Белорусский народный обряд «Колядные цари» существует только в деревне Семежево Копыльского района Минской области.

12824История обряда «Колядные цари» уходит корнями в XVIII век, когда недалеко от деревни Семежево стояли части царской армии (после разделов Речи Посполитой). Как говорит семежевское предание, в дни празднования Нового года по старому стилю солдаты и офицеры ходили по дворам, показывая веселое представление, за что хозяева одаривали их угощением. По какой причине они это делали, доподлинно неизвестно. Краеведы предполагают, что, возможно, из любви к кулинарным традициям белорусов, то ли от безделья, а может, по доброте христианской.

После того, как отряд покинул деревню, местные жители не только сохранили традицию, но и развили ее в уникальное рождественское действо. Обряд «Колядные цари» объединил элементы карнавала и народной драмы. Его украшением стали самобытный фольклор, декоративно-прикладное искусство, особые рождественские блюда национальной кухни.

В народе верят, что в доме, где побывали «цари», весь год будет мир, согласие и богатство. Гостеприимные хозяева щедро одаривают колядовщиков колбасами, пирогами. Чем больше приносят угощений «царям», тем обильнее и удачливее будет год для хозяев дома.201cf630adb4e9d2d428159197cd9214 thumb 600x390 crop

Возродили обряд в 1996 году: были собраны документальные материалы, свидетельства старожилов, а в самой деревне Семежево ежегодно стали проводить «Колядные цари».

По традиции, в обряде участвуют молодые мужчины и юноши – «цари». Они одеты в белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязаны красные семежевские пояса с традиционным орнаментом. На голове у них – высокие шапки, украшенные разноцветными лентами. Каждый юноша исполняет свою роль – лекаря, барабанщика, мехоноши. Среди других персонажей – главный герой, царь Максимилиан, царь Мамай, Дед и Баба.

Передвигаясь по деревенской улице, участники громкой праздничной процессии входят в дом и разыгрывают историко-религиозную драму «Царь Максимилиан» с «батальными» сценами, секретами народного врачевания. С наступлением темноты «цари» зажигают факелы. Проводится обряд в Щедрый вечер с 13 на 14 января.

Обряд «Колядные цари» признан проявлением нематериального культурного наследия Беларуси. В 2009 году он был внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.