Page 66 - Талант умноженный на характер
P. 66

ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ                                                                                                                                   ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


            Концерт ансамбля состоялся на следующий день (запечатлённая на фото афиша с объявлением о его                             ющие ходатайства «наверх» по этому поводу были). Хорошим подспорьем в решении материаль-
         переносе сохранилась в архивах – авт.), но итогом такого фатального легкомыслия стало несколько                              ных вопросов было обращение к партнёрам в лице предприятий отрасли (в случае с ансамблем
         сломанных судеб – шофёра, севшего за руль артиста и всей его семьи, а также вышеупомянутой                                   Донбасс» это была донецкая шахта имени А.Ф. Засядько – одна из крупнейших и наиболее «бога-
         девушки-кассира  Алины  Фёдоровой,  в  результате  аварии  получившей  перелом  позвоночника                                 тых» шахт региона). А вот в части обеспечения гастролями профсоюзные возможности были куда
         и ставшей инвалидом первой группы. Все последующие годы ансамбль выплачивал ей регресс,                                      скромнее.
         обеспечивал курортно-санаторное лечение. После аварии Фёдорова прожила 30 лет, была оди-                                        «В  определённом  смысле  ансамбль  «Донбасс»  находился  на  особом  положении,  –  отмечает
         нокой. Умерла в 1994 году, расходы на её похороны ансамбль также взял на себя…                                               Николай Пташка, работавший в отделе культуры Донецкого облсовпрофа как раз в период описы-
            Но остались в памяти и счастливые истории. Дважды артисты ансамбля во время гастролей                                     ваемых событий. – Во всём СССР не так-то много было профсоюзных творческих коллективов –
         предотвращали гибель людей. Осенью 1967 года артист хора Петров спас утопающего рыбака                                       очень мало, я бы даже сказал. А ансамбль «Донбасс» и вовсе слыл фаворитом среди профсоюз-
         на реке Северский Донец. А летом 1976 года на гастролях в Сочи другой артист хора с необычной                                ных коллективов, находящихся в компетенции ВЦСПС, который, будучи центральным органом,
         фамилией Васьо вытащил из воды малыша. В обоих случаях героям была объявлена благодар-                                       очень хорошо помогал. Расклад тогда был таким: административная роль – творческие вопро-
         ность с занесением в трудовую книжку и выдана денежная премия.                                                               сы, подбор кадров и так далее – была у облсовпрофа. А вот в части финансирования принима-
            К слову, о фамилиях сотрудников. Листая кадровые архивы ансамбля, их можно встретить не-                                  лось решение на уровне ВЦСПС (если не могли «уговорить» профсоюзы на местах) либо на уров-
         мало – интересных, смешных, невероятных, а порой и очень даже символичных. Так, в разные                                     не «Донецкугля» (подобные ансамбли всегда прикреплялись к определённому промышленному
         годы в коллективе трудились: артистки хора Баскова и Заика, солист Картавый, артисты балета                                  предприятию). И вот таким образом ре-
         Белоног, Тонконога и Белокопытов, водители Руленко и Деньга, сапожник Чеботарёв, электрик                                    шались вопросы материального обеспече-
         Огнев,  художник  Тарас  Григорьевич  Шевченко,  артисты  Механик  и  Понедельник,  кастелянша                               ния ансамбля. База, общежитие, ремонт,
                                                                        Гвоздь,  солист  Гоголь,  сапожник  Го-                       транспорт… Кроме того, существовала
                                                                        мер,  сторож  Король,  кочегар  Пушкин…                       такая практика, когда некоторые арти-
                                                                        Были случаи из серии «от судьбы не уй-                        сты  числились  в  штате  шахт,  им  шёл
                                                                        дёшь»,  когда  артистка  Тихомирова  по-                      подземный  стаж.  Поэтому  «Донбасс»
                                                                        сле  замужества  сменила  свою  девичью                       был на особом счету и очень хорошо обе-
                                                                        фамилию  на  Тихонову.  Встречались  со-                      спечивался  по  сравнению  с  коллектива-
                                                                        трудники  с  экзотическими  именами                           ми, находившимися в ведении Министер-
                                                                        и  фамилиями:  дирижёр  Рем  Джахай,                          ства культуры. С тех времён по сей день
                                                                        хормейстеры  Лео  Карлович  Крузман                           у ансамбля многое осталось – шикарные
                                                                        и  Каррэ  Хозе  Томасович  Кабестани.                         костюмы,  музыкальные  инструменты,
                                                                        В  хоре  пела  артистка  по  имени  Ария.                     и, собственно, база, где ансамбль по сей
                                                                        И,  наконец,  в  ансамбле  недолгое  время                    день располагается.
                                                                        работал  солист  с  самой  что  ни  на  есть                     Через  ВЦСПС  и  Укрсовпроф  решались
                                                                        простой  фамилией  Емельянов,  только                         и  вопросы  включения  ансамбля  «Дон-
                                                                        вот имя у него было Динамит.                                  басс» в график гастролей Министерства
         Рабочие моменты концертов, 1960-е гг. Фото из личного архива артиста   На рубеже 1960-70-х годов для ансам-                  культуры СССР и УССР соответственно.
         ансамбля Е. Перлова
                                                                        бля стал болезненным вопрос с обеспече-                       Но  вот  здесь  как  раз  крылась  преслову-
                                                                        нием  гастрольной  деятельности.  Нужно                       тая ложка дёгтя в плане принадлежно-
         сказать, что при всей успешности работы коллектива в этот период (которая, несомненно, была бы                               сти  коллектива  к  системе  профсоюзов:
         невозможна без наличия созданных для этого условий, и нужно отдать должное облсовпрофу за их                                 при высоком уровне материального обе-
         обеспечение), существовали и камни преткновения, избавиться от которых ансамбль никак не мог.                                спечения гастрольные маршруты ансам-
         Речь идёт о принадлежности коллектива к системе профсоюзов, которая существенно ограничива-                                  блю выдавали по остаточному принципу.
         ла его возможности, а в переходные 1990-е и вовсе едва не погубила ансамбль, ставший заложни-                                Дело в том, что учреждения культуры,
         ком сложившейся кризисной ситуации (об этом будет сказано позже). Материальное обеспечение                                   находившиеся  в  ведении  профсоюзов,  не-
         коллектива в целом было весьма достойным – правда, Донецкий облсовпроф как-то обмолвился,                                    гласно конкурировали с государственной
         что финансовую нагрузку по содержанию «Донбасса» должен нести не один лишь он, а и советы                                    сферой  культуры.  Все  крупные  дворцы
         профсоюзов других регионов Украины, где также есть угольные предприятия (даже соответству-                                   культуры  и  коллективы  были  у  проф-                Публикация об ансамбле в журнале «Советский шахтёр»,
                                                                                                                                                                                             1966 г.
                  64                                                                                                                                                                                                                 65
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71