Page 151 - Талант умноженный на характер
P. 151
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ
Зиновий Осипович услышал мои
Александра Ставринова, возможности, и среди прочего пред-
солистка ансамбля «Донбасс» в 1966-1992 гг., ложил мне произведение а капелла,
заслуженный работник культуры Украины: такое шуточное, с хором, «Лысина»
«Мы ощущали свою причастность к шахтёрским называется. И смеётся: «Будешь
рекордам – после наших выступлений росла обыгрывать на мне». В ансамбле же
угледобыча» все ребята молодые, а он уже был
в летах…
Даже в те периоды, когда Дуна-
евский официально не руководил
До прихода в ансамбль я работала в отделе культуры Ста- ансамблем, он всё равно держал
робешевского района. Узнала, что есть вакансии в хор ан- руку на пульсе и не выпускал кол-
самбля «Донбасс», прослушалась, и меня взяли. Обстановка лектив из поля зрения. Отслеживал
была очень творческая, хор насчитывал почти 40 человек, все постановки. Это же было его де-
имел очень высокий исполнительский уровень и огромный тище, он всё время следил за жиз-
репертуар. Художественным руководителем и главным хор- нью ансамбля и негласно оказывал
мейстером тогда был Константин Прокофьевич Семёнов, за- ему поддержку. У него чудесные
служенный деятель искусств Украины. были отношения с нашим тогдаш-
Несмотря на то, что я пришла совсем «зелёная», без опыта ним директором Павлом Маркови-
выступлений, я нашла огромную поддержку и понимание в коллективе. Определили, где я в долж- чем Стойко, а потом с пришедшим
на стоять в хоре, я оказалась рядышком с легендарной солисткой ансамбля Галиной Комовой, пре- на его место Александром Алексан-
красным сопрано. Я впитывала и перенимала от неё всё, что только можно было, а она подсказы- дровичем Устиновым. Так что запи-
вала, очень дружелюбно. И руководитель у нас был потрясающий. Я быстро вошла в репертуар, си в трудовой книжке не отражали,
и в скором времени мы поехали на гастроли. Так что сложностей адаптационного периода у меня на мой взгляд, его истинной связи
не было. с ансамблем. Очень многие профес-
Вскоре после моего прихода ансамбль стал готовиться к одной из поездок за рубеж, в Герма- сионалы по его просьбе приезжали
нию. Мы выезжали малым составом, и отбор проходил буквально на ходу. Сопрано у нас в хоре поставить то или иное произведение
было 10 человек, а ехало всего четыре. И я из числа молодых попала в этот состав, представляете? для коллектива. Вообще, Зиновий
Наш знаменитый «Шахтёрский вальс» бессменно пела Галина, и тут вдруг она приболела. Встал Осипович был необыкновенным –
вопрос, кто же будет петь, а дирижёр наш говорит: «Саша, давай!». И я только один раз перед кон- очень искренним, очень человеч-
цертом успела отрепетировать, и сразу концерт. Спела – а потом вечерний концерт, и Комова по- ным, очень светлым – это не говоря Плеяда солистов ансамбля «Донбасс»:
прежнему нездорова, и опять «Шахтёрский вальс» пою я… А это было грандиозное зрелище, балет о его таланте. Мог, если заслужил, Андрей Ковпак, Виктор Карант, Александра Ставринова, Юрий Коченов.
1980-е гг.
и хор выходили на сцену через весь зал, в шахтёрских касках, исполняли марш «Славься, шахтёров и пожурить, но делал это мягко,
племя!», и затем начинался собственно «Шахтёрский вальс»… и от этого его замечания врезались
И вот мы вернулись в Донецк, в ансамбль вновь пришёл Зиновий Дунаевский. У нас прогон кон- нам ещё сильнее. Мы между собой называли его «Зиновьич». Он был небольшого роста, слег-
церта, а Галина сидит в сторонке, всё ещё не в голосе. Дунаевский говорит: «Галина, на сцену!», ка раскосые глаза, а его манера дирижировать – это что-то непередаваемое. Такие мягкие дви-
а она говорит: «Я не пою». Он ей: «А если бы там так случилось?» (а его на тех гастролях с нами жения... Если он немножко опускал руку, хор и оркестр делали такое пиано! Поднимет вверх –
ещё не было). А она отвечает: «И там так случилось». – «И кто же пел?» – «Саша». А Дунаевский и мы понимали, что это фортиссимо или форте…
же только приехал и ещё не всех новичков увидел. И он говорит: «А кто здесь Саша? Выходи!». Помню, поехали, отработали концерт, и Зиновьич говорит инспектору ансамбля: передай
Я разволновалась, вышла, спела – оркестр, хор, в общем, перенервничала. И он мне говорит: по подразделениям, что я всех приглашаю в ресторан «Москва». Мы приходим, и он всех угощает,
«Ну что, успокоилась?». «Немного», – отвечаю. И он: «А сейчас ещё раз споём!». Я ещё раз спела, поднимает 50 граммов коньячка за прекрасных дам – и потом на базу. Всегда, когда Зиновий Оси-
и он говорит: «Ну, вот, Галя Комова, теперь у тебя есть дублёр – Саша Ставринова». Это я к вопросу пович к нам приезжал, он приглашал к нам разных деятелей искусства из Москвы, и были такие
обстановки в ансамбле – всё было очень доброжелательно, а ведь в такой ситуации реакция могла потрясающие встречи, они были очень интересными собеседниками, с огромным чувством юмора.
быть совершенно иной… Потом, когда он уже от нас уехал, нас жизнь разбросала, я тоже уехала работать в Чехословакию,
146 147