Page 151 - Талант умноженный на характер
P. 151

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                     ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


            Зиновий Осипович услышал мои
 Александра Ставринова,   возможности, и среди прочего пред-
 солистка ансамбля «Донбасс» в 1966-1992 гг.,   ложил мне произведение а капелла,
 заслуженный работник культуры Украины:   такое шуточное, с хором, «Лысина»

 «Мы ощущали свою причастность к шахтёрским   называется.  И  смеётся:  «Будешь
 рекордам – после наших выступлений росла   обыгрывать на мне». В ансамбле же
 угледобыча»  все  ребята  молодые,  а  он  уже  был
         в летах…
            Даже  в  те  периоды,  когда  Дуна-
         евский  официально  не  руководил
 До прихода в ансамбль я работала в отделе культуры Ста-  ансамблем,  он  всё  равно  держал
 робешевского  района.  Узнала,  что  есть  вакансии  в  хор  ан-  руку  на  пульсе  и  не  выпускал  кол-
 самбля «Донбасс», прослушалась, и меня взяли. Обстановка   лектив из поля зрения. Отслеживал
 была  очень  творческая,  хор  насчитывал  почти  40  человек,   все постановки. Это же было его де-
 имел очень высокий исполнительский уровень и огромный   тище, он всё время следил за жиз-
 репертуар. Художественным руководителем и главным хор-  нью ансамбля и негласно оказывал
 мейстером тогда был Константин Прокофьевич Семёнов, за-  ему  поддержку.  У  него  чудесные
 служенный деятель искусств Украины.   были  отношения  с  нашим  тогдаш-
 Несмотря на то, что я пришла совсем «зелёная», без опыта   ним директором Павлом Маркови-
 выступлений, я нашла огромную поддержку и понимание в коллективе. Определили, где я в долж-  чем Стойко, а потом с пришедшим
 на стоять в хоре, я оказалась рядышком с легендарной солисткой ансамбля Галиной Комовой, пре-  на его место Александром Алексан-
 красным сопрано. Я впитывала и перенимала от неё всё, что только можно было, а она подсказы-  дровичем Устиновым. Так что запи-
 вала, очень дружелюбно. И руководитель у нас был потрясающий. Я быстро вошла в репертуар,   си в трудовой книжке не отражали,
 и в скором времени мы поехали на гастроли. Так что сложностей адаптационного периода у меня   на  мой  взгляд,  его  истинной  связи
 не было.   с ансамблем. Очень многие профес-
 Вскоре после моего прихода ансамбль стал готовиться к одной из поездок за рубеж, в Герма-  сионалы по его просьбе приезжали
 нию. Мы выезжали малым составом, и отбор проходил буквально на ходу. Сопрано у нас в хоре   поставить то или иное произведение
 было 10 человек, а ехало всего четыре. И я из числа молодых попала в этот состав, представляете?   для  коллектива.  Вообще,  Зиновий
 Наш знаменитый «Шахтёрский вальс» бессменно пела Галина, и тут вдруг она приболела. Встал   Осипович  был  необыкновенным  –
 вопрос, кто же будет петь, а дирижёр наш говорит: «Саша, давай!». И я только один раз перед кон-  очень  искренним,  очень  человеч-
 цертом успела отрепетировать, и сразу концерт. Спела – а потом вечерний концерт, и Комова по-  ным, очень светлым – это не говоря   Плеяда солистов ансамбля «Донбасс»:
 прежнему нездорова, и опять «Шахтёрский вальс» пою я… А это было грандиозное зрелище, балет   о  его  таланте.  Мог,  если  заслужил,   Андрей Ковпак, Виктор Карант, Александра Ставринова, Юрий Коченов.
                                                        1980-е гг.
 и хор выходили на сцену через весь зал, в шахтёрских касках, исполняли марш «Славься, шахтёров   и  пожурить,  но  делал  это  мягко,
 племя!», и затем начинался собственно «Шахтёрский вальс»…  и от этого его замечания врезались
 И вот мы вернулись в Донецк, в ансамбль вновь пришёл Зиновий Дунаевский. У нас прогон кон-  нам ещё сильнее. Мы между собой называли его «Зиновьич». Он был небольшого роста, слег-
 церта, а Галина сидит в сторонке, всё ещё не в голосе. Дунаевский говорит: «Галина, на сцену!»,   ка раскосые глаза, а его манера дирижировать – это что-то непередаваемое. Такие мягкие дви-
 а она говорит: «Я не пою». Он ей: «А если бы там так случилось?» (а его на тех гастролях с нами   жения... Если он немножко опускал руку, хор и оркестр делали такое пиано! Поднимет вверх –
 ещё не было). А она отвечает: «И там так случилось». – «И кто же пел?» – «Саша». А Дунаевский   и мы понимали, что это фортиссимо или форте…
 же только приехал и ещё не всех новичков увидел. И он говорит: «А кто здесь Саша? Выходи!».   Помню,  поехали,  отработали  концерт,  и  Зиновьич  говорит  инспектору  ансамбля:  передай
 Я  разволновалась,  вышла,  спела  –  оркестр,  хор,  в  общем,  перенервничала.  И  он  мне  говорит:   по подразделениям, что я всех приглашаю в ресторан «Москва». Мы приходим, и он всех угощает,
 «Ну что, успокоилась?». «Немного», – отвечаю. И он: «А сейчас ещё раз споём!». Я ещё раз спела,   поднимает 50 граммов коньячка за прекрасных дам – и потом на базу. Всегда, когда Зиновий Оси-
 и он говорит: «Ну, вот, Галя Комова, теперь у тебя есть дублёр – Саша Ставринова». Это я к вопросу   пович к нам приезжал, он приглашал к нам разных деятелей искусства из Москвы, и были такие
 обстановки в ансамбле – всё было очень доброжелательно, а ведь в такой ситуации реакция могла   потрясающие встречи, они были очень интересными собеседниками, с огромным чувством юмора.
 быть совершенно иной…  Потом, когда он уже от нас уехал, нас жизнь разбросала, я тоже уехала работать в Чехословакию,

 146                                                                                                    147
   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156