоры на стекле, сосульки, хлопья снега, деревья в белых шубах, морозные солнечные деньки, когда снег искрится словно серебро. Волшебная красота русской природы всегда вдохновляла поэтов.
Новый Год – это праздник, который у нас в стране отмечают с особым размахом. В ночь с 31 декабря на 1 января принято накрывать богатый стол, пить шампанское, веселиться в кругу семьи или в шумной компании. Когда наступает полночь, друг другу дарят новогодние подарки и сувениры. Детвора же любит искать их под главным атрибутом праздника, под нарядной елкой, украшенной игрушками, гирляндами и блестящей мишурой. Самыми долгожданными гостями в этот день в каждом доме будут Дед Мороз и его внучка Снегурочка.
Белорусский народный обряд «Колядные цари» существует только в деревне Семежево Копыльского района Минской области.
Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.
Да, в православной русской традиции, в противоположность католической, Пасха важнее Рождества. И религиозное переживание праздника Cветлого Воскресения острее. Но и русская зима давно утвердила себя в качестве классического рождественского фона. Ёлки, а не пальмы, огромные сугробы, а не европейская изморось!
Празднование нового года на Руси имеет свою историю. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности.
Первые упоминания о карнавалах и карнавальных костюмах ученые обнаружили, изучая историю и быт людей Древнего Рима. Там организовывались большие ежегодные праздники в честь бога Сатурна, и назывались они Сатурналии. В Средневековье карнавалы приобрели еще большую популярность и масштабность. Несмотря на строгие церковные установки, наряжаться в карнавальные костюмы и прятать свои лица за масками в период проведения празднества не запрещалось. Как богатые дамы и кавалеры, так и простолюдины с удовольствием выбирали себе необычные маскарадные костюмы.
Считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, был изображен зимний пейзаж и семейная сценка возле елки. Настоящая же серийная открытка появилась тоже в Англии, в 1840 году, ее нарисовал художник Королевской академии Джон Хорсли. Прообразом рождественских открыток можно считать и визитные карточки, появившиеся в Париже в середине XVIII века. Как всегда, Париж стал законодателем мод – визитки тут же распространились по всей Европе. Еще со времен Екатерины II на Новый год и на Рождество личные посещения и развоз визитных карточек почитались обязанностью, приятной и радостной, но весьма хлопотной. Поэтому английская мода – поздравлять друг друга почтовыми открытками очень быстро прижилась в Российской Империи.
Искрящийся снег, мерцающие огоньки, разноцветные шары на ёлке и, конечно же, ожидание волшебства – всё это переполняет нас, когда приближается Новый год. Этот праздник делает нас всех немного детьми.
В каждой стране мира, где отмечаются Новый год и Рождество, есть свои неповторимые традиции и герои. Многие из них приходят из глубины веков, хотя и сильно изменяются от общения с соседями и от перемен в собственной культуре и способе жизни. И если о Санта-Клаусе и Дедушке Морозе слышали все, то многие другие персонажи Рождества остаются популярны только на своей Родине. Хотя среди них встречаются такие любопытные личности…
Во времена Джона Юза в шахтерских поселках отмечали Рождество Христово, которое по старому стилю совпадало с современным католическим, то есть праздновалось 24 – 25 декабря. А после него уже наступал черед Нового года. Тогда же, на Рождество, наряжали елку. Основательно отмечали Новый год лишь зажиточные люди. Например, в доме Джона Юза накрывали стол для празднества, наряжали елку и обязательно приглашали пианистку, чтобы гости могли насладиться музыкой во время праздничного ужина.
Новый год… Традиция собираться за большим роскошным столом в ночь с 31 декабря на 1 января у армян появилась относительно недавно – в 18 веке.
Как провести зимние праздники, чтобы сбылись заветные желания, остались светлые воспоминания и чувство, что твоя жизнь изменилась к лучшему? О чудесах и обыденных вещах, которые случаются с людьми под Новый год и в Рождество рассказывают писатели.
«Шарики, фонарики и флажки», а также «дождик», гирлянда и, конечно, звезда. Всё это мы скоро достанем из ящиков для того, чтобы украсить новогоднюю ёлочку. Ёлочные украшения сегодня – это целая развитая индустрия: в магазинах открываются большие отделы тематических товаров, стилисты со страниц журналов и интернет-сайтов предлагают различные концепции декорирования новогоднего дерева, в очередях и социальных сетях ведутся оживленные беседы о том, как современно и «не так, как у всех» нарядить лесную красавицу. А мы предлагаем немного окунуться в историю ёлочных украшений: вдруг вам захочется в этом году возродить старые добрые традиции?
Рождество принято считать семейным праздником. В отличие от Нового года, мы привыкли проводить этот день в тесном кругу семьи и самых близких людей. В других странах этот праздник также считается семейным, но в целом традиции празднования очень разнятся от страны к стране.
Православное Рождество ежегодно отмечается 7-го января, а католическое - 25-го декабря.
Новогодние традиции в Беларуси связаны с тремя культурами — языческой, христианской и советской. В древности белорусы связывали начало года с днём весеннего равноденствия. В этот период совершался волочебный обряд, участники которого обходили окрестные дворы и пели заклинательные песни. За это хозяева домов благодарили волочебников и угощали сладкими подарками. Позже христианская церковь запретила волочебный обряд и празднование нового года перенесли на зиму. С изменением времени года сформировались и новые обычаи. Появились колядки, в ходе которых герои наряжались в костюмы животных или одевали одежду наизнанку (чтобы отпугивать нечистых духов). В таком виде они ходили по дворам с песнями и прибаутками. Традиция новогодних колядок сохранилась и до сегодняшних дней.
В начале XX в. в учебных заведениях Юзовки во время Рождественских каникул проходили различные мероприятия: спектакли, литературно-музыкальные вечера. Непременным атрибутом этих мероприятий была Рождественская елка.
В исторических книгах описано, что татары, жившие в Великой Булгарии, праздновали новый год 22 декабря – самую долгую ночь в году. С приходом рассвета считалось, что приходит обновление жизни. Так с языческих времен повелось, что в канун нового года татарские семьи наводили идеальную чистоту в доме, во дворе. Нужно было рассчитаться с долгами, отремонтировать поломанные вещи, все вымыть, выстирать, вычистить, чтобы ушла вся нечистая сила, а в праздничный день постелить новое белье, надеть новую одежду, кушать из новой посуды.
Новый год один из самых ярких и ожидаемых праздников в году. Предновогодняя суета в предвкушении боя курантов и загадывания желаний в кругу самых близких людей, бесконечная беготня по магазинам, то за забытым горошком, то за чем-то иным, ставшим очень важным именно в этот день. Дети лепят снеговиков, не догадываясь, о том, что родители в это время носятся по магазинам в поиске долгожданного подарка, написанного в тайном письме Деду Морозу.
Осенью 1943 года Донецк был освобождён от фашистской оккупации. Но война продолжалась. До Победы было ещё очень и очень далеко.
«На часах уже двенадцать...
Праздник к нам пришёл! Ура!
Кто там спит?! Всем просыпаться,
Веселиться до утра!»
А.С. Штро
Многие помнят советские красочные открытки с веселыми зверятами, снеговиками, детьми и Дедами Морозами, которые во времена Советского Союза так любили дарить друг другу граждан е великой страны.
Неуловимая атмосфера ожидания чудес, предвкушение волшебства. Именно такие чувства вызывает сказочный блеск новогодних снежинок, уютный свет в окнах домов, мерцание загадочных разноцветных огоньков гирлянд. В детстве сквозь мохнатые ветви ёлки нам подмигивали румяные клоуны, по колючим иголкам спускались отчаянные лыжники, а на недосягаемой высоте величественно и гордо возвышался ёлочный шпиль. В воздухе летали головокружительные запахи. Когда становишься взрослым, эта яркость куда-то уходит, но, к счастью, не у всех. Жил в 20 веке замечательный голландский художник Антон Пик.
Без сомнения, Новый год – один из самых любимых и ожидаемых праздников почти каждого человека. Это праздник, который охватывает и сближает весь мир. Но при этом у каждого народа свои особенности и свои традиции празднования. Более того, иногда даже народы одной страны совершенно по-разному отмечают этот знаменательный день.
Решили заразить вас любовью к зиме, снегу и новогодним праздникам и составили подборку книг на зимние вечера. Устраивайтесь поуютнее с чашечкой чая и погружайтесь в добрые и сказочные истории.
Изначально ёлку украшали только съедобными игрушками: яблоки, печенье, орехи. Но именно яблоки послужили прообразом шаров. По преданию в один год случился неурожай яблок и народ попросил стеклодувов сделать яблоки из стекла, чтобы ими украсить ёлку. В Россию первые ёлочные шары привозили из Германии.
Как и остальные народы Донбасса, цыгане предпочитают в Новый год собираться дома в кругу семьи. Дарят друг другу подарки, наряжают ёлку. Но главные праздники – Рождество и Старый Новый год. В Рождество собираются у самого старшего члена семьи. Перед этим многие посещают церковную службу. На столе минимум 12 блюд. Традиционный рулет «савияко» или «рэтэшка» из вытяжного теста с начинкой из творога, изюма, сливочного масла. Песни, танцы веселье длятся до самого Крещения. Цыгане-лошадники раньше заводили в дом лошадь, хорошо кормили, украшали, извинялись, что обижали, нагружали работой.
Пышная ель с терпким ароматом была главным символом рождественских праздников еще в средневековой Европе. Согласно легенде, эта традиция была установлена апостолом Германии святым Бонифацием, просвещающим язычников, которые поклонялись богу грома Тору в образе дубового дерева. Апостол, срубив дерево, хотел показать бессилие языческого идола.