Page 153 - Талант умноженный на характер
P. 153
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ
и потом по возвращении хотела его разыскать, но как-то не сложилось, жизнь закрутила. Жалею
теперь, нужно было его найти… Лариса и Владимир Смирновы,
Гастролей у нас в те годы было очень много. Помню, ездили на Балтийский флот, мы были артисты балета ансамбля «Донбасс»
его «шефами», то есть у нас был закреплённый график выступлений. Выступали в домах офице- в 1970-1990-е годы:
ров, в домах моряков, были и на палубах военных кораблей и даже на подводных лодках, пред- «Нас очень любил Иосиф Кобзон»
ставляете? Мне особенно запомнился концерт в Балтийске – мы выступали в Калининграде, а по-
том переехали в соседний Балтийск, закрытый город. У меня на родине в Старобешево все знали,
куда я езжу на гастроли, а моя мама работала в кафе, и к ней пришла знакомая – мамочка од-
ного солдатика-срочника, который служил в Балтийске. Она дала моей маме адрес и говорит –
может, Сашенька встретит там моего Толика… И, представляете, «звёзды сошлись»! Мы приеха- История нашей семьи в ансамбле «Донбасс» началась в феврале 1974 года. Базы на Щорса
ли в этот город, я нашла эту воинскую часть, и этого Толика, и подошла туда, пока у нас там была уже как таковой не было (хотя администрация там ещё оставалась), а новая ещё достраивалась.
репетиция. Старшина организовал своих морячков, и мы их пригласили на наше выступление. И в этот непродолжительный период, до новоселья, мы репетировали в ДК шахтоуправления
И этот мальчик, мой земляк, был в числе тех, кто побывал на концерте ансамбля, прибывшего «Октябрьское». А потом, как достроили новые здания, мы перешли туда – как в общежитие,
с его далёкой родины… так и на базу. Помпезного открытия не было – нам просто сказали, что с такого-то числа на-
Много было зарубежных поездок. Ездили в Польшу – мы дружили угольными бассейнами чинаем работать в новом здании. Новоселье не отмечали, переселились в рабочем порядке.
с Катовицким воеводством. На шахтах много выступали. Первый наряд – в шесть утра, и наша кон- В ансамбль мы пришли, уже будучи семейной парой. Работалось отлично, коллектив очень теп-
цертная группа туда выезжала, и на более поздние наряды, провожали горняков в забой… И было ло принял нас. Балет на тот момент большим не был – в отличие от хора, плюс солисты, «разговор-
очень приятно потом узнавать, что, например, мы выступили перед их спуском в шахту, и потом ники» – артисты разговорного жанра.
они за смену дали рекордную добычу угля – мы ощущали свою причастность к трудовым подви- Много гастролей было… На гастролях я всегда выносила хлеб-соль, такая у меня была «закре-
гам. Так что награда «Шахтёрская слава» І степени – она именно за это. Полностью заслуженная. плённая миссия». Я была молоденькой, стеснялась: представьте, я иду – а за мной весь коллектив,
Над нами в свою очередь шефствовала комплексная бригада нашего знаменитого земляка, Ге- и встаёт весь зал… Помню, как в Румынии нам все зрители стоя аплодировали. Вообще, за рубежом
роя Соцтруда Ивана Стрельченко. Он лично приходил к нам в гости. Наверняка с их стороны была нас всегда очень тепло принимали, интересовались, как мы здесь живём. У меня было одно вечер-
и материальная поддержка – этих нюансов я не знаю. Но я хорошо помню его приезды, встречи нее платье, которое со мной «объездило» пол мира… И мы всегда с мужем были вместе, на всех га-
в хоровом классе (сейчас это оркестровый зал), он рассказывал нашему шахтёрскому ансамблю стролях. Только один раз он поехал без меня – в Америку. Я тогда заболела, а он не мог не поехать.
о своих достижениях... Мы работали на площадках со многими звёздами эстрады. Лев Лещенко, Владимир Винокур,
Выезжали мы и в чернобыльскую зону, если не ошибаюсь, непосредственно в Припять. Пом- Валерий Леонтьев, многие знаменитые коллективы, длительные гастроли – по месяцу, по два.
ню, что площадка, где мы выступали, была не совсем приспособлена для концертов, что-то вроде Наши «звёздные» коллеги у нас всё спрашивали, сколько нам платят за концерт, а мы гордо отве-
конференц-зала. Но вот точнее, что это был за зал, к сожалению, я уже не вспомню, и спросить чали: «Суточные!». Хотя и они на тот момент ещё не были такими высокооплачиваемыми,
не у кого. Эту поездку совместили с гастролями в Киев, особо не афишируя, и потом нам за неё дали как сейчас. Но всё равно – звёзды, и им нравилось работать с нашим коллективом. Нас очень лю-
грамоту. Более того, наш артист-разговорник, заслуженный артист Украины Михаил Шевченко бил Иосиф Кобзон. Он всегда говорил: «Самые красивые женщины в мире – это артистки Шах-
неоднократно туда выезжал отдельно. И потом позже выезжали ещё раз, небольшим составом. тёрского ансамбля!». Мы работали с ним много раз. Всегда был очень общительным, и повторял:
Мы всегда очень ответственно относились к любым выступлениям, но тогда к чувству ответствен- в мире такого города, как Донецк, больше нет… Курьёзы были, когда мы выступали вместе с Леон-
ности примешалось такое ощущение неизвестности, и очень хотелось поддержать этих людей, тьевым. После окончания концерта его всегда «оккупировали» поклонницы, и он просил нас взять
поднять их дух… его в кольцо и помочь дойти до автобуса. И потом расцеловывал наших девчонок в знак благодар-
ности.
Мы с Володей закончили студию Вирского, и помню, какой был подъём, когда в ансамбль приш-
ли балетмейстеры Алексей Гомон, а позже Евгений Макаров – «вирчане», настоящие легенды.
Гомон сделал огромнейший вклад в развитие ансамбля, который по сей день не утратил актуаль-
ности. Это был балетмейстер, который, по сути, перевернул мир в ансамбле, его «Гопак» нель-
зя сравнить ни с чем. Авторству Гомона принадлежит и постановка «Хатынь», у моего супруга
там была главная роль. Эта композиция исполнялась вместе с хором, и это было как реквием, гран-
диозное зрелище, плакал весь зал… Поставить такое мог только уникальный человек, с огромной
душой и сердцем. А «Калинку» поставил балетмейстер Михайлов, он работал у нас в коллекти-
ве дважды, в молодом возрасте и потом уже в старости. Помню, потом, когда он, уже будучи по-
148 149