Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.
Рождественские обряды и развлечения всегда сопровождались музыкой, причем место находилось как для строгих церковных песнопений, так и для задорных народных колядок.
Одним из самых известных и широко распространенных по всему миру рождественских песнопений является рождественский христианский гимн «Тихая ночь» («Тихая ночь, святая ночь»).
В 1816 году священник в церкви Святого Николая Йозеф Мор написал поэму о Рождестве Христовом, 24 декабря 1818 года, в канун Рождества Мор пришёл к учителю начальной школы и церковному органисту Францу. Груберу с текстом «Тихой ночи» и попросил его сочинить рождественский гимн для двух голосов соло и гитары. Грубер сочинил музыку в тот же день и они вдвоём исполнили «Тихую ночь» в церкви на полуночной мессе. Эта дивная мелодия пережила века. Сегодня она звучит в разных интерпретациях на многих языках мира.
Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для художников и композиторов, творивших в самое разное время. Русские композиторы Чайковский и Римский-Корсаков воплотили рождественскую тему в своих сказочных операх и балетах.
Опера П.И. Чайковского «Черевички»
В 1870 году П.И. Чайковский принял участие в конкурсе Петербургского русского музыкального общества на сочинение оперы «Ночь перед Рождеством» на сюжет Н.В. Гоголя. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась с увлечением и через три месяца была закончена. Поставленная на сцене петербургского Мариинского театра 24 ноября 1876 года, опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе композитор, спустя 10 лет переработал ее и переименовал в «Черевички».
Поэт Я. Полонский написал удачное либретто. На фоне красочных образов природы и народного быта в опере разворачивается трогательная история Оксаны и Вакулы. Эта история рассказана композитором с задушевным лиризмом и тонким юмором.
В комико-фантастической опере «Черевички» множество чудес. В увертюре даны музыкальные характеристики представителей реального и фантастического мира, оркестровые эпизоды рисуют поэтичный зимний пейзаж. Гоголевский юмор и лирика, опоэтизированная жизнь народа ярко раскрыта композитором в лирических ариях и дуэтах, обрядовых песнях-колядках, народных мелодиях и плясках.
В финале оперы девушка бросается к Вакуле, он преподносит ей черевички, милостиво подаренные ему царицей. «Не надо, не хочу, я и без них!» - говорит счастливая Оксана. Народ славит жениха и невесту. Светлые силы побеждают темные и приводят к торжеству счастья и радости.
Опера Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»
Сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» спустя 20 лет после П.И. Чайковского воплотил в своей опере Н. Римский-Корсаков.
Он назвал свою оперу «Былью-колядкой». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка пронизана песенностью, связанной со старинными народными обрядами.
С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучал напевы колядок ( то есть песен, исполняемых под Рождество – при колядовании). Оркестровые аккорды, часто звучащие в опере, дают поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой.
Опера Дж. Россини «Золушка»
Традиционной новогодней постановкой во многих театрах мира является виртуозная комическая опера Дж. Россини «Золушка, или Торжество добродетели», которая была написана композитором к новогоднему римскому карнавалу 1817 года. Когда знаменитый литератор Якопо Феррети, предложил сказку Шарля Перро «Золушка», композитор загорелся идеей сюжета, который давал возможность показать настоящие человеческие чувства, борьбу светлой, доброй души против грубых очерствевших сердец.
Музыку оперы Россини написал за 24 дня. Маэстро снял с легенды налет фантастики и превратил ее в живую мелодраму. Правда сказочный сюжет был сильно изменен: роль злой мачехи перешла к барону Маньифико, который в оперном варианте стал отчимом Золушки, по имени Анжолина. Вместо доброй волшебницы и ее чудес появился мудрый философ Алидоро, наставник принца Дона Рамиро. Он поддерживает принца в его желании встретить девушку, которая полюбит его самого, а не его титул и богатство.
Мудрец Алидоро помогает Анжолине попасть на бал. Интересно, что вместо потерянной туфельки девушка дарит принцу на память один из своих браслетов. Опера завершается счастливой свадьбой.
В опере есть все, за что публика любила и продолжает любить Россини: эффектная виртуозность вокальных партий, восхитительные мелодии, изящество любовных сцен, одухотворенность, искрометный итальянский юмор.
В наши дни одной из лучших исполнительниц главной партии признана итальянская примадонна Чечилия Бартоли. Своим удивительным по красоте виртуозным пением, необычайно живой мимикой, эмоциями и лучезарной улыбкой певица в новогодние праздничные дни подарит слушателям массу положительных эмоций и праздничное настроение.