Page 67 - Талант умноженный на характер
P. 67

ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ                             ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


 Концерт ансамбля состоялся на следующий день (запечатлённая на фото афиша с объявлением о его   ющие ходатайства «наверх» по этому поводу были). Хорошим подспорьем в решении материаль-
 переносе сохранилась в архивах – авт.), но итогом такого фатального легкомыслия стало несколько   ных вопросов было обращение к партнёрам в лице предприятий отрасли (в случае с ансамблем
 сломанных судеб – шофёра, севшего за руль артиста и всей его семьи, а также вышеупомянутой   Донбасс» это была донецкая шахта имени А.Ф. Засядько – одна из крупнейших и наиболее «бога-
 девушки-кассира  Алины  Фёдоровой,  в  результате  аварии  получившей  перелом  позвоночника   тых» шахт региона). А вот в части обеспечения гастролями профсоюзные возможности были куда
 и ставшей инвалидом первой группы. Все последующие годы ансамбль выплачивал ей регресс,   скромнее.
 обеспечивал курортно-санаторное лечение. После аварии Фёдорова прожила 30 лет, была оди-  «В  определённом  смысле  ансамбль  «Донбасс»  находился  на  особом  положении,  –  отмечает
 нокой. Умерла в 1994 году, расходы на её похороны ансамбль также взял на себя…  Николай Пташка, работавший в отделе культуры Донецкого облсовпрофа как раз в период описы-
 Но остались в памяти и счастливые истории. Дважды артисты ансамбля во время гастролей   ваемых событий. – Во всём СССР не так-то много было профсоюзных творческих коллективов –
 предотвращали гибель людей. Осенью 1967 года артист хора Петров спас утопающего рыбака   очень мало, я бы даже сказал. А ансамбль «Донбасс» и вовсе слыл фаворитом среди профсоюз-
 на реке Северский Донец. А летом 1976 года на гастролях в Сочи другой артист хора с необычной   ных коллективов, находящихся в компетенции ВЦСПС, который, будучи центральным органом,
 фамилией Васьо вытащил из воды малыша. В обоих случаях героям была объявлена благодар-  очень хорошо помогал. Расклад тогда был таким: административная роль – творческие вопро-
 ность с занесением в трудовую книжку и выдана денежная премия.  сы, подбор кадров и так далее – была у облсовпрофа. А вот в части финансирования принима-
 К слову, о фамилиях сотрудников. Листая кадровые архивы ансамбля, их можно встретить не-  лось решение на уровне ВЦСПС (если не могли «уговорить» профсоюзы на местах) либо на уров-
 мало – интересных, смешных, невероятных, а порой и очень даже символичных. Так, в разные   не «Донецкугля» (подобные ансамбли всегда прикреплялись к определённому промышленному
 годы в коллективе трудились: артистки хора Баскова и Заика, солист Картавый, артисты балета   предприятию). И вот таким образом ре-
 Белоног, Тонконога и Белокопытов, водители Руленко и Деньга, сапожник Чеботарёв, электрик   шались вопросы материального обеспече-
 Огнев,  художник  Тарас  Григорьевич  Шевченко,  артисты  Механик  и  Понедельник,  кастелянша   ния ансамбля. База, общежитие, ремонт,
 Гвоздь,  солист  Гоголь,  сапожник  Го-  транспорт… Кроме того, существовала
 мер,  сторож  Король,  кочегар  Пушкин…   такая практика, когда некоторые арти-
 Были случаи из серии «от судьбы не уй-  сты  числились  в  штате  шахт,  им  шёл
 дёшь»,  когда  артистка  Тихомирова  по-  подземный  стаж.  Поэтому  «Донбасс»
 сле  замужества  сменила  свою  девичью   был на особом счету и очень хорошо обе-
 фамилию  на  Тихонову.  Встречались  со-  спечивался  по  сравнению  с  коллектива-
 трудники  с  экзотическими  именами   ми, находившимися в ведении Министер-
 и  фамилиями:  дирижёр  Рем  Джахай,   ства культуры. С тех времён по сей день
 хормейстеры  Лео  Карлович  Крузман   у ансамбля многое осталось – шикарные
 и  Каррэ  Хозе  Томасович  Кабестани.   костюмы,  музыкальные  инструменты,
 В  хоре  пела  артистка  по  имени  Ария.   и, собственно, база, где ансамбль по сей
 И,  наконец,  в  ансамбле  недолгое  время   день располагается.
 работал  солист  с  самой  что  ни  на  есть   Через  ВЦСПС  и  Укрсовпроф  решались
 простой  фамилией  Емельянов,  только   и  вопросы  включения  ансамбля  «Дон-
 вот имя у него было Динамит.   басс» в график гастролей Министерства
 Рабочие моменты концертов, 1960-е гг. Фото из личного архива артиста   На рубеже 1960-70-х годов для ансам-  культуры СССР и УССР соответственно.
 ансамбля Е. Перлова
 бля стал болезненным вопрос с обеспече-  Но  вот  здесь  как  раз  крылась  преслову-
 нием  гастрольной  деятельности.  Нужно   тая ложка дёгтя в плане принадлежно-
 сказать, что при всей успешности работы коллектива в этот период (которая, несомненно, была бы   сти  коллектива  к  системе  профсоюзов:
 невозможна без наличия созданных для этого условий, и нужно отдать должное облсовпрофу за их   при высоком уровне материального обе-
 обеспечение), существовали и камни преткновения, избавиться от которых ансамбль никак не мог.     спечения гастрольные маршруты ансам-
 Речь идёт о принадлежности коллектива к системе профсоюзов, которая существенно ограничива-  блю выдавали по остаточному принципу.
 ла его возможности, а в переходные 1990-е и вовсе едва не погубила ансамбль, ставший заложни-  Дело в том, что учреждения культуры,
 ком сложившейся кризисной ситуации (об этом будет сказано позже). Материальное обеспечение   находившиеся  в  ведении  профсоюзов,  не-
 коллектива в целом было весьма достойным – правда, Донецкий облсовпроф как-то обмолвился,   гласно конкурировали с государственной
 что финансовую нагрузку по содержанию «Донбасса» должен нести не один лишь он, а и советы   сферой  культуры.  Все  крупные  дворцы
 профсоюзов других регионов Украины, где также есть угольные предприятия (даже соответству-  культуры  и  коллективы  были  у  проф-  Публикация об ансамбле в журнале «Советский шахтёр»,
                                                                1966 г.
 64                                                                                                     65
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72