Зима – удивительное время года. Она очаровывает чистотой и блеском, поражает великолепием. Рисуя одной белой краской, зима создает изумительные картины: узоры на стекле, сосульки, хлопья снега, деревья в белых шубах, морозные солнечные деньки, когда снег искрится словно серебро. Волшебная красота русской природы всегда вдохновляла поэтов.
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» – образец простоты и точности:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
Зима у Пушкина предстает в движении, остужая природу, она согревает человека, бодрит, пробуждает энергию. Зима – это буря, это живое существо с крутым нравом. Поэтому зимние картины написаны так живо:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая…
Стихотворение «Зимний вечер» появилось во время пребывания Пушкина в ссылке в селе Михайловском зимой 1825 года. Оно построено на противопоставлении двух миров: мира бури и мира дома, «ветхой лачужки».
Многие исследователи творчества поэта называют шедевром стихотворение Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Какими только эпитетами не наградил Пушкин снег: и «пухлая пелена», и «волнистые ковры», и «великолепные ковры». Лирические выражения в «Зимнем утре» сочетаются с обыденными. Прекрасны образы солнечного утра, комнаты, озаренной «янтарным светом». Чувство восторга зимним днем поэт стремится разделить со всем миром.
Пушкин блестяще владел русским языком, и стихи его льются, как прозрачный родник. С удивительной простатой он стремится рассказать о русской зиме, ее бодрящем холоде, рассыпчатом снеге, трескучем морозе.
В русской литературе множество стихотворений посвящено зиме. Белоснежные пейзажи вдохновляли таких поэтов, как И. Бунин, П. Вяземский, К. Бальмонт, С. Есенин, Б. Пастернак, А. Твардовский, А. Блок.
П. Вяземский в стихотворении «Первый снег» описывает зиму ярко и празднично:
Лазурью светлою горят небес вершины,
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля,
На празднике зимы красуется земля.
Зима в русской поэзии – это время очищения и переосмысления ценностей. Об этом пронзительные строки Ф.И. Тютчева:
Чародейкою Зимою околдован лес стоит –
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Зима в стихах поэта – это «вещая дремота» природы, состояние чистоты. Зимний лес «весь окутан, весь окован», но от солнечного луча «весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой». В этом сиянии небесного огня и зимнего холода заключается для Тютчева идея бессмертия, соединяющая огонь жизни и холод смерти.
Русская поэтическая зима задумчива. Природа погружена в сон. Царство метелей и вьюг манит великолепием, строки зимних стихов чаруют описаниями:
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы – так пишет о зиме И. Бунин.
Многие поэты любили зиму за ее волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски.
Поэма Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» пронизана темой зимы, зимнего леса:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Некрасов – певец всех угнетенных и обездоленных. Поэтому живописные картины природы, образ воеводы Мороза перекликаются с фольклорными традициями сказок о Морозке. На фоне зимы разворачивается трагедия главной героини поэмы Дарьи. Она уходит из трудной и горькой жизни в истому смерти. Измученная человеческая душа находит успокоение в зимнем сне.
В стихах А. Фета весь мир дышит, радуется жизни, природу поэт изображает в праздничном, солнечном блеске или в тонком полусвете Луны. Афанасий Фет прославился своей пейзажной лирикой, он буквально одушевляет природу:
Есть ночи зимней блеск и сила.
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.
Пейзаж в стихах Фета сияет чистыми красками и первозданностью:
Чудная картина,
Как ты мне родна,
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
У каждого мастера слова – свое неповторимое лицо, свой стиль. Для Валерия Брюсова характерен твердый, чеканный стих:
Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Поэзия Сергея Есенина выделяется искренностью чувств, силой переживаний. Это тончайший лирик, чуткий к земным краскам и звукам:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Стихи Есенина – чарующие, звонкие – покорили Россию:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
В стихах Бориса Пастернака всегда чувствуешь свежесть и аромат первозданной природы. Поэт противопоставляет холод зимних улиц теплоте человеческих отношений:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек, один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и кроме
Крыш и снега, – никого.
В стихотворениях Б. Пастернака слышатся нежные мотивы русской природы:
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Философские раздумья человека, неразрывно связанного с природой характерны и для А. Блока:
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды.
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла,
Дом притих и замолчал.
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал.
А. Пушкин, В. Брюсов, С. Есенин, А. Блок, Б. Пастернак – каждый увидел в природе что-то особенное, свое. Вот так из многочисленных описаний сложился яркий образ красавицы – зимы.
«У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега»
Н. Рыленков