Page 66 - Талант умноженный на характер
P. 66
ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Концерт ансамбля состоялся на следующий день (запечатлённая на фото афиша с объявлением о его ющие ходатайства «наверх» по этому поводу были). Хорошим подспорьем в решении материаль-
переносе сохранилась в архивах – авт.), но итогом такого фатального легкомыслия стало несколько ных вопросов было обращение к партнёрам в лице предприятий отрасли (в случае с ансамблем
сломанных судеб – шофёра, севшего за руль артиста и всей его семьи, а также вышеупомянутой Донбасс» это была донецкая шахта имени А.Ф. Засядько – одна из крупнейших и наиболее «бога-
девушки-кассира Алины Фёдоровой, в результате аварии получившей перелом позвоночника тых» шахт региона). А вот в части обеспечения гастролями профсоюзные возможности были куда
и ставшей инвалидом первой группы. Все последующие годы ансамбль выплачивал ей регресс, скромнее.
обеспечивал курортно-санаторное лечение. После аварии Фёдорова прожила 30 лет, была оди- «В определённом смысле ансамбль «Донбасс» находился на особом положении, – отмечает
нокой. Умерла в 1994 году, расходы на её похороны ансамбль также взял на себя… Николай Пташка, работавший в отделе культуры Донецкого облсовпрофа как раз в период описы-
Но остались в памяти и счастливые истории. Дважды артисты ансамбля во время гастролей ваемых событий. – Во всём СССР не так-то много было профсоюзных творческих коллективов –
предотвращали гибель людей. Осенью 1967 года артист хора Петров спас утопающего рыбака очень мало, я бы даже сказал. А ансамбль «Донбасс» и вовсе слыл фаворитом среди профсоюз-
на реке Северский Донец. А летом 1976 года на гастролях в Сочи другой артист хора с необычной ных коллективов, находящихся в компетенции ВЦСПС, который, будучи центральным органом,
фамилией Васьо вытащил из воды малыша. В обоих случаях героям была объявлена благодар- очень хорошо помогал. Расклад тогда был таким: административная роль – творческие вопро-
ность с занесением в трудовую книжку и выдана денежная премия. сы, подбор кадров и так далее – была у облсовпрофа. А вот в части финансирования принима-
К слову, о фамилиях сотрудников. Листая кадровые архивы ансамбля, их можно встретить не- лось решение на уровне ВЦСПС (если не могли «уговорить» профсоюзы на местах) либо на уров-
мало – интересных, смешных, невероятных, а порой и очень даже символичных. Так, в разные не «Донецкугля» (подобные ансамбли всегда прикреплялись к определённому промышленному
годы в коллективе трудились: артистки хора Баскова и Заика, солист Картавый, артисты балета предприятию). И вот таким образом ре-
Белоног, Тонконога и Белокопытов, водители Руленко и Деньга, сапожник Чеботарёв, электрик шались вопросы материального обеспече-
Огнев, художник Тарас Григорьевич Шевченко, артисты Механик и Понедельник, кастелянша ния ансамбля. База, общежитие, ремонт,
Гвоздь, солист Гоголь, сапожник Го- транспорт… Кроме того, существовала
мер, сторож Король, кочегар Пушкин… такая практика, когда некоторые арти-
Были случаи из серии «от судьбы не уй- сты числились в штате шахт, им шёл
дёшь», когда артистка Тихомирова по- подземный стаж. Поэтому «Донбасс»
сле замужества сменила свою девичью был на особом счету и очень хорошо обе-
фамилию на Тихонову. Встречались со- спечивался по сравнению с коллектива-
трудники с экзотическими именами ми, находившимися в ведении Министер-
и фамилиями: дирижёр Рем Джахай, ства культуры. С тех времён по сей день
хормейстеры Лео Карлович Крузман у ансамбля многое осталось – шикарные
и Каррэ Хозе Томасович Кабестани. костюмы, музыкальные инструменты,
В хоре пела артистка по имени Ария. и, собственно, база, где ансамбль по сей
И, наконец, в ансамбле недолгое время день располагается.
работал солист с самой что ни на есть Через ВЦСПС и Укрсовпроф решались
простой фамилией Емельянов, только и вопросы включения ансамбля «Дон-
вот имя у него было Динамит. басс» в график гастролей Министерства
Рабочие моменты концертов, 1960-е гг. Фото из личного архива артиста На рубеже 1960-70-х годов для ансам- культуры СССР и УССР соответственно.
ансамбля Е. Перлова
бля стал болезненным вопрос с обеспече- Но вот здесь как раз крылась преслову-
нием гастрольной деятельности. Нужно тая ложка дёгтя в плане принадлежно-
сказать, что при всей успешности работы коллектива в этот период (которая, несомненно, была бы сти коллектива к системе профсоюзов:
невозможна без наличия созданных для этого условий, и нужно отдать должное облсовпрофу за их при высоком уровне материального обе-
обеспечение), существовали и камни преткновения, избавиться от которых ансамбль никак не мог. спечения гастрольные маршруты ансам-
Речь идёт о принадлежности коллектива к системе профсоюзов, которая существенно ограничива- блю выдавали по остаточному принципу.
ла его возможности, а в переходные 1990-е и вовсе едва не погубила ансамбль, ставший заложни- Дело в том, что учреждения культуры,
ком сложившейся кризисной ситуации (об этом будет сказано позже). Материальное обеспечение находившиеся в ведении профсоюзов, не-
коллектива в целом было весьма достойным – правда, Донецкий облсовпроф как-то обмолвился, гласно конкурировали с государственной
что финансовую нагрузку по содержанию «Донбасса» должен нести не один лишь он, а и советы сферой культуры. Все крупные дворцы
профсоюзов других регионов Украины, где также есть угольные предприятия (даже соответству- культуры и коллективы были у проф- Публикация об ансамбле в журнале «Советский шахтёр»,
1966 г.
64 65