ДРХМ В рамках Донбасса

 Донецкий республиканский художественный музей совместно с медиахолдингом 1MI (г. Москва) реализует видеопроект под названием «В рамках Донбасса». Цикл короткометражных сюжетов знакомит зрителя с шедеврами мировой живописи, которые являются достоянием фондовой коллекции Донецкого республиканского художественного музея. Теперь каждый желающий может в онлайн-формате узнать о самых значимых музейных произведениях, просто заглянув в одноименный раздел портала Культура Донбасса. Мир красоты и высокой эстетики становится ближе и доступнее!

В Донецком республиканском художественном музее хранится полотно немецкого живописца Иоганна Шульца. На нем изображен польский памятник архитектуры - крупнейший средневековый кирпичный замок в мире Мариенбург. История у этого строения длинная и пугающая.

Крымский живописец армянского происхождения Ованнес Айвазян – Иван Константинович Айвазовский – самый известный и самый плодовитый художник-маринист в мире. Им создано около 6000 (!) картин, экспонирующихся в галереях по всему миру. Именно он смог воплотить на своих полотнах иллюзию «живого моря»: глядя на картины вы буквально слышите звук воды и чувствуете бриз, а сами волны – будто «оживают». Три такие картины находятся в Донецком республиканском художественном музее. О них – в новом выпуске проекта «В рамках Донбасса».
Александр Куприн - живописец, воспевший обыденность. Его кисти принадлежат величайшие индустриальные пейзажи. Никто не писал заводы и промплощадки такими красочными и завлекательными, как Куприн. А для Донбасса Куприн - художник особенный. Это он увековечил в мазках и цвете Макеевский металлургический и Макеевский коксогазовый заводы. В Донецком республиканском художественном музее хранится работа Куприна «Натюрморт с игрушками на рояле». Именно ей посвящён этот выпуск культурного проекта «В рамках Донбасса».
Валентин Серов - дерзкий художник, поставивший на место саму императрицу. Его «Девочку с персиками» знает весь мир. Но многие ли в курсе, что автор знаменитого полотна – Валентин Серов был настоящим бунтарем и даже лично разорвал отношения с императорской семьей? Николай II очень любил работы живописца и неоднократно заказывал у него собственные портреты. Во время трудов над последним из них, в творческий процесс вмешалась супруга монарха – Александра Федоровна. В ответ на ее советы Серов вручил госпоже кисточку со словами «Пишите сами» и навсегда покинул императорский двор. Во все века искусствоведы отмечали, насколько явно в полотнах Серова отражено его личное отношение к изображенным персоналиям.
В экспозиции Донецкого республиканского художественного музея находится «Портрет инженера Алексея Горяинова» кисти легендарного живописца. Об этих двух удивительных людях – художнике и его модели – в новом выпуске культурного проекта «В рамках Донбасса».
Виктор Васнецов: сказку сделал былью. Именно по его картинам мы изучали персонажей русского фольклора – Ивана-Царевича, Бабу Ягу и трех богатырей. Живописец Васнецов вырос в семье потомственного священника и сам должен был посвятить жизнь церковному служению. Но выбрал сказки. Виктор Васнецов иллюстрировал книги Пушкина и Гоголя, а в 1914 году написал портрет кремлевского стража. Сейчас эта картина хранится в Донецком республиканском художественном музее.
 
Савелий Сорин: иммигрант, мечтавший о славе на родине. Русский живописец Савелий Сорин родился в Витебской губернии, окончил Императорскую академию художеств, а после революции отправился покорять Запад. Полотнам Сорина рукоплескали во Франции и Америке. В Англии проходили его персональные выставки. Тем не менее, художник никогда не разрывал связь с родной страной. Во время Второй мировой он регулярно делал крупные взносы в фонд помощи СССР, а перед смертью завещал отправить в Россию несколько десятков своих картин, изображающих отечественных деятелей искусства. В их числе был и портрет актрисы немого кино Натальи Кованько. Сегодня большая часть полотен Савелия Сорина хранится в Третьяковской галерее. А тот самый портрет ялтинской артистки Кованько находится в Донецкой Народной Республике. Команда проекта «В рамках Донбасса» отправилась в Донецк, чтобы рассказать историю этого мирового шедевра.
Живописец-правовед: Василий Поленов. Дядя этого известного живописца реформировал судебную систему Российской империи, а талантливый племянник, закончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета, покорил весь мир своими пейзажами. В честь художника Василия Поленова названы астероид в главном поясе Солнечной системы и целое село в Тульской области. А одно из его выдающихся полотен «Крым. Судак. Бухта и гора Сокол» выставляется в основной экспозиции Донецкого республиканского художественного музея. Увлекательная история картины и ее автора – в новом выпуске проекта «В рамках Донбасса».
 
 История придворных лоббистов и дворцовых интриг через портреты. Австрийский живописец Иоганн Баптист Лампи Старший вписал своё имя в историю не только умелой кистью, но и талантом к зарабатыванию денег. За портрет Екатерины II во весь рост с натуры художник получил 12 000 рублей и право на ежегодное пособие еще в тысячу рублей. Покровителями творца считались князь Потёмкин, светлейший князь Зубов и действительный тайный советник Попов. Последний изображен на портрете, экспортирующемся в Донецком республиканском художественном музее. Дворцовым интригам 18-го века посвящён новый выпуск проекта «В рамках Донбасса».
 
На Донбассе нашлась икона, многие годы считавшаяся утраченной. Точная копия Владимирской Богоматери, кисти реставратора Якова Ручкина, обнаружилась в Донецком республиканском художественном музее. Реликвия, чей чудотворный оригинал когда-то спас Москву от завоевания войсками Тамерлана, была написана в 1882 году. Во время её создания перед глазами у автора была та самая икона, авторство которой приписывают евангелисту Луке. История шедевра - в новом выпуске проекта "В рамках Донбасса"
 
Любимый англичанин и мастер кисти российского Императорского двора Британский портретист Джордж Доу считался одним из самых успешных художников своего поколения. Дело тут в удивительном таланте к живописи или умении угодить статусным заказчикам - искусствоведы спорят до сих пор. В романе Владислава Глинки «Судьба дворцового гренадера», например, утверждается, что картины за знаменитого творца писали его безымянные подмастерья. Хотите сами оценить работу кисти Джорджа Доу – смотрите новый выпуск культурного проекта «В рамках Донбасса». На этот раз авторы рассказывают о «Портрете Николая Семеновича Мордвинова», хранящемся в Донецком республиканском художественном музее.
 
«Портрет Петра Николаевича Чебышёва» Ореста Кипренского — портрет ценой в целое состояние. Одним из самых дорогих русских художников, писавших в 19 веке, считался Орест Кипренский. Александр Сергеевич Пушкин заплатил живописцу за свой портрет 1 тысячу рублей. А графу Дмитрию Шереметьеву пришлось раскошелиться на целых 13 тысяч. И это в то время, когда годовое жалование военнослужащего в звании полковника составляло 1,2 тысячи рублей. В Донецком республиканском художественном музее хранится мужской портрет кисти Кипренского. Имя человека, запечатлённого на полотне, долгое время оставалось неизвестно. А разгадать загадку искусствоведам удалось лишь в наши дни. Кто же изображен на шедевре? Узнаете из нового выпуска проекта «В рамках Донбасса».
 
 
Портретист русского флота. Он должен был стать морским офицером и управлять кораблями, но в итоге всю жизнь изображал их на полотнах. Окончив Морской кадетский корпус, русский живописец Алексей Боголюбов не долго ходил под парусами. В 29 лет талантливый маринист уже был назначен художником Главного морского штаба. Его же перу принадлежат первые атласы берегов Каспийского моря и Финского залива. Одно из известнейших полотен Боголюбова – «Вид Венеции. Дворец дожей» экспонируется в залах Донецкого республиканского художественного музея. О нем мы и расскажем в новом выпуске культурного проекта «В рамках Донбасса».
Полотно Александра Гребнева "Интерьер картинной галереи В.А. Кокорева" была дважды спасена от гибели. Сначала она чуть не сгорела во время пожара в залах Художественно-технического института. Затем была выставлена на продажу в качестве вторсырья - холста и подрамника для повторного использования. Сейчас картина с удивительной судьбой экспонируется в Донецком республиканском художественном музее. История выдающегося произведения - в очередном выпуске специального проекта "В рамках Донбасса".
Хрущев его ненавидел, а весь Союз боготворил: живописец Фальк. Роберта Фалька в СССР называли «королем живописи», а про его работы говорили: "советскому человеку полотна Фалька нужны как хлеб и вода". Самый известный, самый вызывающий, самый везучий из всего сонма постреволюционных художников. Бытует мнение, что картины Фалька совершенно невозможно подделать. Причина в уникальной многослойной технике, превращающей полотна в некие подобия масляных мозаик. В Донецком республиканском художественном музее находится «Автопортрет автора на синем фоне». Об этом полотне - новый выпуск проекта «В рамках Донбасса»

Как художник Коровин Россию спас и Францию покорил. А знаете ли вы, что легендарный живописец Константин Коровин во времена Первой мировой войны служил консультантом по маскировке в штабе русской армии? В начале 20 века подобным навыком отечественные солдаты не обладали вовсе. Но за считанные месяцы научились не только мастерски прятать орудия, красить обмундирование и сооружения и даже мастерить реалистичные чучела, отвлекавшие огонь противников на себя. Существенный вклад в эту новую для наших военных науку привнес художник Коровин. Теперь, зная эту небольшую деталь, вы сможете другими глазами посмотреть на полотна живописца. Оценить его мастерство работы с цветом и тенью можно прямо сейчас – разглядев картину «Ночной Париж», хранящейся в коллекции Донецкого республиканского художественного музея. Смотрите новый выпуск проекта «В рамках Донбасса»

Какие тайны французского двора хранят донецкие искусствоведы? И что объединяет Британский музей в Лондоне, музей Метрополитен в Нью-Йорке и республиканский художественный музей в Донецке? В коллекциях всех трех хранятся работы живописца Жана-Батиста Сантерра. На Донбассе экспонируется портрет «Молодая женщина с любовным письмом» кисти французского академика. Моделью для картины выступила Шарлотта Демар – известная сердцеедка тех лет, запомнившаяся в амплуа любовницы сына Людовика XIV Великого Дофина, затем его племянника герцога Шартрского, а также Филиппа II, герцога Орлеанского, регента Франции. Рассмотреть портрет обольстительницы и узнать историю его создания можно в новом выпуске проекта «В рамках Донбасса».

 Легкая кисть и тяжелая судьба художника Михаила Нестерова. В 43 года он вступил в союз радикалов-черносотенцев, в 76 лет был арестован как тесть «иностранного шпиона», а в 79 - удостоен Сталинской премии. Биография живописца Михаила Нестерова столь же надрывна и глубока, как сюжеты его картин. Когда художник трудился над своим полотном «Весна», модели пришлось позировать до тех пор, пока она в изнеможении не упала. Второй век ценители искусства во всем мире восхищаются этой картиной, хранящейся в экспозиции Донецкого республиканского художественного музея. История создания работы в новом выпуске проекта «В рамках Донбасса».

Русская парижанка из рода Бенуа: в золотой коллекции Донецкого республиканского художественного музея можно найти работу кисти легендарной художницы Зинаиды Серебряковой.
«Дама со стрелами» – открытие донецких искусствоведов, поразившее мир искусства. 
 
Донецкие искусствоведы разгадали тайну имени «дамы со стрелами». Кто же изображен на портрете кисти почетного члена Берлинской Академии искусств Кристофа Фридриха Рейнольда Лишевского? Несколько веков учёные бились над этой загадкой. Ответ вы можете узнать в новом выпуске проекта «В рамках Донбасса».
 
Икона Распятия Христа с казнями апостолов
 
«Запрещённая» икона из Донецкого республиканского художественного музея. Её прятали от самого Петра I. Самыми редкими православными иконами являются резные. А всё потому, что дважды в истории их запрещали. Сначала при Петре I в 1722 году, затем в 1832 при Николае I.