Page 68 - Талант умноженный на характер
P. 68

ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ                                                                                                                                   ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


         союзов.  Так  что  профсоюзные  творческие  силы  в  определённом  плане  превосходили  «мин-                                   Забегая вперёд, скажем, что коллективные усилия возымели некоторое действие: «Укрконцерт»
         культовские». На всех партийных мероприятиях, в том числе и с участием Щербицкого, это                                       утвердил план концертно-гастрольной работы на 1 полугодие 1973 года, ансамбль заключил дого-
         было сильно заметно: в первом отделении всегда выступали «профессионалы» (то есть как                                        вора на гастроли со всеми филармониями УССР. Однако подведомственность «Донбасса» осталась
         раз коллективы, относящиеся к Минкульту), и это был уровень не очень, и потом во втором                                      прежней, и в дальнейшем всякий раз гастроли организовывались, что называется, в ручном режи-
         отделении – профсоюзные коллективы. И это был уже, конечно, совершенно другой уровень –                                      ме и с большими усилиями. «Организация гастрольной деятельности построена неудовлет-
         и по режиссуре, и по использованию технических средств, и по костюмам… Но гастрольный-                                       ворительно ввиду того, что Министерства культуры союзное и республиканское длительное
         то график находился в сфере влияния Минкульта! Соответственно, профсоюзные коллективы                                        время отказываются решать эти вопросы, ссылаясь на то, что ансамбль является не респу-
         в нём первыми быть никак не могли».                                                                                          бликанским, а профсоюзным. И на 1977 год запланированные концерты не являются гарантий-
            «Ведомственная принадлежность является непреодолимым барьером при организации гастро-                                     ными. Областной совет профсоюзов неоднократно обращался в Укрконцерт с просьбой орга-
         лей по республикам страны и их угольным бассейнам», – открытым текстом подчёркивало руко-                                    низовать нормальные гастроли коллектива, однако положительного решения этого вопроса
         водство ансамбля, и, что называется, било во все колокола для решения проблемы, в конечном                                   нет», – всё так же отмечалось в справке об ансамбле спустя четыре года.
         итоге доведя информацию о ней до сведения профильных министров советского правительства.                                        Впрочем, выгод от принадлежности к системе профсоюзов у ансамбля было всё же больше –
                                                                                                                                      не только материальных, о которых говорилось выше, но и имиджевых.
                                                                             Министру угольной промышленности СССР                       «У «Донбасса» как профсоюзного ансамбля было своё неоспоримое преимущество, – говорит
                                                                                                    тов. Братченко Б.Ф.               Николай Пташка. – По сравнению с государственными коллективами, атмосфера здесь была

                         Коллектив Заслуженного шахтёрского ансамбля песни и танца Украинской ССР «Донбасс» остро                     более демократичная. Понятно, что линию партии соблюдали все, но ансамбль не был так
                       нуждается в организации поездок по угольным бассейнам страны.                                                  жёстко «заноменклатурен», обладал большей свободой и имел возможность решать свои во-
                         Организовать такие поездки не представляется возможным, так как «Союзконцерт» и республикан-                 просы более просто, не проходя по несколько кругов бюрократического ада, как это было у дру-
                       ские министерства культуры отказываются планировать гастроли, ссылаясь на ведомственную принад-                гих.  И  потом,  решение  вопросов  гастрольной  деятельности  и  вообще  получения  каких-либо
                       лежность коллектива.                                                                                           преференций всё равно по большому счёту строилось на личных контактах. Что называет-
                         Гастроли смогли бы значительно улучшить культурное обслуживание трудящихся угольных бассей-                  ся, «пробивали», кто как мог. И во многом успешность этого процесса зависела от личности
                       нов, усилить пропаганду героики шахтёрского труда и способствовать творческому росту ансамбля.                 директора, его организаторских и коммуникативных способностей. Ведь деньги на гастроль-
                         Просим Вас ходатайствовать перед Министерством культуры СССР об обязательном планировании                    ную деятельность по линии министерства культуры «Донбассу» не выделяли. Соответствен-
                       концертно-гастрольной работы шахтёрского ансамбля по стране со второго полугодия 1972 года, а так-             но, если выбили гастроли, то нужно было и найти средства на их проведение – то ли за счёт
                       же в последующие годы на равных условиях с государственными профессиональными коллективами.                    предприятий, то ли за счёт профсоюзов, и так далее. При этом совсем в свободное плавание,
                                                   Министр угольной промышленности УССР Н. Худосовцев, 17.07.1972 г.».                в отрыв от управления культуры, ансамбль уйти не мог – помимо финансирования и гастро-

                                                                                                                                      лей, были ещё вопросы аттестации, присвоения категорий, находившиеся в компетенции ука-
                                                                                             «Министру культуры СССР                  занного управления. И по факту в системе руководства ансамблем имело место двоевластие.
                                                                                                     тов. Фурцевой Е.А.               Но в ансамбле «Донбасс» были заинтересованы: его всегда брали на переговоры профсоюзов
                                                        Уважаемая Екатерина Алексеевна!                                               международного уровня, включали во всевозможные поездки. Выступления коллектива всегда
                         В 1937 году в Донбассе был создан шахтёрский ансамбль песни и танца как ведомственный про-                   проходили восхитительно, были прекрасные отзывы, и присутствие ансамбля, скажем так,
                       фессиональный коллектив в системе профсоюзов. Ансамбль создавался для обслуживания трудящихся                  способствовало проведению переговоров и помогало налаживать сотрудничество. Поэтому
                       угольных предприятий страны, что с успехом осуществляется пока только в пределах Украинской ССР.               «Донбасс» пользовался серьёзным авторитетом на территории СССР. И за границу он ездил
                         Неоднократно коллектив выезжал за рубеж.                                                                     значительно чаще, чем многие государственные коллективы, – ансамбль постоянно включали
                         Организовать гастроли ансамбля по угольным бассейнам СССР мешает ведомственная принадлеж-                    в какие-то делегации, «поезда дружбы» и тому подобное. И, конечно, многие коллективы, на-
                       ность коллектива, на что ссылается «Союзконцерт» и подведомственные ему концертно-гастрольные                  ходившиеся в ведении Министерства культуры, ему завидовали».
                       организации.                                                                                                      Так что, невзирая на все административные коллизии, «Донбасс» неизменно держал марку,
                         Гастроли ансамбля внесут значительный вклад в дело пропаганды героики труда, организации куль-
                       турного обслуживания трудящихся и будут способствовать творческому росту коллектива.                           имел убедительный «послужной список», по праву пользовался популярностью у публики и не-
                         Убедительно прошу вас дать указание «Союзконцерту», республиканским министерствам об обя-                    уклонно стремился к повышению уровня своей работы. С этой целью, среди прочего, в начале
                       зательном включении в план гастролей по стране Заслуженного шахтёрского ансамбля песни и танца                 1970-х годов в ансамбле был сформирован новый, расширенный состав худсовета. В него, помимо
                       Украинской ССР «Донбасс» знака «Шахтёрская слава» первой степени, лауреата комсомольской пре-                  представителей руководства и творческого состава «Донбасса», а также Донецкого облсовпрофа,
                       мии имени Артёма на второе полугодие 1972 г., а также в последующие годы на равных условиях с госу-            вошли известный донецкий писатель, на тот момент член Донецкой организации Союза писателей
                       дарственными профессиональными коллективами.                                                                   Украины В.В. Шутов, завотделом культуры редакции газеты «Социалистический Донбасс» А.С. Лу-
                                         С уважением, заместитель министра угольной промышленности СССР А. Захаров».                  кацкий, режиссёр Донецкого музыкально-драматического театра, заслуженный деятель искусств
                  66                                                                                                                                                                                                                 67
   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73