Page 74 - Талант умноженный на характер
P. 74

ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ                                                                                                                                   ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


                         «Заслуженный шахтёрский ансамбль песни и танца УССР «Донбасс» – одно из любимых детищ                                     ещё одна – коллектив выдвинут на соискание премии Республиканского комсомола имени Николая
                       Донетчины. Здесь, в этой земле, – истоки его более чем 40-летнего неувядаемого цветения. Яркие, на-                         Островского. Каждая награда – отголосок праздника, щедро подаренного людям. Но помните, из чего
                       сыщенные неисчерпаемым народным оптимизмом выступления артистов ансамбля не раз радовали                                    рождается праздник?
                       зрителей Москвы и Киева, Кемеровской области и Краснодарского края, Черкасчины и Ворошилов-                                    Работа  настоящих  художников  сродни  труду  горняков.  Ежедневные  черновые  наброски  арти-
                       градщины.                                                                                                                   сты ансамбля превращают в горячее пламя танца – украинского, русского, польского, венгерского…
                         Но по праву первыми зрителями и ценителями искусства ансамбля были и остаются горняки До-                                 Из глубинных недр земли Донбасса тянется к солнцу молодая зелёная поросль новых и новых по-
                       нецкой области. Самая большая награда для танцоров и певцов, музыкантов и мастеров художествен-                             колений творцов прекрасного – шахтёров и художников. Их души вмещают в себе строгое величие
                       ного слова «Донбасса» – аплодисменты, звучащие в нарядных шахт.                                                             терриконов и неутомимую энергию танца, грохот тяжеловесных составов с углём и певучую нежность
                         Большинство номеров программы «Донбасса» посвящены шахтёрской тематике. Это и вокально-                                   щедрой народной песни».
                       хореографические композиции «Славься, шахтёров племя!», «Шахтёрская праздничная», и песни,                                                       /«Обещание: завтра – лучше!», «Комсомолец Донбасса» № 107 от 2.06.1979 г./
                       стихи о горняках, Донецком крае. Но ансамбль роднит с горняками не только то, что он славит своим
                       искусством труд добытчиков угля, носит гордое звание шахтёрского. Главное, что переняли артисты
                       у горняков, – это умение из каждодневных нелёгких буден извлекать вещественные итоги своей ра-
                       боты. У шахтёров это весомые тонны угля – хлеба промышленного, у исполнителей – убедительные
                       творческие победы, радость, которую они дарят своим искусством многочисленным зрителям.
                         Приоткроем дверь, за которой поёт баян, и такт его мелодии отбивает дружный топот десятков ног.
                       Пусть вас не покоробит слово «топот». Танец «Донбасса» берёт своё начало в украинском фольклоре.
                       А на народных праздниках принято плясать и душой, и телом, полновесно ступать на всю ступню.
                       Пуанты и воздушные полёты невесомых балерин придуманы были гораздо позднее.
                         Вглядитесь в молодые лица танцоров (из 100 участников шахтёрского ансамбля 80 – комсомоль-
                       цы, а в балетной труппе, тем паче, молодёжи – подавляющее большинство). Вглядитесь внимательно
                       в лица – ни на одном из них вы не увидите будничного выражения.
                         Снова и снова художественный руководитель ансамбля народный артист УССР Алексей Алексан-
                       дрович Гомон просит своих воспитанников воспроизвести тут или иную хореографическую картинку.
                       Бесконечное число раз повторяются одни и те же движения. Спортивные майки юношей хоть отжи-
                       май. Но лица всё так же озарены внутренним светом танца. А девушки! В самых обычных туфельках
                       на невысоких каблучках, каждая из них в эти мгновения – Золушка, пока ещё занятая чёрной рабо-
                       той, но пробегут часы, и она превратится в принцессу ослепительного бала.
                         - Не простого повторения того, что показал балетмейстер, требуем мы от танцоров, - объясняет,
                       вытирая лицо полотенцем, А.А. Гомон. – Для того, чтобы стать настоящим артистом, нужно воспитать
                       в себе, по крайней мере, три способности: способность воспринять материал, способность воплотить                                                                                                      Репетиция мужской балетной
                       его в рамках, задуманных постановщиком, но непременно пропустив через себя, и, наконец, способ-                                                                                                       группы ансамбля
                       ность развить первоначальный замысел.
                         И снова вместе с главным балетмейстером ансамбля М.П. Мотковым Гомон весь уходит в работу,                      В ансамбле всегда был силён корпоративный дух, и часто встречающееся высказывание многих
                       делая и переделывая угольные наброски будущего стройного рисунка танца на дощатом некрашеном                   представителей коллектива о «Донбассе» как об одной большой семье, – это не просто красивые
                       полу репетиционного зала.                                                                                      слова, а истина, проверенная десятилетиями. Большая заслуга в этом принадлежит руководству
                         - Нет, Саша, ты всё-таки сам сочини эту «хлопушку», – говорит он невысокому курчавому пареньку.              ансамбля, во все времена проводившего неизменную линию, основанную на «трёх китах»: упор-
                         - Он просто не мог её не сочинить, – скажет потом Алексей Александрович. – Другому, может быть,
                       я сам показал бы, а этот талантлив, ему уже есть что сказать, и он обязательно должен высказаться...           ный труд, общее любимое дело и дружеская взаимовыручка (кстати, в 1980-е годы в штате коллек-
                         Вот так и только так – будни без будничного настроения, черновая, но не серая, работа. И из черно-           тива была должность заместителя директора по политико-воспитательной и концертной работе).
                       ты нелёгкого, но радостного (потому что любимого) труда просто не может не родиться многоцветье                В советский период истории ансамбля его сотрудники в обязательном порядке были охвачены об-
                       праздника.                                                                                                     щественно-просветительской работой; в свободное от репетиций и концертов время «донбассов-
                         В кабинете директора ансамбля собраны многочисленные награды коллектива – знак «Шахтёр-                      цы» посещали музеи, творческие встречи с видными деятелями культуры; в ансамбле выпускалась
                       ская слава» I степени, грамоты – Министерства угольной промышленности СССР и ЦК профсоюза                      стенгазета  «Искусство»,  где  освещался  полезный  опыт  коллег,  отмечались  творческие  заслуги
                       рабочих угольной промышленности СССР, Президиума Верховного Совета РСФСР, ЦК ЛКСМ Украи-                       членов коллектива и, конечно же, критиковались те, кто небрежно относился к своей работе –
                       ны, диплом ВДНХ… Семеро творческих работников «Донбасса» носят почётные звания заслуженных                     а как иначе! Отдельное внимание уделялось самым юным членам коллектива – за ними закрепля-
                       артистов и деятелей искусств УССР. Есть надежда, что скоро к этим высоким оценкам прибавится                   лись наставники, а при поступлении на работу каждый «новобранец» проходил ритуал посвящения

                  72                                                                                                                                                                                                                 73
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79