Page 155 - Талант умноженный на характер
P. 155

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                     ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


 жилым человеком, вернулся в ансамбль, очень удивился, что мы до сих пор танцуем «Калинку».
 А чем её заменить, если это шедевр? Я сейчас хожу на концерты ансамбля и по сей день получаю   Татьяна Мищенко (Астахова),
 огромное удовольствие от «Калинки», теперь уже как зритель. И, если честно, слёзы наворачива-  артистка балета ансамбля «Донбасс»
 ются, потому что вспоминаю, как сама её танцевала. Но это светлые слёзы, ностальгические...
 Мне выпало счастье быть ученицей Павла Вирского, он нам преподавал актёрское мастерство.   в 1974-1980 гг.:
 Для меня, тогда 19-летней девочки, он был богом. Таким балетмейстерам, как Вирский, а затем   «Мой внук тоже танцует в «Донбассе» –
 Гомон, равных нет, это настоящие бриллианты. А сейчас дирижёром в ансамбле Вирского рабо-  гены сработали»
 тает выходец из «Донбасса» Александр Чеберко, в «Донбассе» он вначале работал в оркестре, за-
 тем стал художественным руководителем, огромного таланта человек. И изначально я, конечно,
 тоже очень хотела попасть в ансамбль Вирского, но там был огромный, совершенно нереальный
 конкурс. Приглашали в хор имени Верёвки, но нам же с Володей надо было, чтобы нас взяли сразу
 двоих, а так, как назло, не получалось – то его одного берут, то меня… В тот период набирались   В ансамбль «Донбасс» я пришла в 1974 году. Сама-то я из Красноярска, не уроженка Донецка,
 коллективы для работы в Германии, в советских гарнизонах. Нам предложили, мы согласились,   и училась в Новосибирске. Но моя мама разошлась с папой и уехала в Днепропетровскую область.
 стали собираться – и тут выясняется, что я беременна... Я – к генералу, а он говорит – ничего   И когда я закончила училище, тоже решила ехать на Украину. Сначала в Житомир – у меня там
 не знаю, там родишь. Но в итоге я всё же отказалась от Германии, поплакала, конечно, но ниче-  был жених. Два года отработала в ансамбле «Ленок», и вдруг появилась у меня мысль, что я хочу
 го не поделаешь. И потом мы пришли в ансамбль «Донбасс». Кстати, «заграница» от нас никуда   в Архангельск, к Нине Мешко в Северный хор –эти хороводы, песни, сказочные наряды… А у нас
 не  делась  –  мы  какое-то  время  спустя,  уже  из  «Донбасса»,  ездили  работать  в  Чехословакию   там в Житомирской филармонии вообще не было отдельного зала, а я считала, что надо подго-
 (и вызвали за собой ещё восемь человек), и я даже была награждена медалью Чешской Республи-  товить программу из многих номеров, чтобы ехать в Северный хор проверяться, как положено.
 ки за то, что мы несём доброту, красоту и дружбу. Практика была такова, что мы отрабатывали   Это сейчас, когда я сама 20 лет педагогом отработала, уже понимаю, что данные того или иного
 там какое-то время, несколько лет, и затем возвращались обратно в ансамбль. Руководители наши   кандидата видны буквально сразу, для этого не нужны глобальные программы. Но тогда я этого не
 понимали, что там у нас есть возможность заработать деньги, которой не было здесь, в ансамбле.   знала, и хотела ехать к Мешко «во всеоружии». А с ансамблем «Донбасс» я пересекалась в Киеве
 И без проблем отпускали.  на юбилейных концертах, когда съезжались коллективы со всей страны, и они меня звали в До-
 А потом нам дали квартиру (мы несколько лет стояли на очереди) – в том же доме на Щорса,   нецк. Дескать, «приезжай сюда, балетмейстеру Михайлову нужна танцовщица с «русским лицом».
 где  было  ведомственное  жильё  ансамбля.  Многим  нашим  тогда  дали  квартиры  именно  в  этом   Решающим для меня стал аргумент, что здесь, в ансамбле, целых три репетиционных зала! Думаю:
 доме, и мы поддерживаем связь по сей день с теми, кто уехал по тем или иным причинам. К со-  «Вот где я подготовлюсь!».
 жалению, очень многие из нашего поколения «донбассовцев» уже ушли из жизни – время летит…   Приехала, а здесь пришёл Гомон,
 Были у нас в ансамбле супруги Матросовы – и вот попал он в больницу, так мы и передачи носили,   и  загрузка  такая,  что  готовиться
 и лекарства покупали. Сыну наших покойных коллег помогали – он был маленьким, когда роди-  к Архангельску  некогда.  Зато  под-
 телей не стало, и воспитывался в детском доме. А когда вырос, то нужно было помочь с жильём –   готовилась  в  «семейно-строитель-
 с родительской квартирой, которую они в своё время получили от ансамбля. И мы совместными   ный».  Вышла  замуж  –  тоже  за
 усилиями помогли, и, слава Богу, парень живёт здесь, служит в военной части, всё у него хорошо…   артиста  балета  ансамбля  Алексан-
 Так что друг друга поддерживаем. И параллельно следим за успехами нынешнего состава. Очень   дра  Мищенко,  стала  ждать  ребён-
 гордимся. Эти девочки-куколки худюсенькие, ребята – точь-в-точь как мы когда-то, мы узнаём   ка…  Архангельск  отпал.  Муж  мне
 в них себя прежних…   всё  фрукты  носил,  когда  ухажи-
 «Донбасс» надо беречь как зеницу ока, и всем вашим артистам – честь и хвала. Потому что мир   вал,  –  я  же  северянка,  мне  фрук-
 очень сильно изменился, и нам подчас не хватает душевности, тепла, красоты и доброты – а ваши   ты самое то, лучше любых цветов.
 артисты умеют их создавать, как никто….  Его из-за этого стали звать «Мичу-
         рин». Так я осталась в Донецке на-
         совсем.
            Принимала меня тогда целая ко-
         миссия,  как  положено.  Александр
         Литвинов  –  худрук,  а  директором
         тогда  был  Александр  Устинов,  ко-          Артисты балета ансамбля «Донбасс»
                                                       Татьяна и Александр Мищенко,
         торый запомнился мне своей спра-              конец 1970-х гг.
 150                                                                                                    151
   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160