В исторических книгах описано, что татары, жившие в Великой Булгарии, праздновали новый год 22 декабря – самую долгую ночь в году. С приходом рассвета считалось, что приходит обновление жизни. Так с языческих времен повелось, что в канун нового года татарские семьи наводили идеальную чистоту в доме, во дворе. Нужно было рассчитаться с долгами, отремонтировать поломанные вещи, все вымыть, выстирать, вычистить, чтобы ушла вся нечистая сила, а в праздничный день постелить новое белье, надеть новую одежду, кушать из новой посуды.
Через несколько столетий стали праздновать Новруз – 21 марта, день, в который пробуждается природа. И все выходили на улицу кормить птиц. А потом семьями участвовали в ярмарках.
По истечению столетий произошло постепенное взаимопроникновение культур. Поэтому в начале ХХ века татары вместе со всеми другими народами отмечают приход нового года в ночь с 31 декабря на 1 января, называется этот праздник Яна Ел Байрам.
Кыш Бабай (Дед Мороз) и его внучка Кар Кызе (Снегурочка) поздравляют детей в новогоднюю ночь. Кыш Бабай осуществляет мечту каждого ребенка. И под елкой всегда оставляет желанный подарок. Празднование проходит в кругу семьи, только после этого можно ходить в гости и поздравлять родственников, соседей, друзей. С собой обязательно берут татарское национальное блюдо «чак-чак», которое считается символом гостеприимства, сладкой жизни и вкуснейшим подарком.
На детском празднике, кроме Кыш Бабая и Кар Кызе приходят Шурале – дух леса, Су Анасы – дух воды, Алтынчеч (Златовласка), Убырли (Баба Яга), Кар Малай, Кар Аби и другие герои татарских сказок. Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и получают подарки. В своих выступлениях дети желают всем здоровья и добра, и приглашают в дом все новое, чистое, веселое.
Татарский новый год отличается от других тем, что на праздничном столе нет спиртных напитков. Зато есть обилие национальных блюд – запеченный гусь, губадия, блинчики с красной и черной икрой, мохан, белеш, урама, сыры, перемяч, чак-чак и много сладостей и фруктов.
Новогодний вечер, как и любой другой праздник в татарских национальных традициях, как нить, соединяющая поколения и объединяющая прошлое и настоящее.