Page 156 - Талант умноженный на характер
P. 156

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                                                                                                                           ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


                                                                                                                                         Дисциплина в ансамбле была жёсткая, немыслимо было опоздать или не прийти. А на репе-
                                                                                                                                      тициях я только и успевала бегать форму менять – у меня их было три штуки, и они все были
                                                                                                                                      мокрыми насквозь. При Гомоне никому даже в голову не могло прийти работать «в полноги».
                                                                                                                                      И  при  Макарове  с  нас  кожа  слезала.  Танцуешь  что-то,  и  тут:  «Оркестр,  ещё  раз!».  И  потом
                                                                                                                                      ещё раз, и ещё… Пока не отточишь каждый штрих. И мы часто и после рабочего дня оставались, до-
                                                                                                                                      водили свои движения до совершенства. Но и отдохнуть, восстановиться у нас была возможность.
                                                                                                                                      При Устинове мы полтора месяца отдыхали зимой и столько же летом. Плюс, когда ездили на га-
                                                                                                                                      строли в Сочи обслуживать интуристов, то брали с собой семьи и совмещали работу и отдых. При
                                                                                                                                      этом к нам было требование – лицо и плечи прятать от солнца, чтобы на сцене выглядеть соответ-
                                                                                                                                      ственно.
                                                                                                                                         Хора на тот момент у нас уже не было, соответственно, упор был на хореографические номера,
                                                                                                                                      и переодеваться в процессе концерта приходилось очень быстро. Засекали по секундомеру, тре-
                                                                                                                                      нировались, как в армии. Все элементы костюма раскладывали в нужном порядке, это помогало
                                                                                                                                      экономить время…
                                                                                                                                         Проработала я в ансамбле пять лет. Мой супруг был старше меня, и у него уже подходил воз-
                                                                                                                                      раст выслуги. Наши друзья на тот момент ездили по очереди работать в Германию – туда езди-
                                                                                                                                      ли артисты со всего мира, и наши в основном ездили уже в таком возрасте, «предпенсионном».
                                                                                                                                      Это  была  возможность  красиво  завершить  карьеру  и,  что  немаловажно,  заработать  денег.
                                                                                                                                      И мы уехали в Германию.
                                                                                                                                         …А в 1985 году я вернулась в ансамбль, балетмейстером уже был Валерий Дебелый, с которым,
                                                                                                                                      к сожалению, я не нашла общего языка. Пообщались, и он мне сказал: «А почему вы ведёте себя
                                                                                                                                      тут, как дома?». Я изумилась – это же и есть мой дом… И он меня не взял. А наш второй балет-
                                                                                                                                      мейстер  Виктор  Викторович  Бойченко  тогда  начал  преподавать  в  областном  дворце  пионеров,
                                                                                                                                      и он мне говорит: «Тань, мне так нужен руководитель детской студии». И я с энтузиазмом рину-
                                                                                                                                      лась в бой – уже на «тренерскую» работу...
         Ансамбль «Донбасс» на гастролях в ГДР. В первом ряду в центре – директор А. Фролов,                                             А сейчас танцами занимается мой внук Саша – в хореографической студии «Донбасса». Причём
         третий справа – легендарный худрук и балетмейстер «Донбасса» А. Гомон. Конец 1970-х гг.
                                                                                                                                      я его ни к чему не склоняла, не подталкивала, – видимо, гены так сработали. Он с раннего детства
                                                                                                                                      ходил на бальные танцы, а в 2021 году, будучи подростком, сменил профиль и пришёл в «Донбасс».
         ведливостью и решительностью – были ситуации, которые касались меня лично, и я ему очень                                        Недавно  мы  были  с  ним  на  большом  сольном  концерте  ансамбля,  и  я  буквально  плакала  –
         благодарна за то, как он себя повёл.                                                                                         и от красоты, и от ностальгии... Саша в силу своего возраста пока ещё не проникся тем фактом, что
            Какими  они  были  –  Устинов,  Литвинов,  Гомон?..  Профессионалами  до  мозга  костей.  Потом                           танцует там, где когда-то бабушка, – он на данный момент просто получает удовольствие от самого
         «в подкрепление» к Гомону приехал Макаров – тоже из ансамбля Вирского, к сожалению, вско-                                    процесса. А у меня всё внутри прямо трепещет, я очень надеюсь, что танцы станут его профессией и
         ре трагически погибший… Помню, танцуем, Макаров делает знак дирижёру, чтобы тот остановил                                    он продолжит моё любимое дело. У него фактура – именно для народных танцев. Так что судьба –
         работу оркестра, и обращается к кому-то из артисток: «Мадам! Вот ТАК делать нельзя». Спокойно                                она такая штука, расставляет всё по своим местам.
         так – но лучше бы он ремнём отлупил. Молодой, высокий, красивый… Его в ансамбле обожали.
         Очень обидно, что он в таком расцвете ушёл из жизни.
            Помню, Гомон – мы уже оттанцуем, вымочаленные по ступенькам взбираемся, и он оклика-
         ет: «Матрёна!» (это у меня такое прозвище было в ансамбле за мой «русско-народный» типаж).
         «Матрёна, а сейчас – «Фламенко»!». Ох, ёлки-палки… А там же есть место, где выкручиваешься
         и в полушпагате нужно сесть. А уже сил же нет совсем. И Гомон: «Оркестр, подождите! Пусть Ма-
         трёна усядется!». Мне в такие моменты отлупить его хотелось, хотя вообще я его побаивалась.
         Кстати,  интересно,  что  если  Макаров  был  высокий  и  стройный,  как,  в  общем-то,  подобает  ба-
         летмейстеру, то Гомон был невысокого роста, с животиком, но при этом очень харизматичный.
         И в профессии он для нас был кумир – он делал потрясающие постановки.

                 152                                                                                                                                                                                                                 153
   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160   161