Зима – удивительное время года. Она очаровывает чистотой и блеском, поражает великолепием. Рисуя одной белой краской, зима создает изумительные картины: узоры на стекле, сосульки, хлопья снега, деревья в белых шубах, морозные солнечные деньки, когда снег искрится словно серебро. Волшебная красота русской природы всегда вдохновляла поэтов.

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» – образец простоты и точности: 

1Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

Зима у Пушкина предстает в движении, остужая природу, она согревает человека, бодрит, пробуждает энергию. Зима – это буря, это живое существо с крутым нравом. Поэтому зимние картины написаны так живо:

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая…

Стихотворение «Зимний вечер» появилось во время пребывания Пушкина в ссылке в селе Михайловском зимой 1825 года. Оно построено на противопоставлении двух миров: мира бури и мира дома, «ветхой лачужки».

Многие исследователи творчества поэта называют шедевром стихотворение Пушкина «Зимнее утро»: 

2

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Какими только эпитетами не наградил Пушкин снег: и «пухлая пелена», и «волнистые ковры», и «великолепные ковры». Лирические выражения в «Зимнем утре» сочетаются с обыденными. Прекрасны образы солнечного утра, комнаты, озаренной «янтарным светом». Чувство восторга зимним днем поэт стремится разделить со всем миром.

Пушкин блестяще владел русским языком, и стихи его льются, как прозрачный родник. С удивительной простатой он стремится рассказать о русской зиме, ее бодрящем холоде, рассыпчатом снеге, трескучем морозе.

В русской литературе множество стихотворений посвящено зиме. Белоснежные пейзажи вдохновляли таких поэтов, как И. Бунин, П. Вяземский, К. Бальмонт, С. Есенин, Б. Пастернак, А. Твардовский, А. Блок.

П. Вяземский в стихотворении «Первый снег» описывает зиму ярко и празднично: 

3

Лазурью светлою горят небес вершины,

Блестящей скатертью подернулись долины,

И ярким бисером усеяны поля,

На празднике зимы красуется земля.

Зима в русской поэзии – это время очищения и переосмысления ценностей. Об этом пронзительные строки Ф.И. Тютчева: 

4

Чародейкою Зимою околдован лес стоит –

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Зима в стихах поэта – это «вещая дремота» природы, состояние чистоты. Зимний лес «весь окутан, весь окован», но от солнечного луча «весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой». В этом сиянии небесного огня и зимнего холода заключается для Тютчева идея бессмертия, соединяющая огонь жизни и холод смерти.

Русская поэтическая зима задумчива. Природа погружена в сон. Царство метелей и вьюг манит великолепием, строки зимних стихов чаруют описаниями:

5

Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы,

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы – так пишет о зиме И. Бунин.

Многие поэты любили зиму за ее волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски.

Поэма Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» пронизана темой зимы, зимнего леса: 

6

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Некрасов – певец всех угнетенных и обездоленных. Поэтому живописные картины природы, образ воеводы Мороза перекликаются с фольклорными традициями сказок о Морозке. На фоне зимы разворачивается трагедия главной героини поэмы Дарьи. Она уходит из трудной и горькой жизни в истому смерти. Измученная человеческая душа находит успокоение в зимнем сне.

В стихах А. Фета весь мир дышит, радуется жизни, природу поэт изображает в праздничном, солнечном блеске или в тонком полусвете Луны. Афанасий Фет прославился своей пейзажной лирикой, он буквально одушевляет природу: 

7

Есть ночи зимней блеск и сила.

Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

Вся степь, и кровли, и леса.

Пейзаж в стихах Фета сияет чистыми красками и первозданностью:

Чудная картина,

Как ты мне родна,

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

У каждого мастера слова – свое неповторимое лицо, свой стиль. Для Валерия Брюсова характерен твердый, чеканный стих: 8

Серебро, огни и блестки, –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Поэзия Сергея Есенина выделяется искренностью чувств, силой переживаний. Это тончайший лирик, чуткий к земным краскам и звукам: 

9

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Стихи Есенина – чарующие, звонкие – покорили Россию: 

10

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

В стихах Бориса Пастернака всегда чувствуешь свежесть и аромат первозданной природы. Поэт противопоставляет холод зимних улиц теплоте человеческих отношений: 

11

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек, один

Зимний день в сквозном проеме

Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Только крыши, снег и кроме

Крыш и снега, – никого.

В стихотворениях Б. Пастернака слышатся нежные мотивы русской природы:

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Философские раздумья человека, неразрывно связанного с природой характерны и для А. Блока: 

12

Вечер тихий и морозный.

Только снега нет и нет.

За окном включили звезды.

В доме выключили свет.

Из-за леса туча вышла,

Дом притих и замолчал.

Ночью кто-то еле слышно

В окна лапками стучал.

А. Пушкин, В. Брюсов, С. Есенин, А. Блок, Б. Пастернак – каждый увидел в природе что-то особенное, свое. Вот так из многочисленных описаний сложился яркий образ красавицы – зимы.

«У наших зим – особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега»

                            Н. Рыленков