Page 69 - Талант умноженный на характер
P. 69

ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ                             ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


 союзов.  Так  что  профсоюзные  творческие  силы  в  определённом  плане  превосходили  «мин-  Забегая вперёд, скажем, что коллективные усилия возымели некоторое действие: «Укрконцерт»
 культовские». На всех партийных мероприятиях, в том числе и с участием Щербицкого, это   утвердил план концертно-гастрольной работы на 1 полугодие 1973 года, ансамбль заключил дого-
 было сильно заметно: в первом отделении всегда выступали «профессионалы» (то есть как   вора на гастроли со всеми филармониями УССР. Однако подведомственность «Донбасса» осталась
 раз коллективы, относящиеся к Минкульту), и это был уровень не очень, и потом во втором   прежней, и в дальнейшем всякий раз гастроли организовывались, что называется, в ручном режи-
 отделении – профсоюзные коллективы. И это был уже, конечно, совершенно другой уровень –   ме и с большими усилиями. «Организация гастрольной деятельности построена неудовлет-
 и по режиссуре, и по использованию технических средств, и по костюмам… Но гастрольный-  ворительно ввиду того, что Министерства культуры союзное и республиканское длительное
 то график находился в сфере влияния Минкульта! Соответственно, профсоюзные коллективы   время отказываются решать эти вопросы, ссылаясь на то, что ансамбль является не респу-
 в нём первыми быть никак не могли».  бликанским, а профсоюзным. И на 1977 год запланированные концерты не являются гарантий-
 «Ведомственная принадлежность является непреодолимым барьером при организации гастро-  ными. Областной совет профсоюзов неоднократно обращался в Укрконцерт с просьбой орга-
 лей по республикам страны и их угольным бассейнам», – открытым текстом подчёркивало руко-  низовать нормальные гастроли коллектива, однако положительного решения этого вопроса
 водство ансамбля, и, что называется, било во все колокола для решения проблемы, в конечном   нет», – всё так же отмечалось в справке об ансамбле спустя четыре года.
 итоге доведя информацию о ней до сведения профильных министров советского правительства.  Впрочем, выгод от принадлежности к системе профсоюзов у ансамбля было всё же больше –
         не только материальных, о которых говорилось выше, но и имиджевых.
                   Министру угольной промышленности СССР   «У «Донбасса» как профсоюзного ансамбля было своё неоспоримое преимущество, – говорит
                   тов. Братченко Б.Ф.  Николай Пташка. – По сравнению с государственными коллективами, атмосфера здесь была

 Коллектив Заслуженного шахтёрского ансамбля песни и танца Украинской ССР «Донбасс» остро   более демократичная. Понятно, что линию партии соблюдали все, но ансамбль не был так
 нуждается в организации поездок по угольным бассейнам страны.  жёстко «заноменклатурен», обладал большей свободой и имел возможность решать свои во-
 Организовать такие поездки не представляется возможным, так как «Союзконцерт» и республикан-  просы более просто, не проходя по несколько кругов бюрократического ада, как это было у дру-
 ские министерства культуры отказываются планировать гастроли, ссылаясь на ведомственную принад-  гих.  И  потом,  решение  вопросов  гастрольной  деятельности  и  вообще  получения  каких-либо
 лежность коллектива.  преференций всё равно по большому счёту строилось на личных контактах. Что называет-
 Гастроли смогли бы значительно улучшить культурное обслуживание трудящихся угольных бассей-  ся, «пробивали», кто как мог. И во многом успешность этого процесса зависела от личности
 нов, усилить пропаганду героики шахтёрского труда и способствовать творческому росту ансамбля.  директора, его организаторских и коммуникативных способностей. Ведь деньги на гастроль-
 Просим Вас ходатайствовать перед Министерством культуры СССР об обязательном планировании   ную деятельность по линии министерства культуры «Донбассу» не выделяли. Соответствен-
 концертно-гастрольной работы шахтёрского ансамбля по стране со второго полугодия 1972 года, а так-  но, если выбили гастроли, то нужно было и найти средства на их проведение – то ли за счёт
 же в последующие годы на равных условиях с государственными профессиональными коллективами.  предприятий, то ли за счёт профсоюзов, и так далее. При этом совсем в свободное плавание,
    Министр угольной промышленности УССР Н. Худосовцев, 17.07.1972 г.».  в отрыв от управления культуры, ансамбль уйти не мог – помимо финансирования и гастро-

         лей, были ещё вопросы аттестации, присвоения категорий, находившиеся в компетенции ука-
 «Министру культуры СССР  занного управления. И по факту в системе руководства ансамблем имело место двоевластие.
                      тов. Фурцевой Е.А.  Но в ансамбле «Донбасс» были заинтересованы: его всегда брали на переговоры профсоюзов
 Уважаемая Екатерина Алексеевна!  международного уровня, включали во всевозможные поездки. Выступления коллектива всегда
 В 1937 году в Донбассе был создан шахтёрский ансамбль песни и танца как ведомственный про-  проходили восхитительно, были прекрасные отзывы, и присутствие ансамбля, скажем так,
 фессиональный коллектив в системе профсоюзов. Ансамбль создавался для обслуживания трудящихся   способствовало проведению переговоров и помогало налаживать сотрудничество. Поэтому
 угольных предприятий страны, что с успехом осуществляется пока только в пределах Украинской ССР.  «Донбасс» пользовался серьёзным авторитетом на территории СССР. И за границу он ездил
 Неоднократно коллектив выезжал за рубеж.  значительно чаще, чем многие государственные коллективы, – ансамбль постоянно включали
 Организовать гастроли ансамбля по угольным бассейнам СССР мешает ведомственная принадлеж-  в какие-то делегации, «поезда дружбы» и тому подобное. И, конечно, многие коллективы, на-
 ность коллектива, на что ссылается «Союзконцерт» и подведомственные ему концертно-гастрольные   ходившиеся в ведении Министерства культуры, ему завидовали».
 организации.  Так что, невзирая на все административные коллизии, «Донбасс» неизменно держал марку,
 Гастроли ансамбля внесут значительный вклад в дело пропаганды героики труда, организации куль-
 турного обслуживания трудящихся и будут способствовать творческому росту коллектива.  имел убедительный «послужной список», по праву пользовался популярностью у публики и не-
 Убедительно прошу вас дать указание «Союзконцерту», республиканским министерствам об обя-  уклонно стремился к повышению уровня своей работы. С этой целью, среди прочего, в начале
 зательном включении в план гастролей по стране Заслуженного шахтёрского ансамбля песни и танца   1970-х годов в ансамбле был сформирован новый, расширенный состав худсовета. В него, помимо
 Украинской ССР «Донбасс» знака «Шахтёрская слава» первой степени, лауреата комсомольской пре-  представителей руководства и творческого состава «Донбасса», а также Донецкого облсовпрофа,
 мии имени Артёма на второе полугодие 1972 г., а также в последующие годы на равных условиях с госу-  вошли известный донецкий писатель, на тот момент член Донецкой организации Союза писателей
 дарственными профессиональными коллективами.  Украины В.В. Шутов, завотделом культуры редакции газеты «Социалистический Донбасс» А.С. Лу-
    С уважением, заместитель министра угольной промышленности СССР А. Захаров».   кацкий, режиссёр Донецкого музыкально-драматического театра, заслуженный деятель искусств
 66                                                                                                     67
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74