Page 156 - Талант умноженный на характер
P. 156
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ
Дисциплина в ансамбле была жёсткая, немыслимо было опоздать или не прийти. А на репе-
тициях я только и успевала бегать форму менять – у меня их было три штуки, и они все были
мокрыми насквозь. При Гомоне никому даже в голову не могло прийти работать «в полноги».
И при Макарове с нас кожа слезала. Танцуешь что-то, и тут: «Оркестр, ещё раз!». И потом
ещё раз, и ещё… Пока не отточишь каждый штрих. И мы часто и после рабочего дня оставались, до-
водили свои движения до совершенства. Но и отдохнуть, восстановиться у нас была возможность.
При Устинове мы полтора месяца отдыхали зимой и столько же летом. Плюс, когда ездили на га-
строли в Сочи обслуживать интуристов, то брали с собой семьи и совмещали работу и отдых. При
этом к нам было требование – лицо и плечи прятать от солнца, чтобы на сцене выглядеть соответ-
ственно.
Хора на тот момент у нас уже не было, соответственно, упор был на хореографические номера,
и переодеваться в процессе концерта приходилось очень быстро. Засекали по секундомеру, тре-
нировались, как в армии. Все элементы костюма раскладывали в нужном порядке, это помогало
экономить время…
Проработала я в ансамбле пять лет. Мой супруг был старше меня, и у него уже подходил воз-
раст выслуги. Наши друзья на тот момент ездили по очереди работать в Германию – туда езди-
ли артисты со всего мира, и наши в основном ездили уже в таком возрасте, «предпенсионном».
Это была возможность красиво завершить карьеру и, что немаловажно, заработать денег.
И мы уехали в Германию.
…А в 1985 году я вернулась в ансамбль, балетмейстером уже был Валерий Дебелый, с которым,
к сожалению, я не нашла общего языка. Пообщались, и он мне сказал: «А почему вы ведёте себя
тут, как дома?». Я изумилась – это же и есть мой дом… И он меня не взял. А наш второй балет-
мейстер Виктор Викторович Бойченко тогда начал преподавать в областном дворце пионеров,
и он мне говорит: «Тань, мне так нужен руководитель детской студии». И я с энтузиазмом рину-
лась в бой – уже на «тренерскую» работу...
Ансамбль «Донбасс» на гастролях в ГДР. В первом ряду в центре – директор А. Фролов, А сейчас танцами занимается мой внук Саша – в хореографической студии «Донбасса». Причём
третий справа – легендарный худрук и балетмейстер «Донбасса» А. Гомон. Конец 1970-х гг.
я его ни к чему не склоняла, не подталкивала, – видимо, гены так сработали. Он с раннего детства
ходил на бальные танцы, а в 2021 году, будучи подростком, сменил профиль и пришёл в «Донбасс».
ведливостью и решительностью – были ситуации, которые касались меня лично, и я ему очень Недавно мы были с ним на большом сольном концерте ансамбля, и я буквально плакала –
благодарна за то, как он себя повёл. и от красоты, и от ностальгии... Саша в силу своего возраста пока ещё не проникся тем фактом, что
Какими они были – Устинов, Литвинов, Гомон?.. Профессионалами до мозга костей. Потом танцует там, где когда-то бабушка, – он на данный момент просто получает удовольствие от самого
«в подкрепление» к Гомону приехал Макаров – тоже из ансамбля Вирского, к сожалению, вско- процесса. А у меня всё внутри прямо трепещет, я очень надеюсь, что танцы станут его профессией и
ре трагически погибший… Помню, танцуем, Макаров делает знак дирижёру, чтобы тот остановил он продолжит моё любимое дело. У него фактура – именно для народных танцев. Так что судьба –
работу оркестра, и обращается к кому-то из артисток: «Мадам! Вот ТАК делать нельзя». Спокойно она такая штука, расставляет всё по своим местам.
так – но лучше бы он ремнём отлупил. Молодой, высокий, красивый… Его в ансамбле обожали.
Очень обидно, что он в таком расцвете ушёл из жизни.
Помню, Гомон – мы уже оттанцуем, вымочаленные по ступенькам взбираемся, и он оклика-
ет: «Матрёна!» (это у меня такое прозвище было в ансамбле за мой «русско-народный» типаж).
«Матрёна, а сейчас – «Фламенко»!». Ох, ёлки-палки… А там же есть место, где выкручиваешься
и в полушпагате нужно сесть. А уже сил же нет совсем. И Гомон: «Оркестр, подождите! Пусть Ма-
трёна усядется!». Мне в такие моменты отлупить его хотелось, хотя вообще я его побаивалась.
Кстати, интересно, что если Макаров был высокий и стройный, как, в общем-то, подобает ба-
летмейстеру, то Гомон был невысокого роста, с животиком, но при этом очень харизматичный.
И в профессии он для нас был кумир – он делал потрясающие постановки.
152 153