Page 70 - Талант умноженный на характер
P. 70

ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ                                                                                                                                   ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


         РСФСР  М.С.  Амитов,  художественный  руководитель  Донецкой  филармонии  С.М.  Чудновский.                                  и  жителям  Псковщины:  выступая  с  концертом  в  Псковской  областной  филармонии,  ансамбль
         Практиковались творческие соревнования – как внутри коллектива между цехами (цех-победитель                                  включил в программу произведение «Дуэль» (муз. Л. Вербицкого, сл. А. Вратарёва), посвящённую
         получал денежную премию), так и с ансамблями из других областей Украины. По мнению руко-                                     А.С. Пушкину. Как писала газета «Радянська Донеччина», данное произведение прозвучало впер-
         водства «Донбасса», такое соперничество помогало «налаживать творческий процесс, укреплять                                   вые в исполнении именно ансамбля «Донбасс», впоследствии став традиционным во время прове-
         дисциплину, делать более разнообразным быт и отдых артистов». И, конечно, важно подчеркнуть,                                 дения на Псковщине Пушкинских дней. А выступая перед военными моряками Кронштадта, «дон-
         что на протяжении всего периода, о котором рассказывается в этой главе, ансамбль вдумчиво под-                               бассовцы» исполнили песню «В Донбасс отъезжают матросы», попутно адресовав её известному
         бирал творческие кадры, всё так же не ограничиваясь рамками родного региона. В поисках талант-                               земляку, шефствовавшему над ансамблем, – прославленному шахтёру, Герою Социалистического
         ливой молодёжи представители художественного руководства коллектива продолжали выезжать                                      Труда Ивану Стрельченко, проходившему военную службу на флоте.
         во  многие  города  РСФСР,  УССР  и  других  союзных  республик.  Москва,  Ленинград,  Киев,  Харь-
         ков, Запорожье, Днепропетровск, Ростов-на-Дону, Владимир, Кишинёв, Львов, Винница, Черно-                                                    «Ансамбль исполняет произведения русской, украинской классики, советских и зарубежных компо-
         вцы, Каменец-Подольский, Сумы, Кировоград, Херсон, Полтава, Черкассы – вот лишь некоторые                                                 зиторов, танцы народов мира. Любовь к шахтёрскому краю, к его славным труженикам пронизывает
         из них. Артистов для «Донбасса» отбирали из числа участников всесоюзных и республиканских                                                 каждое выступление творческого коллектива. Многие из песен посвящены героям труда: Стаханову,
         фестивалей и конкурсов (руководство ансамбля целенаправленно посещало указанные мероприя-                                                 Изотову, Кривоносу, Мазаю, Ангелиной, Стрельченко, Зинченко и другим. С особым вдохновением ис-
                                                                                                                                                   полняются песни о своём родном городе – Донецке. Ансамбль любят и охотно помогают ему поэты
         тия), выпускников профильных учебных заведений и студий ведущих профессиональных творче-                                                  и композиторы Украины, Москвы, Ленинграда. Особенно тепло принимаются слушателями песен «До-
         ских коллективов (в первую очередь, ансамбля им. П. Вирского и хора им. Г. Верёвки); при переезде                                         нецкий уголёк» А. Островского, «Шахтёрская дружба» Г. Сесиашвили».
         в Донецк им компенсировалась стоимость                                                                                                                                                /Из интервью директора ансамбля А.А. Устинова газете
         проезда  и  выплачивались  «подъёмные».                                                                                                                                                           «Вечерний Донецк» № 127 от 28.11.1973 г./
         Немало  артистов  из  числа  тех,  кто  при-
         ехал в Донбасс в те годы, так и остались                                                                                        «За последние годы ансамбль «Донбасс» значительно вырос в творческом отношении. Де-
         здесь  –  шахтёрский  край  стал  для  них                                                                                   вять работников коллектива удостоены почётных званий заслуженного деятеля искусств, за-
         родным.  А  ансамбль  «Донбасс»  на  про-                                                                                    служенного и народного артиста республики. К нам пришли высококвалифицированные руко-
         тяжении долгих лет поддерживал тесные                                                                                        водители и педагоги. Большую всестороннюю помощь оказывает коллективу его постоянный
         дружеские  отношения  с  вышеуказанны-                                                                                       шеф – Министерство угольной промышленности УССР», – писала газета «Социалистический
         ми коллективами, бывая постоянным го-                                                                                        Донбасс» в июне 1973 г. [18].
         стем на их юбилеях и творческих вечерах.                                                                                        В том же 1973 году при ансамбле впервые начала свою работу хореографическая студия под руко-
            С  большим  трепетом  творческое  ру-                                                                                     водством В.В. Бойченко, ставшая для коллектива своеобразной кузницей кадров, – наиболее талант-
         ководство  ансамбля  относилось  и  к  по-                                                                                   ливые её выпускники пополняли ряды артистов ансамбля. Причём по своему формату студия была
         становке  номеров,  столь  же  целена-                                                                                       не танцевальным кружком, а именно центром профессиональной хореографической подготовки
         правленно  выезжая  в  разные  регионы                                                                                       с жёстким режимом занятий и экзаменационной системой (экзамены у воспитанников принимала
         в  фольклорные  экспедиции  –  за  свежи-                                                                                    целая комиссия, в которую входили артисты и балетмейстеры). «Нынче летом наша студия даст
         ми  идеями  и  достоверным  материалом                                                                                       первый выпуск, что, надеемся, хотя бы отчасти утолит кадровый голод. Мы, конечно, далеки
         для будущих постановок; на местах ши-                                                                                        от мысли, что каждый выпускник нашей школы непременно найдёт себя на профессиональной
         лись  и  аутентичные  концертные  костю-                                                                                     сцене. Многое зависит от меры таланта и трудолюбия. Одно сомнению не подлежит: обре-
         мы.  Аналогичное  внимание  уделялось                                                                                        тённые у нас эстетические навыки пригодятся в жизни каждому юноше, каждой девушке», –
         составлению       концертных      программ;                                                                                  подчёркивал в беседе с донецкими журналистами директор ансамбля Александр Устинов.
         практиковался, что называется, индиви-                                                                                          Забегая вперёд, скажем, что с того времени и по сей день студия ансамбля «Донбасс» на столь
         дуальный подход с адресным включением                                                                                        же серьёзном уровне продолжает свою работу, и риторика в вопросах подготовки воспитанников
         в них тех или иных номеров с учётом ауди-                                                                                    остаётся прежней: «Даже если наш студиец в будущем не планирует становиться профессио-
         тории.  Например,  готовясь  к  выступле-                                                                                    нальным артистом, студия для него – прекрасное место, где он может обрести новых друзей,
         ниям  перед  шахтёрами  Чехословакии  и                                                                                      преодолеть какие-то внутренние комплексы (а у детей и особенно подростков их зачастую бы-
         Венгрии, ансамбль подготовил вокально-                                                                                       вает немало) и с ранних лет сформировать отличную физическую форму, правильную осанку,
         хореографические композиции на сюжет-                                                                                        движения… Это никогда не бывает лишним, главное – чтобы воспитанник был настроен упор-
         но-фольклорном  материале  этих  стран.                                                                                      но работать», – подчёркивает нынешняя руководитель хореографической студии, заслуженная
         Необычный  подарок  сделал  «Донбасс»                В архивах ансамбля по сей день хранится множество грамот                артистка Донецкой Народной Республики Оксана Белая [44].
                                                              и благодарностей за выступления на военных кораблях
                  68                                                                                                                                                                                                                 69
   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75