Page 69 - Талант умноженный на характер
P. 69
ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
союзов. Так что профсоюзные творческие силы в определённом плане превосходили «мин- Забегая вперёд, скажем, что коллективные усилия возымели некоторое действие: «Укрконцерт»
культовские». На всех партийных мероприятиях, в том числе и с участием Щербицкого, это утвердил план концертно-гастрольной работы на 1 полугодие 1973 года, ансамбль заключил дого-
было сильно заметно: в первом отделении всегда выступали «профессионалы» (то есть как вора на гастроли со всеми филармониями УССР. Однако подведомственность «Донбасса» осталась
раз коллективы, относящиеся к Минкульту), и это был уровень не очень, и потом во втором прежней, и в дальнейшем всякий раз гастроли организовывались, что называется, в ручном режи-
отделении – профсоюзные коллективы. И это был уже, конечно, совершенно другой уровень – ме и с большими усилиями. «Организация гастрольной деятельности построена неудовлет-
и по режиссуре, и по использованию технических средств, и по костюмам… Но гастрольный- ворительно ввиду того, что Министерства культуры союзное и республиканское длительное
то график находился в сфере влияния Минкульта! Соответственно, профсоюзные коллективы время отказываются решать эти вопросы, ссылаясь на то, что ансамбль является не респу-
в нём первыми быть никак не могли». бликанским, а профсоюзным. И на 1977 год запланированные концерты не являются гарантий-
«Ведомственная принадлежность является непреодолимым барьером при организации гастро- ными. Областной совет профсоюзов неоднократно обращался в Укрконцерт с просьбой орга-
лей по республикам страны и их угольным бассейнам», – открытым текстом подчёркивало руко- низовать нормальные гастроли коллектива, однако положительного решения этого вопроса
водство ансамбля, и, что называется, било во все колокола для решения проблемы, в конечном нет», – всё так же отмечалось в справке об ансамбле спустя четыре года.
итоге доведя информацию о ней до сведения профильных министров советского правительства. Впрочем, выгод от принадлежности к системе профсоюзов у ансамбля было всё же больше –
не только материальных, о которых говорилось выше, но и имиджевых.
Министру угольной промышленности СССР «У «Донбасса» как профсоюзного ансамбля было своё неоспоримое преимущество, – говорит
тов. Братченко Б.Ф. Николай Пташка. – По сравнению с государственными коллективами, атмосфера здесь была
Коллектив Заслуженного шахтёрского ансамбля песни и танца Украинской ССР «Донбасс» остро более демократичная. Понятно, что линию партии соблюдали все, но ансамбль не был так
нуждается в организации поездок по угольным бассейнам страны. жёстко «заноменклатурен», обладал большей свободой и имел возможность решать свои во-
Организовать такие поездки не представляется возможным, так как «Союзконцерт» и республикан- просы более просто, не проходя по несколько кругов бюрократического ада, как это было у дру-
ские министерства культуры отказываются планировать гастроли, ссылаясь на ведомственную принад- гих. И потом, решение вопросов гастрольной деятельности и вообще получения каких-либо
лежность коллектива. преференций всё равно по большому счёту строилось на личных контактах. Что называет-
Гастроли смогли бы значительно улучшить культурное обслуживание трудящихся угольных бассей- ся, «пробивали», кто как мог. И во многом успешность этого процесса зависела от личности
нов, усилить пропаганду героики шахтёрского труда и способствовать творческому росту ансамбля. директора, его организаторских и коммуникативных способностей. Ведь деньги на гастроль-
Просим Вас ходатайствовать перед Министерством культуры СССР об обязательном планировании ную деятельность по линии министерства культуры «Донбассу» не выделяли. Соответствен-
концертно-гастрольной работы шахтёрского ансамбля по стране со второго полугодия 1972 года, а так- но, если выбили гастроли, то нужно было и найти средства на их проведение – то ли за счёт
же в последующие годы на равных условиях с государственными профессиональными коллективами. предприятий, то ли за счёт профсоюзов, и так далее. При этом совсем в свободное плавание,
Министр угольной промышленности УССР Н. Худосовцев, 17.07.1972 г.». в отрыв от управления культуры, ансамбль уйти не мог – помимо финансирования и гастро-
лей, были ещё вопросы аттестации, присвоения категорий, находившиеся в компетенции ука-
«Министру культуры СССР занного управления. И по факту в системе руководства ансамблем имело место двоевластие.
тов. Фурцевой Е.А. Но в ансамбле «Донбасс» были заинтересованы: его всегда брали на переговоры профсоюзов
Уважаемая Екатерина Алексеевна! международного уровня, включали во всевозможные поездки. Выступления коллектива всегда
В 1937 году в Донбассе был создан шахтёрский ансамбль песни и танца как ведомственный про- проходили восхитительно, были прекрасные отзывы, и присутствие ансамбля, скажем так,
фессиональный коллектив в системе профсоюзов. Ансамбль создавался для обслуживания трудящихся способствовало проведению переговоров и помогало налаживать сотрудничество. Поэтому
угольных предприятий страны, что с успехом осуществляется пока только в пределах Украинской ССР. «Донбасс» пользовался серьёзным авторитетом на территории СССР. И за границу он ездил
Неоднократно коллектив выезжал за рубеж. значительно чаще, чем многие государственные коллективы, – ансамбль постоянно включали
Организовать гастроли ансамбля по угольным бассейнам СССР мешает ведомственная принадлеж- в какие-то делегации, «поезда дружбы» и тому подобное. И, конечно, многие коллективы, на-
ность коллектива, на что ссылается «Союзконцерт» и подведомственные ему концертно-гастрольные ходившиеся в ведении Министерства культуры, ему завидовали».
организации. Так что, невзирая на все административные коллизии, «Донбасс» неизменно держал марку,
Гастроли ансамбля внесут значительный вклад в дело пропаганды героики труда, организации куль-
турного обслуживания трудящихся и будут способствовать творческому росту коллектива. имел убедительный «послужной список», по праву пользовался популярностью у публики и не-
Убедительно прошу вас дать указание «Союзконцерту», республиканским министерствам об обя- уклонно стремился к повышению уровня своей работы. С этой целью, среди прочего, в начале
зательном включении в план гастролей по стране Заслуженного шахтёрского ансамбля песни и танца 1970-х годов в ансамбле был сформирован новый, расширенный состав худсовета. В него, помимо
Украинской ССР «Донбасс» знака «Шахтёрская слава» первой степени, лауреата комсомольской пре- представителей руководства и творческого состава «Донбасса», а также Донецкого облсовпрофа,
мии имени Артёма на второе полугодие 1972 г., а также в последующие годы на равных условиях с госу- вошли известный донецкий писатель, на тот момент член Донецкой организации Союза писателей
дарственными профессиональными коллективами. Украины В.В. Шутов, завотделом культуры редакции газеты «Социалистический Донбасс» А.С. Лу-
С уважением, заместитель министра угольной промышленности СССР А. Захаров». кацкий, режиссёр Донецкого музыкально-драматического театра, заслуженный деятель искусств
66 67