Page 150 - Талант умноженный на характер
P. 150

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                                                                                                                           ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


                                                                                                                                         Зиновий Осипович услышал мои
                                                 Александра Ставринова,                                                               возможности, и среди прочего пред-
                                                 солистка ансамбля «Донбасс» в 1966-1992 гг.,                                         ложил мне произведение а капелла,
                                                 заслуженный работник культуры Украины:                                               такое шуточное, с хором, «Лысина»

                                                 «Мы ощущали свою причастность к шахтёрским                                           называется.  И  смеётся:  «Будешь
                                                 рекордам – после наших выступлений росла                                             обыгрывать на мне». В ансамбле же
                                                 угледобыча»                                                                          все  ребята  молодые,  а  он  уже  был
                                                                                                                                      в летах…
                                                                                                                                         Даже  в  те  периоды,  когда  Дуна-
                                                                                                                                      евский  официально  не  руководил
                                                     До прихода в ансамбль я работала в отделе культуры Ста-                          ансамблем,  он  всё  равно  держал
                                                   робешевского  района.  Узнала,  что  есть  вакансии  в  хор  ан-                   руку  на  пульсе  и  не  выпускал  кол-
                                                   самбля «Донбасс», прослушалась, и меня взяли. Обстановка                           лектив из поля зрения. Отслеживал
                                                   была  очень  творческая,  хор  насчитывал  почти  40  человек,                     все постановки. Это же было его де-
                                                   имел очень высокий исполнительский уровень и огромный                              тище, он всё время следил за жиз-
                                                   репертуар. Художественным руководителем и главным хор-                             нью ансамбля и негласно оказывал
                                                   мейстером тогда был Константин Прокофьевич Семёнов, за-                            ему  поддержку.  У  него  чудесные
                                                   служенный деятель искусств Украины.                                                были  отношения  с  нашим  тогдаш-
                                                     Несмотря на то, что я пришла совсем «зелёная», без опыта                         ним директором Павлом Маркови-
         выступлений, я нашла огромную поддержку и понимание в коллективе. Определили, где я в долж-                                  чем Стойко, а потом с пришедшим
         на стоять в хоре, я оказалась рядышком с легендарной солисткой ансамбля Галиной Комовой, пре-                                на его место Александром Алексан-
         красным сопрано. Я впитывала и перенимала от неё всё, что только можно было, а она подсказы-                                 дровичем Устиновым. Так что запи-
         вала, очень дружелюбно. И руководитель у нас был потрясающий. Я быстро вошла в репертуар,                                    си в трудовой книжке не отражали,
         и в скором времени мы поехали на гастроли. Так что сложностей адаптационного периода у меня                                  на  мой  взгляд,  его  истинной  связи
         не было.                                                                                                                     с ансамблем. Очень многие профес-
            Вскоре после моего прихода ансамбль стал готовиться к одной из поездок за рубеж, в Герма-                                 сионалы по его просьбе приезжали
         нию. Мы выезжали малым составом, и отбор проходил буквально на ходу. Сопрано у нас в хоре                                    поставить то или иное произведение
         было 10 человек, а ехало всего четыре. И я из числа молодых попала в этот состав, представляете?                             для  коллектива.  Вообще,  Зиновий
         Наш знаменитый «Шахтёрский вальс» бессменно пела Галина, и тут вдруг она приболела. Встал                                    Осипович  был  необыкновенным  –
         вопрос, кто же будет петь, а дирижёр наш говорит: «Саша, давай!». И я только один раз перед кон-                             очень  искренним,  очень  человеч-
         цертом успела отрепетировать, и сразу концерт. Спела – а потом вечерний концерт, и Комова по-                                ным, очень светлым – это не говоря             Плеяда солистов ансамбля «Донбасс»:
         прежнему нездорова, и опять «Шахтёрский вальс» пою я… А это было грандиозное зрелище, балет                                  о  его  таланте.  Мог,  если  заслужил,        Андрей Ковпак, Виктор Карант, Александра Ставринова, Юрий Коченов.
                                                                                                                                                                                     1980-е гг.
         и хор выходили на сцену через весь зал, в шахтёрских касках, исполняли марш «Славься, шахтёров                               и  пожурить,  но  делал  это  мягко,
         племя!», и затем начинался собственно «Шахтёрский вальс»…                                                                    и от этого его замечания врезались
            И вот мы вернулись в Донецк, в ансамбль вновь пришёл Зиновий Дунаевский. У нас прогон кон-                                нам ещё сильнее. Мы между собой называли его «Зиновьич». Он был небольшого роста, слег-
         церта, а Галина сидит в сторонке, всё ещё не в голосе. Дунаевский говорит: «Галина, на сцену!»,                              ка раскосые глаза, а его манера дирижировать – это что-то непередаваемое. Такие мягкие дви-
         а она говорит: «Я не пою». Он ей: «А если бы там так случилось?» (а его на тех гастролях с нами                              жения... Если он немножко опускал руку, хор и оркестр делали такое пиано! Поднимет вверх –
         ещё не было). А она отвечает: «И там так случилось». – «И кто же пел?» – «Саша». А Дунаевский                                и мы понимали, что это фортиссимо или форте…
         же только приехал и ещё не всех новичков увидел. И он говорит: «А кто здесь Саша? Выходи!».                                     Помню,  поехали,  отработали  концерт,  и  Зиновьич  говорит  инспектору  ансамбля:  передай
         Я  разволновалась,  вышла,  спела  –  оркестр,  хор,  в  общем,  перенервничала.  И  он  мне  говорит:                       по подразделениям, что я всех приглашаю в ресторан «Москва». Мы приходим, и он всех угощает,
         «Ну что, успокоилась?». «Немного», – отвечаю. И он: «А сейчас ещё раз споём!». Я ещё раз спела,                              поднимает 50 граммов коньячка за прекрасных дам – и потом на базу. Всегда, когда Зиновий Оси-
         и он говорит: «Ну, вот, Галя Комова, теперь у тебя есть дублёр – Саша Ставринова». Это я к вопросу                           пович к нам приезжал, он приглашал к нам разных деятелей искусства из Москвы, и были такие
         обстановки в ансамбле – всё было очень доброжелательно, а ведь в такой ситуации реакция могла                                потрясающие встречи, они были очень интересными собеседниками, с огромным чувством юмора.
         быть совершенно иной…                                                                                                        Потом, когда он уже от нас уехал, нас жизнь разбросала, я тоже уехала работать в Чехословакию,

                 146                                                                                                                                                                                                                 147
   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155