Во времена Джона Юза в шахтерских поселках отмечали Рождество Христово, которое по старому стилю совпадало с современным католическим, то есть праздновалось 24 – 25 декабря. А после него уже наступал черед Нового года. Тогда же, на Рождество, наряжали елку. Основательно отмечали Новый год лишь зажиточные люди. Например, в доме Джона Юза накрывали стол для празднества, наряжали елку и обязательно приглашали пианистку, чтобы гости могли насладиться музыкой во время праздничного ужина.

1

Простой рабочий редко мог себе позволить пышное празднество.

Но новогодний праздник не обходился без елочки. Многие рабочие для своих семей делали новогодние игрушки сами. Если игрушек было мало, вешали на елки конфеты, яблоки. В начале ХХ века уже делали серебристый дождик. Он тоже шел в ход, как и маленькие книжечки для детей, которые вешали на ветви. Верхушку ели украшали звездой с множеством лучей, которая символизировала ту звезду, что вела волхвов к младенцу Иисусу. Появились первые открытки, не рождественские, а именно новогодние.

2

Для праздничного стола готовили, привычный и в наше время, холодец. Причем в этот период было принято подавать это новогоднее блюдо в огромной посуде (образцы ее есть в краеведческом музее г. Донецка).

В конце ХIХ – начале ХХ века Донбасс представлял собой край с множеством шахтерских поселков. Праздники здесь отмечались широко, как на селе. Народ мог устроить гуляния с гармошками, ярмаркой. Гораздо более сдержанно, узким семейным кругом праздновали Рождество Христово и Новый год жители английской колонии (поселившиеся здесь в 1870 году и позже). Это были инженеры, металлурги, шахтеры, в основном из Южного Уэльса.

Еще одна отличительная черта того времени – отсутствие елок на улицах. Их не наряжали и не устанавливали на площадях. Народ собирался на гуляния исключительно по своему собственному желанию.

После 1917 года Рождество Христово, как церковный праздник, отменили. В первые годы Советской власти в Донбассе не особенно отмечали Новый год. Из-за тягот революции и гражданской войны людям было не до праздников. Но, как мы знаем, первую большую елку для детей организовал Ленин. Впрочем, торжественное празднование Нового года практически отменили после смерти Владимира Ильича.  Празднование Нового года возобновилось примерно с 1935 года. Товарищ Постышев написал письмо товарищу Сталину о необходимости искоренить «нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком». В Донбассе в это время елки наряжали ватными игрушками, стеклянных было очень мало. Но зато с остальными игрушками в Донбассе проблем не было. Среди многочисленных артелей в городе были и те, которые делали новогодние игрушки.  Одна из таких артелей позже стала Донецкой фабрикой игрушек. Еще одна была расположена в районе террикона у проспекта Молодых Шахтеров.

Во всех школах и домах культуры области обязательно проводили торжественные вечера и балы – маскарады. Праздничные костюмы готовили все, даже самые бедные семьи. Самым простым, недорогим и популярным вариантом был костюм из марли. Традицией того времени были детские вечера с самодеятельностью.

В годы оккупации местное население не праздновало Новый год.

В послевоенный период Новый год праздновали всегда, независимо от количества деликатесов на столе и возможности купить оригинальный подарок. Потому что ему присущи весёлые, добрые традиции. И, как бы ни было трудно, всегда восклицали, поднимая бокал: «С Новым годом! С новым счастьем!» Ведь наши люди никогда не теряли надежду на лучшее.

  1946 год, первый мирный Новый год собрал в центре Сталино много людей. У Индустриального института (нынче ДонНТУ) и у оперного  театра стояли машины  ПВО, и когда стемнело, столбы ослепительно-белого света ударили в небо. Лучи прожекторов то сходились, то расходились, освещая улицы. И был бал-маскарад в театре, и был концерт в шесть  отделений. И были танцы вокруг ёлки в кинотеатре имени  Шевченко. И каждый представлял своё новое счастье по-разному. Но для всех оно заключалось, прежде всего, в процветании Родины. «Вступая в 1946 год, первый год четвёртой сталинской пятилетки, труженики села сделают всё, чтобы помочь родной стране достичь изобилия», – писала в газету знаменитая стахановка Паша Ангелина.

«На утренник в детском саду, конечно, пришёл Дед Мороз и сказал, что метель унесла детские подарки и, наверное, они лежат под снегом. По команде мы бросились под ёлку и в «снегу» отыскали гостинцы, громко визжа от восторга. Помню, что там были и шоколадные конфеты», – вспоминает проживавший в те годы в Макеевке Евгений Григорьев.

4

1947 год. У ёлки – ребята одного из детских садов Мариуполя. Даже в голодном 1947 году в детских садах проводились новогодние утренники, причём на костюмах малышей предприятия-шефы не экономили. Ребята предстали перед родителями в только что сшитых нарядах Петрушек.

В 1948 году город Сталино открывал гостиницы, магазины и шахты, в гости приехал  Леонид Осипович Утесов.

Чтобы город Сталино весело встретил очередной мирный Новый год, было многое сделано. Открылся новогодний базар на Театральной площади (елки, игрушки, украшения и большое количество цитрусовых). А когда вокруг зажигались прожекторы и сотни разноцветных ламп, площадь становилась сказочно красивой.  Промтоварные магазины города предлагали всевозможные елочные украшения лучших фабрик Москвы и Ленинграда. В магазинах Горпищеторга и Гастронома  можно было купить свинину, баранину, говядину, жиры, сыры и все-все-все. Сталинское отделение треста ресторанов предлагало встретить Новый год в «Москве» (джаз, игры, танцы, ужин). Магазин № 2 треста «Главхлеб» (Артема, 81) предлагал более 60 праздничных сортов хлебо-булочных изделий. На Ново-Колхозном рынке был открыт  новогодний базар, колхозники завезли в Сталино 500 тонн овощей, 200 тонн картофеля.

5

Выставлять елки на улицах и площадях стали, примерно, в 50-е годы ХХ века. И в это же время в наши дома пришло то, без чего невозможно представить современный новогодний стол – салат оливье. В издававшейся в СССР «Книге о вкусной и здоровой пище» название салат-оливье встречается только в издании 1948 года, а в других изданиях (1939, 1952, 1961, 1984) рецепт называется салат из дичи.

6

Мариупольская семья встречает 1952 год. В СССР произошло очередное снижение цен.

В 50-е годы было модно сочинять песни о Сталино, о Донбассе. Так появилась и «Донецкая новогодняя»: «…С торжественной песней застольной поднимем бокалы с вином, за край наш донецкий привольный мы выпьем и снова нальём…». В 1956 году настоящий фурор произвёл фильм «Карнавальная ночь», на который в кинотеатры выстраивались длинные очереди: телевизоры-то были далеко не у всех.

Взрослые заказывали наряды  у портных, а новогодние костюмы детям шили мамы, потому что практически все они умели это делать. В изобилии были маски, особенно разных животных. Сладостями  детей во все времена снабжал профком.

7

Торез. Снежинка из 1953 года. Уже и того детского сада нет, а воспитанница свято хранит фото из «босоногого», как она подчеркнула, детства. Было не сытно, «голо»,  но Новый год встречали  с надеждами на счастье.

В 60-е годы «щирый милиционер» Тарапунька и рассудительный монтёр Штепсель были главной сатирической парой советской эстрады. В шахтёрской столице традиционно проходили концерты в оперном театре и  опера «Запорожец за Дунаем». В филармонии в последний вечер года посетителей ожидал концерт, а потом – массовые игры, танцы и джаз-ансамбль. У больших ёлок возле планетария и на площади у железнодорожного вокзала устраивались зимние игры. На стадионах «Шахтёр», «Локомотив», «Металлург» проходили массовые соревнования  конькобежцев.

Тогда же новогодний стол стал почти у всех стандартным – шампанское, портвейн, шпроты, грибы, мясо с картошкой и оливье.

8

В 60-х годах  в Артёмовске  на центральной площади  не устанавливали праздничную ёлку,  но во многих дворах ставили свои ёлочки. А главные утренники проходили в спортивном зале треста «Артёмгеология».  Накануне нового 1961 года за четыре дня там побывало две тысячи школьников  из всех учебных заведений города. С участниками веселился и заведующий гороно Захар Старков. Костюмы соответствовали эпохе. Например, мальчик (на фото справа) –  в одежде «пятилетки»,  в которую выполнили план семи лет.

Начиная, примерно, с 1964 года в праздничный обиход вошли «Советское шампанское», мандарины и поздравления советского народа по телевизору.

В преддверии 1970 года в Донецке ввели в эксплуатацию первые экспериментальные железобетонные 16-этажные жилые дома. «Трилистник» – так мы называем это архитектурное чудо.

9

1974-й год. В физико-техническом институте Донецка  на первом этаже были сооружены из картона «зимние» декорации,  в том числе и дерево под самый потолок с дуплом. В этом дупле фотографировались все желающие.  .

31 декабря 1974 года – именно в этот день происходят события в любимом нами фильме «Ирония судьбы…» У героев картины – типичный советский новогодний стол, на нем  баночка шпрот, «сухая» колбаса, заливная рыба, яйца «под майонезом», мандарины (их продавали под новый год на каждом углу), несколько салатов, включая свёкольный. Неотъемлемая часть праздничного стола 70-х годов - холодец, заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики. Торты также пекли сами, была такая традиция.

10

Встреча 1975-го нового года. Ни о каких петардах  тогда не слышали. И зажигали ёлочную иллюминацию  и бенгальские огни.

В 1978 году неутомимый Василий Шахтёркин (культовый персонаж, придуманный корреспондентами, впервые появился на страницах газеты «Социалистический Донбасс») пожелал, чтобы любимая команда «Шахтёр» «не мирилась с местом пятым», и горняки после этого ворвались на пьедестал чемпионата СССР. А в 1987 году «Социалистический Донбасс» писал: «За короткий срок в старом приземистом посёлке Гладковка вырос целый микрорайон шахтных многоэтажек».

Еще одна традиция, характерная именно для Донбасса (это годы 70-е и уже 80-е), – «досрочные» Новые года. Бригада на предприятии, выполнившая план раньше положенного срока, покупала маленькую пластиковую елочку, наряжала ее и в шутку праздновала.  Причем отмечать «досрочный» Новый год могли не только на несколько недель, но и на несколько месяцев досрочно.