Page 71 - Талант умноженный на характер
P. 71

ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ                             ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


 РСФСР  М.С.  Амитов,  художественный  руководитель  Донецкой  филармонии  С.М.  Чудновский.   и  жителям  Псковщины:  выступая  с  концертом  в  Псковской  областной  филармонии,  ансамбль
 Практиковались творческие соревнования – как внутри коллектива между цехами (цех-победитель   включил в программу произведение «Дуэль» (муз. Л. Вербицкого, сл. А. Вратарёва), посвящённую
 получал денежную премию), так и с ансамблями из других областей Украины. По мнению руко-  А.С. Пушкину. Как писала газета «Радянська Донеччина», данное произведение прозвучало впер-
 водства «Донбасса», такое соперничество помогало «налаживать творческий процесс, укреплять   вые в исполнении именно ансамбля «Донбасс», впоследствии став традиционным во время прове-
 дисциплину, делать более разнообразным быт и отдых артистов». И, конечно, важно подчеркнуть,   дения на Псковщине Пушкинских дней. А выступая перед военными моряками Кронштадта, «дон-
 что на протяжении всего периода, о котором рассказывается в этой главе, ансамбль вдумчиво под-  бассовцы» исполнили песню «В Донбасс отъезжают матросы», попутно адресовав её известному
 бирал творческие кадры, всё так же не ограничиваясь рамками родного региона. В поисках талант-  земляку, шефствовавшему над ансамблем, – прославленному шахтёру, Герою Социалистического
 ливой молодёжи представители художественного руководства коллектива продолжали выезжать   Труда Ивану Стрельченко, проходившему военную службу на флоте.
 во  многие  города  РСФСР,  УССР  и  других  союзных  республик.  Москва,  Ленинград,  Киев,  Харь-
 ков, Запорожье, Днепропетровск, Ростов-на-Дону, Владимир, Кишинёв, Львов, Винница, Черно-  «Ансамбль исполняет произведения русской, украинской классики, советских и зарубежных компо-
 вцы, Каменец-Подольский, Сумы, Кировоград, Херсон, Полтава, Черкассы – вот лишь некоторые   зиторов, танцы народов мира. Любовь к шахтёрскому краю, к его славным труженикам пронизывает
 из них. Артистов для «Донбасса» отбирали из числа участников всесоюзных и республиканских   каждое выступление творческого коллектива. Многие из песен посвящены героям труда: Стаханову,
 фестивалей и конкурсов (руководство ансамбля целенаправленно посещало указанные мероприя-  Изотову, Кривоносу, Мазаю, Ангелиной, Стрельченко, Зинченко и другим. С особым вдохновением ис-
                       полняются песни о своём родном городе – Донецке. Ансамбль любят и охотно помогают ему поэты
 тия), выпускников профильных учебных заведений и студий ведущих профессиональных творче-  и композиторы Украины, Москвы, Ленинграда. Особенно тепло принимаются слушателями песен «До-
 ских коллективов (в первую очередь, ансамбля им. П. Вирского и хора им. Г. Верёвки); при переезде   нецкий уголёк» А. Островского, «Шахтёрская дружба» Г. Сесиашвили».
 в Донецк им компенсировалась стоимость                           /Из интервью директора ансамбля А.А. Устинова газете
 проезда  и  выплачивались  «подъёмные».                                      «Вечерний Донецк» № 127 от 28.11.1973 г./
 Немало  артистов  из  числа  тех,  кто  при-
 ехал в Донбасс в те годы, так и остались   «За последние годы ансамбль «Донбасс» значительно вырос в творческом отношении. Де-
 здесь  –  шахтёрский  край  стал  для  них   вять работников коллектива удостоены почётных званий заслуженного деятеля искусств, за-
 родным.  А  ансамбль  «Донбасс»  на  про-  служенного и народного артиста республики. К нам пришли высококвалифицированные руко-
 тяжении долгих лет поддерживал тесные   водители и педагоги. Большую всестороннюю помощь оказывает коллективу его постоянный
 дружеские  отношения  с  вышеуказанны-  шеф – Министерство угольной промышленности УССР», – писала газета «Социалистический
 ми коллективами, бывая постоянным го-  Донбасс» в июне 1973 г. [18].
 стем на их юбилеях и творческих вечерах.  В том же 1973 году при ансамбле впервые начала свою работу хореографическая студия под руко-
 С  большим  трепетом  творческое  ру-  водством В.В. Бойченко, ставшая для коллектива своеобразной кузницей кадров, – наиболее талант-
 ководство  ансамбля  относилось  и  к  по-  ливые её выпускники пополняли ряды артистов ансамбля. Причём по своему формату студия была
 становке  номеров,  столь  же  целена-  не танцевальным кружком, а именно центром профессиональной хореографической подготовки
 правленно  выезжая  в  разные  регионы   с жёстким режимом занятий и экзаменационной системой (экзамены у воспитанников принимала
 в  фольклорные  экспедиции  –  за  свежи-  целая комиссия, в которую входили артисты и балетмейстеры). «Нынче летом наша студия даст
 ми  идеями  и  достоверным  материалом   первый выпуск, что, надеемся, хотя бы отчасти утолит кадровый голод. Мы, конечно, далеки
 для будущих постановок; на местах ши-  от мысли, что каждый выпускник нашей школы непременно найдёт себя на профессиональной
 лись  и  аутентичные  концертные  костю-  сцене. Многое зависит от меры таланта и трудолюбия. Одно сомнению не подлежит: обре-
 мы.  Аналогичное  внимание  уделялось   тённые у нас эстетические навыки пригодятся в жизни каждому юноше, каждой девушке», –
 составлению   концертных   программ;   подчёркивал в беседе с донецкими журналистами директор ансамбля Александр Устинов.
 практиковался, что называется, индиви-  Забегая вперёд, скажем, что с того времени и по сей день студия ансамбля «Донбасс» на столь
 дуальный подход с адресным включением   же серьёзном уровне продолжает свою работу, и риторика в вопросах подготовки воспитанников
 в них тех или иных номеров с учётом ауди-  остаётся прежней: «Даже если наш студиец в будущем не планирует становиться профессио-
 тории.  Например,  готовясь  к  выступле-  нальным артистом, студия для него – прекрасное место, где он может обрести новых друзей,
 ниям  перед  шахтёрами  Чехословакии  и   преодолеть какие-то внутренние комплексы (а у детей и особенно подростков их зачастую бы-
 Венгрии, ансамбль подготовил вокально-  вает немало) и с ранних лет сформировать отличную физическую форму, правильную осанку,
 хореографические композиции на сюжет-  движения… Это никогда не бывает лишним, главное – чтобы воспитанник был настроен упор-
 но-фольклорном  материале  этих  стран.   но работать», – подчёркивает нынешняя руководитель хореографической студии, заслуженная
 Необычный  подарок  сделал  «Донбасс»   В архивах ансамбля по сей день хранится множество грамот   артистка Донецкой Народной Республики Оксана Белая [44].
 и благодарностей за выступления на военных кораблях
 68                                                                                                     69
   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76