Празднование нового года на Руси имеет свою историю. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности.
Начало празднования нового года берет с глубокой древности. У древних народов новый год совпадал с началом возрождения природы - с днем весеннего равноденствия и отмечался 22 марта. Не было народа, который не встречал бы новый год. Пляски и пиршества, следовали за таинственными обрядами. Люди надевали на себя маски с изображениями различных богов, пели и танцевали под музыку. Вместе с христианством на Руси был принят Юлианский календарь. Новое летоисчисление, начали вести от сотворения мира, а новый год его начинался с 1 марта. Позднее, по одним сведениям в конце XV века, а по другим в середине XIV века православная церковь, в соответствии с определениями Никейского собора, осуществила перевод начала нового года на 1сентября. Перенос был связан с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Такое летоисчисление продолжало оставаться до реформы Петра I. В декабре 1699 года он издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому календарю. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова. Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был в России не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Согласно указу Петра Великого на главных площадях по ночам пылали огни в смоляных бочках, устраивали фейерверки, а в домах пахло смолой и еловыми ветками. В 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная ёлка. К концу ХIХ века этот обычай стал традиционным и во многих городах.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря. В 1918 году Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ, вступил в силу с 1 февраля 1918 года. Первый Новый год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. Кроме того, возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 14 января. Новый год превратился в чисто светский праздник, а Рождество — в церковный. Введённый обычай украшать жилища хвойными ветками и деревьями возродилось в XIX веке, но уже как рождественский обычай, поэтому, например, в рассказах о Ленине речь идёт про ёлку рождественскую, а не новогоднюю. До 1919 года православное Рождество праздновалось до Нового года, а не после, как сейчас.
28 декабря 1935 г., в газете «Правда» появилась статья второго секретаря ЦК КП(б) Украины, первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». И уже через четыре дня, 31 декабря, на прилавках магазинов появился «расширенный ассортимент ёлочных украшений». В том же году Правительством было принято решение о праздновании Нового года в СССР.
Наркомат просвещения в 1937 г. выпустил первое методическое пособие «Елка в детском саду», где были даны подробные рекомендации, какие ёлочные игрушки куда следует вешать и как надо организовать веселье для детей.