Новый год… Традиция собираться за большим роскошным столом в ночь с 31 декабря на 1 января у армян появилась относительно недавно – в 18 веке.
По дошедшим до нас данным, армяне имели три новогодних праздника: Аманор, Навасард или Каханд и Новый год. До XXV века до н.э. Новый год встречали 21 марта, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи. Этот выбор не был случайным. В эти древние времена армянские жрецы, основываясь на своих наблюдениях, убедились, что природа пробуждается в начале весны. Этот день армяне отмечали торжествами, в которых прославляли пробуждение природы, труд земледельца, обращались к богам с просьбой об урожайном годе.
Второй новогодний праздник у армян – Навасард ‒ отмечался 11 августа. По легенде, Айк Наапет, убив тирана Бэла, даровал свободу своему роду и будущим поколениям. Это произошло 11 августа 2492 г. до н. э. И этот день стал началом нового года для армян. Августовский новый год армяне называли Навасардом (нав ‒ «новый» + сард ‒ «год»).
В XVIII веке по календарю католикоса Симеона Ереванского 1 января было принято считать началом нового года.
Новогодние заботы у армян в первую очередь связаны с выпечкой нового хлеба-лаваша. Его пекут в независимости от того есть в доме хлеб или нет. Тонир, в котором выпекают хлеб, считается священным. При выпечке на Новый год нужно обновить все: закваску, очистить тонир и очаг. В этом случае хлеб становится ритуальной пищей. В новогоднюю обрядность армян входили всеобщее очищение, обновление воды, возобновление и поддержание огня в очаге. Начиная с кануна Нового года вплоть до 6 января огонь в очаге должен гореть. Для этого старший мужчина в семье с сыновьями шли в рощу выбирать дерево твердой породы, чтобы оно горело долго, вплоть до Крещения. Оставшиеся тлеющие угли зарывали в пепел тонира, чтобы сохранить обновленный огнь, а золу собирали, чтобы обсыпать ею порог, хлев, пашню, как оберег или как средство, обеспечивающее плодородие.
Особое значение придается тому, кто первым утром придет в дом с поздравлением. Желательно, чтобы это был добрый, порядочный, удачливый человек.
Под новый год, вечером, юноши ходили по домам, поздравляя и желая благополучия. Парни поднимались на кровлю, пели песни и через верхнее окно спускали на веревке вязанный носок в комнату. Хозяева наполняли ее фруктами, круглыми хлебцами.
Как правило, новогодний стол состоял из постной пищи. Он был полон яблок, груш, айвы, винограда и других фруктов, а также изюма, пастилы, фундука, фисташек, семечек, жаренной конопли, отварной пшеницы, фасоли и бобов. Пожилая женщина, обычно, ставила на поднос хлеб, вино, мед, яблоки с горящими свечами, выходила и молилась Богу, прося, чтобы жизнь ее семьи протекала также сладко, как содержимое подноса.
В старину, армяне ставили абрикосовую ветку, украшая её сухофруктами, куклами из теста (Василы), прочими сладостями и свечами, называлось это дерево – «Кенац Цар».