Page 74 - Талант умноженный на характер
P. 74
ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
«Заслуженный шахтёрский ансамбль песни и танца УССР «Донбасс» – одно из любимых детищ ещё одна – коллектив выдвинут на соискание премии Республиканского комсомола имени Николая
Донетчины. Здесь, в этой земле, – истоки его более чем 40-летнего неувядаемого цветения. Яркие, на- Островского. Каждая награда – отголосок праздника, щедро подаренного людям. Но помните, из чего
сыщенные неисчерпаемым народным оптимизмом выступления артистов ансамбля не раз радовали рождается праздник?
зрителей Москвы и Киева, Кемеровской области и Краснодарского края, Черкасчины и Ворошилов- Работа настоящих художников сродни труду горняков. Ежедневные черновые наброски арти-
градщины. сты ансамбля превращают в горячее пламя танца – украинского, русского, польского, венгерского…
Но по праву первыми зрителями и ценителями искусства ансамбля были и остаются горняки До- Из глубинных недр земли Донбасса тянется к солнцу молодая зелёная поросль новых и новых по-
нецкой области. Самая большая награда для танцоров и певцов, музыкантов и мастеров художествен- колений творцов прекрасного – шахтёров и художников. Их души вмещают в себе строгое величие
ного слова «Донбасса» – аплодисменты, звучащие в нарядных шахт. терриконов и неутомимую энергию танца, грохот тяжеловесных составов с углём и певучую нежность
Большинство номеров программы «Донбасса» посвящены шахтёрской тематике. Это и вокально- щедрой народной песни».
хореографические композиции «Славься, шахтёров племя!», «Шахтёрская праздничная», и песни, /«Обещание: завтра – лучше!», «Комсомолец Донбасса» № 107 от 2.06.1979 г./
стихи о горняках, Донецком крае. Но ансамбль роднит с горняками не только то, что он славит своим
искусством труд добытчиков угля, носит гордое звание шахтёрского. Главное, что переняли артисты
у горняков, – это умение из каждодневных нелёгких буден извлекать вещественные итоги своей ра-
боты. У шахтёров это весомые тонны угля – хлеба промышленного, у исполнителей – убедительные
творческие победы, радость, которую они дарят своим искусством многочисленным зрителям.
Приоткроем дверь, за которой поёт баян, и такт его мелодии отбивает дружный топот десятков ног.
Пусть вас не покоробит слово «топот». Танец «Донбасса» берёт своё начало в украинском фольклоре.
А на народных праздниках принято плясать и душой, и телом, полновесно ступать на всю ступню.
Пуанты и воздушные полёты невесомых балерин придуманы были гораздо позднее.
Вглядитесь в молодые лица танцоров (из 100 участников шахтёрского ансамбля 80 – комсомоль-
цы, а в балетной труппе, тем паче, молодёжи – подавляющее большинство). Вглядитесь внимательно
в лица – ни на одном из них вы не увидите будничного выражения.
Снова и снова художественный руководитель ансамбля народный артист УССР Алексей Алексан-
дрович Гомон просит своих воспитанников воспроизвести тут или иную хореографическую картинку.
Бесконечное число раз повторяются одни и те же движения. Спортивные майки юношей хоть отжи-
май. Но лица всё так же озарены внутренним светом танца. А девушки! В самых обычных туфельках
на невысоких каблучках, каждая из них в эти мгновения – Золушка, пока ещё занятая чёрной рабо-
той, но пробегут часы, и она превратится в принцессу ослепительного бала.
- Не простого повторения того, что показал балетмейстер, требуем мы от танцоров, - объясняет,
вытирая лицо полотенцем, А.А. Гомон. – Для того, чтобы стать настоящим артистом, нужно воспитать
в себе, по крайней мере, три способности: способность воспринять материал, способность воплотить Репетиция мужской балетной
его в рамках, задуманных постановщиком, но непременно пропустив через себя, и, наконец, способ- группы ансамбля
ность развить первоначальный замысел.
И снова вместе с главным балетмейстером ансамбля М.П. Мотковым Гомон весь уходит в работу, В ансамбле всегда был силён корпоративный дух, и часто встречающееся высказывание многих
делая и переделывая угольные наброски будущего стройного рисунка танца на дощатом некрашеном представителей коллектива о «Донбассе» как об одной большой семье, – это не просто красивые
полу репетиционного зала. слова, а истина, проверенная десятилетиями. Большая заслуга в этом принадлежит руководству
- Нет, Саша, ты всё-таки сам сочини эту «хлопушку», – говорит он невысокому курчавому пареньку. ансамбля, во все времена проводившего неизменную линию, основанную на «трёх китах»: упор-
- Он просто не мог её не сочинить, – скажет потом Алексей Александрович. – Другому, может быть,
я сам показал бы, а этот талантлив, ему уже есть что сказать, и он обязательно должен высказаться... ный труд, общее любимое дело и дружеская взаимовыручка (кстати, в 1980-е годы в штате коллек-
Вот так и только так – будни без будничного настроения, черновая, но не серая, работа. И из черно- тива была должность заместителя директора по политико-воспитательной и концертной работе).
ты нелёгкого, но радостного (потому что любимого) труда просто не может не родиться многоцветье В советский период истории ансамбля его сотрудники в обязательном порядке были охвачены об-
праздника. щественно-просветительской работой; в свободное от репетиций и концертов время «донбассов-
В кабинете директора ансамбля собраны многочисленные награды коллектива – знак «Шахтёр- цы» посещали музеи, творческие встречи с видными деятелями культуры; в ансамбле выпускалась
ская слава» I степени, грамоты – Министерства угольной промышленности СССР и ЦК профсоюза стенгазета «Искусство», где освещался полезный опыт коллег, отмечались творческие заслуги
рабочих угольной промышленности СССР, Президиума Верховного Совета РСФСР, ЦК ЛКСМ Украи- членов коллектива и, конечно же, критиковались те, кто небрежно относился к своей работе –
ны, диплом ВДНХ… Семеро творческих работников «Донбасса» носят почётные звания заслуженных а как иначе! Отдельное внимание уделялось самым юным членам коллектива – за ними закрепля-
артистов и деятелей искусств УССР. Есть надежда, что скоро к этим высоким оценкам прибавится лись наставники, а при поступлении на работу каждый «новобранец» проходил ритуал посвящения
72 73