Донецкий краеведческий музей и радио «Республика» представляют совместный проект
«Песни Великой Победы»


zZOMHJ21dNwВ рамках объявленного в Донецкой Народной Республике Года Великой Победы Донецкий республиканский краеведческий музей и Радио «Республика» запустили совместный эфирный проект «Песни Великой Победы». Целью проекта является сохранение исторической памяти о подвиге народа-победителя в годы Великой Отечественной войны, а также популяризация творческого наследия советских поэтов и композиторов. В рамках проекта запланировано создание серии радиопрограмм, рассказывающих об истории создания песен военных и послевоенных лет, посвящённых Великой Отечественной войне и Великой Победе. Программы подготовлены по материалам научной библиотеки ДРКМ.

«Песни Великой Победы» выходят в эфир Радио «Республика» на волне 99,0 FM еженедельно по четвергам в 19:35 с повторами в выходные дни. Первый эфир программы состоялся 19 марта 2020 года.

Предлагаем вниманию записи радиовыпусков вместе с текстами передач.

«Ехал я из Берлина» - одна из первых послевоенных песен о Великой Отечественной войне авторства композитора Исаака Дунаевского и поэта Льва Ошанина. Эта композиция стала первой совместной работой прекрасного творческого тандема и, пожалуй, первой песней, столь ярко отразившей величайшую радость солдата, прошедшего войну и предвкушающего скорую встречу со своими близкими. И если в написанной спустя 30 лет песне «День Победы» эта радость – «со слезами на глазах», то здесь она – безусловная, всеобъемлющая и переполняющая.

Задорная, заражающая своим оптимизмом песня о том, что «помирать нам рановато» перекликается с не менее известной «Песенкой фронтовых корреспондентов». И этот оптимизм – не напускной. Без юмора, находчивости, умения не зацикливаться на трудностях и горестях солдату на войне приходилось бы в разы сложнее. Потому в большом почёте были люди такого склада, как Василий Тёркин Твардовского. Такой же образ – и у героя песни, фронтового шофёра, сохранившего бодрость духа до последней минуты.

Песня «Под звёздами балканскими» или, как её называли сами авторы, поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, «Где ж вы, где ж вы, очи карие?», – прекрасное творение советской музыкальной эпохи, посвящённое событиям заключительного этапа Великой Отечественной войны. Написанная в послевоенном 1946 году, она по сей день напоминает всему миру о подвиге советских солдат, освободивших Европу от фашизма. В наши дни это особенно актуально.

«Песенка военных корреспондентов», написанная поэтом-фронтовиком Константином Симоновым и композитором Матвеем Блантером, посвящена особому племени людей, с риском для жизни создававших грандиозную летопись Великой Отечественной войны. «Жив ты или помер – главное, чтоб в номер материал успел ты передать» – вот квинтэссенция тяжёлой работы фронтовых журналистов, под огнём врага готовившими репортажи с передовой и вместе с первыми воинскими частями входившими в освобождённые города.

Эта песня родилась весной 1945 года в результате встречи её авторов с солдатами, добивавшими врага уже на его территории, под Кёнигсбергом. Как раз в это время композитор Василий Соловьёв-Седой и поэт Алексей Фатьянов присоединились к концертной бригаде, состоявшей из певцов и музыкантов. Бригада направлялась в воинские части в Восточной Пруссии, чтобы давать там концерты для воинов…

Широко известная песня «Огонёк» пользовалась большой популярностью у бойцов. По чему-то меткому выражению, она своим теплом согревала сердце молодого солдата в холодном фронтовом окопе. Слушая её, боец уносился мыслями к своей любимой и единственной, которая где-то далеко, за сотни и тысячи километров от линии фронта, верно ждала его, так же мысленно не расставаясь со своим любимым. Невидимая и неразрывная связь душ и сердец, разлучённых войной, – вот чем была эта песня.

Раздольный и задушевный, полный светлой грусти напев… Написанная в самом начале Великой Отечественной войны, «Вечер на рейде» была одной из любимых лирических песен – причём не только у моряков, о которых в неё поётся. Думается, секрет успеха песни кроется в точно схваченном и просто переданном чувстве любви к родному дому, ко всему близкому и дорогому; тому, что нужно было отстоять любой ценой – даже если ею была собственная жизнь.

Написанная спустя десятилетие после окончания Великой Отечественной войны песня «Москвичи» стала негласным посвящением всем юным защитникам Родины, не вернувшимся с фронта, и их близким, вопреки горькой действительности, всю жизнь ждавших их домой.

Хотя эта песня была написана через 30 лет после Великой Победы, многие ветераны-фронтовики считали, что она абсолютно точно передает те чувства и ощущения, которые они испытывали в победном мае 1945 года. Это неудивительно, ведь стихи к ней писал фронтовик Булат Окуджава, а музыку – композитор Валентин Левашов, в годы войны руководивший различными армейскими коллективами.

Песня «Смуглянка» по праву относится к разряду советской песенной классики периода Великой Отечественной войны, и это, безусловно, правильно. Но мало кому известно, что она была написана ещё в довоенное время, и совсем по другому поводу. А потом у неё было ещё целых два рождения, за которыми последовала всенародная любовь и не угасающая с годами популярность. В разных обработках «Смуглянка» входила в репертуар многих известных исполнителей, а в 1973 году песня прозвучала в потрясающем, трогательном фильме нашего земляка Леонида Быкова «В бой идут одни старики», и у большинства современных слушателей стала ассоциироваться в первую очередь с этим фильмом.