Page 153 - Талант умноженный на характер
P. 153

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                     ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


 и потом по возвращении хотела его разыскать, но как-то не сложилось, жизнь закрутила. Жалею
 теперь, нужно было его найти…  Лариса и Владимир Смирновы,
 Гастролей у нас в те годы было очень много. Помню, ездили на Балтийский флот, мы были   артисты балета ансамбля «Донбасс»
 его «шефами», то есть у нас был закреплённый график выступлений. Выступали в домах офице-  в 1970-1990-е годы:
 ров, в домах моряков, были и на палубах военных кораблей и даже на подводных лодках, пред-  «Нас очень любил Иосиф Кобзон»
 ставляете? Мне особенно запомнился концерт в Балтийске – мы выступали в Калининграде, а по-
 том переехали в соседний Балтийск, закрытый город. У меня на родине в Старобешево все знали,
 куда я езжу на гастроли, а моя мама работала в кафе, и к ней пришла знакомая – мамочка од-
 ного солдатика-срочника, который служил в Балтийске. Она дала моей маме адрес и говорит –
 может, Сашенька встретит там моего Толика… И, представляете, «звёзды сошлись»! Мы приеха-  История  нашей  семьи  в  ансамбле  «Донбасс»  началась  в  феврале  1974  года.  Базы  на  Щорса
 ли в этот город, я нашла эту воинскую часть, и этого Толика, и подошла туда, пока у нас там была   уже как таковой не было (хотя администрация там ещё оставалась), а новая ещё достраивалась.
 репетиция. Старшина организовал своих морячков, и мы их пригласили на наше выступление.   И  в  этот  непродолжительный  период,  до  новоселья,  мы  репетировали  в  ДК  шахтоуправления
 И этот мальчик, мой земляк, был в числе тех, кто побывал на концерте ансамбля, прибывшего   «Октябрьское».  А  потом,  как  достроили  новые  здания,  мы  перешли  туда  –  как  в  общежитие,
 с его далёкой родины…  так  и  на  базу.  Помпезного  открытия  не  было  –  нам  просто  сказали,  что  с  такого-то  числа  на-
 Много  было  зарубежных  поездок.  Ездили  в  Польшу  –  мы  дружили  угольными  бассейнами   чинаем  работать  в  новом  здании.  Новоселье  не  отмечали,  переселились  в  рабочем  порядке.
 с Катовицким воеводством. На шахтах много выступали. Первый наряд – в шесть утра, и наша кон-  В ансамбль мы пришли, уже будучи семейной парой. Работалось отлично, коллектив очень теп-
 цертная группа туда выезжала, и на более поздние наряды, провожали горняков в забой… И было   ло принял нас. Балет на тот момент большим не был – в отличие от хора, плюс солисты, «разговор-
 очень приятно потом узнавать, что, например, мы выступили перед их спуском в шахту, и потом   ники» – артисты разговорного жанра.
 они за смену дали рекордную добычу угля – мы ощущали свою причастность к трудовым подви-  Много гастролей было… На гастролях я всегда выносила хлеб-соль, такая у меня была «закре-
 гам. Так что награда «Шахтёрская слава» І степени – она именно за это. Полностью заслуженная.   плённая миссия». Я была молоденькой, стеснялась: представьте, я иду – а за мной весь коллектив,
 Над нами в свою очередь шефствовала комплексная бригада нашего знаменитого земляка, Ге-  и встаёт весь зал… Помню, как в Румынии нам все зрители стоя аплодировали. Вообще, за рубежом
 роя Соцтруда Ивана Стрельченко. Он лично приходил к нам в гости. Наверняка с их стороны была   нас всегда очень тепло принимали, интересовались, как мы здесь живём. У меня было одно вечер-
 и материальная поддержка – этих нюансов я не знаю. Но я хорошо помню его приезды, встречи   нее платье, которое со мной «объездило» пол мира… И мы всегда с мужем были вместе, на всех га-
 в хоровом классе (сейчас это оркестровый зал), он рассказывал нашему шахтёрскому ансамблю   стролях. Только один раз он поехал без меня – в Америку. Я тогда заболела, а он не мог не поехать.
 о своих достижениях...  Мы работали на площадках со многими звёздами эстрады. Лев Лещенко, Владимир Винокур,
 Выезжали мы и в чернобыльскую зону, если не ошибаюсь, непосредственно в Припять. Пом-  Валерий Леонтьев, многие знаменитые коллективы, длительные гастроли – по месяцу, по два.
 ню, что площадка, где мы выступали, была не совсем приспособлена для концертов, что-то вроде   Наши «звёздные» коллеги у нас всё спрашивали, сколько нам платят за концерт, а мы гордо отве-
 конференц-зала. Но вот точнее, что это был за зал, к сожалению, я уже не вспомню, и спросить   чали:  «Суточные!».  Хотя  и  они  на  тот  момент  ещё  не  были  такими  высокооплачиваемыми,
 не у кого. Эту поездку совместили с гастролями в Киев, особо не афишируя, и потом нам за неё дали   как сейчас. Но всё равно – звёзды, и им нравилось работать с нашим коллективом. Нас очень лю-
 грамоту. Более того, наш артист-разговорник, заслуженный артист Украины Михаил Шевченко   бил Иосиф Кобзон. Он всегда говорил: «Самые красивые женщины в мире – это артистки Шах-
 неоднократно туда выезжал отдельно. И потом позже выезжали ещё раз, небольшим составом.   тёрского ансамбля!». Мы работали с ним много раз. Всегда был очень общительным, и повторял:
 Мы всегда очень ответственно относились к любым выступлениям, но тогда к чувству ответствен-  в мире такого города, как Донецк, больше нет… Курьёзы были, когда мы выступали вместе с Леон-
 ности  примешалось  такое  ощущение  неизвестности,  и  очень  хотелось  поддержать  этих  людей,   тьевым. После окончания концерта его всегда «оккупировали» поклонницы, и он просил нас взять
 поднять их дух…  его в кольцо и помочь дойти до автобуса. И потом расцеловывал наших девчонок в знак благодар-
         ности.
            Мы с Володей закончили студию Вирского, и помню, какой был подъём, когда в ансамбль приш-
         ли балетмейстеры Алексей Гомон, а позже Евгений Макаров – «вирчане», настоящие легенды.
         Гомон сделал огромнейший вклад в развитие ансамбля, который по сей день не утратил актуаль-
         ности. Это был балетмейстер, который, по сути, перевернул мир в ансамбле, его «Гопак» нель-
         зя сравнить ни с чем. Авторству Гомона принадлежит и постановка «Хатынь», у моего супруга
         там была главная роль. Эта композиция исполнялась вместе с хором, и это было как реквием, гран-
         диозное зрелище, плакал весь зал… Поставить такое мог только уникальный человек, с огромной
         душой и сердцем. А «Калинку» поставил балетмейстер Михайлов, он работал у нас в коллекти-
         ве дважды, в молодом возрасте и потом уже в старости. Помню, потом, когда он, уже будучи по-

 148                                                                                                    149
   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158