Page 63 - Талант умноженный на характер
P. 63

ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ                             ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


 для сотрудников в местах их пребывания – а что, весьма удобно. Был у коллектива и довольно вну-
 шительный автопарк, включавший транспорт для перевозки как артистов, так и реквизита. Кста-
 ти, интересно, что шофёром одного из автобусов была женщина – Галина Михайловна Черникова.
 Среди знаковых событий тех лет – выступление «Донбасса» в полном составе (более 100 чело-
 век!) на Всемирном конгрессе шахтёров (по другим документам мероприятие значится как Меж-
 дународная конференция горняков) в Москве в мае 1964 года, по итогам которого ансамбль был
 награждён почётной грамотой ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности СССР. Вообще,
 на память о славных временах 40-50-60-летней давности в архивах коллектива осталась огромная
 коллекция грамот, благодарственных писем и сувениров, и ещё в те годы в ансамбле задумались
 о создании собственного музея, чтобы всё это богатство увековечить для современников и потомков.


 «В  1964  году  коллектив  Шахтёрского  ансамбля  песни  и  танца  перевыполнил  концертный  план
 по культурному обслуживанию трудящихся Донбасса и с большим успехом провёл гастроли: в мае-ию-
 не в областях Украины, в ноябре-декабре в Кузбассе и Казахстане (Карагандинский угольный бассейн)
 по приглашению Кемеровского и Карагандинского облсовпрофов. Во время гастрольной поездки за ра-
 боту по культурному обслуживанию шахтёров и металлургов профсоюзные организации, коллективы   Шахтёрский ансамбль, начало 1960-х гг.
 шахт и заводов Кузбасса, Караганды вручили ансамблю 26 грамот и адресов, 40 памятных подарков-су-
 вениров. В Кузбассе каждый концерт ансамбля заканчивался кратким митингом дружбы. Все концерты   нительно, настолько торжественно, настолько проникновенно… Был сводный хор на вершине –
 ансамбля проходили при переполненных залах».  мы исполняли «Реквием», и море людей вокруг, взрослые с детьми, отовсюду... Зрелище неза-
    /Из докладной записки о концертной работе Шахтёрского ансамбля песни и танца Донбасса   бываемое и непередаваемое. Всенародное действо. И у меня по сей день, когда я туда попадаю,
    за 1964-1965 гг./
         каждый раз огромное волнение от всего пережитого», – вспоминает участвовавшая в том собы-
 Не забывал коллектив и о ближайших земляках, о донбасских тружениках, оправдывая своё   тии Александра Ставринова.
 назначение как шахтёрского и профсоюзного ансамбля: «донбассовцы» выступали с лекциями-  Вообще,  на  крупных  торжественных  событиях  регионального,  республиканского  и  союзного
 концертами  во  дворцах  культуры  и  клубах  профсоюзов,  в  лекториях  университетов  культуры,   масштабов «Донбасс» присутствовал практически всегда. Кроме того, традиционным явлением
 в  сельских  клубах  и  нарядных  шахт  для  трудящихся  предприятий,  передовиков  производства,   были его сольные концерты в ознаменование значимых поводов. Интересно, что в одном из соль-
 профсоюзных активистов. «Артисты обращаются к горнякам со сцены как добрые друзья, на-  ных концертов ансамбля по случаю празднования Всесоюзного дня шахтёра в 1968 году принимала
 зывают имена передовиков, дарят им концертные номера и целые программы. Такие встре-  участие лауреат международного вокального конкурса Тамара Миансарова. Факт её последующей
 чи, говорят в ансамбле, обогащают и нас, и шахтёров огромным зарядом энергии, вдохновляя   работы в Донецкой филармонии общеизвестен, но вот к ансамблю «Донбасс» певица как будто
 на  упорный  труд  и  неутомимый  творческий  поиск»  [24].  Немалое  внимание  уделял  ансамбль   не имела отношения. Впрочем, два коллектива на протяжении своей истории имели множество то-
 и «младшим товарищам» – участникам местной художественной самодеятельности, на система-  чек соприкосновения – как уже говорилось, и там, и там работали Зиновий Дунаевский, Владимир
 тической основе оказывая им шефскую помощь, помогая с костюмами, творческим материалом,   Бальшин, Григорий Волков, а также ряд артистов ансамбля, один из которых – Иван Бадаянц –
 постановками номеров; выступал методическим центром для подготовки руководителей кружков   напомним, впоследствии и вовсе стал директором Донецкой филармонии. Именно в Шахтёрском
 художественной самодеятельности, а также проводил творческие встречи с учащимися и препо-  ансамбле был заложен фундамент карьеры Ивана Петровича, из сугубо творческой вылившейся
 давателями музыкальных школ.  в творчески-административную – долгую и плодотворную.
            Наряду с творческими успехами улучшалось и материальное обеспечение ансамбля. Так, в ян-
         варе 1963 года по решению исполкома Донецкого горсовета Шахтёрский ансамбль песни и тан-
 «Шахтёрский  ансамбль  в  период  30-летней  деятельности  постоянно  помогает  консультациями
 и репертуаром хоровым, музыкальным коллективам и однородным ансамблям художественной само-  ца получил в долгосрочную аренду новый 64-квартирный дом № 104 по улице Щорса в Киевском
 деятельности. Он стал также своеобразной кузницей творческих кадров. Во многих ведущих професси-  районе  Донецка  (по  утверждению  работавшей  в  ансамбле  в  начале  1960-х  гг.  Элеоноры  Шав-
 ональных коллективах страны работают солисты и артисты ансамбля. 112 бывших солистов и артистов   ло, его для сотрудников Зиновий Дунаевский «выбивал» незадолго до своего ухода в 1962 году).
 ансамбля перешли на работу руководителями кружков художественной самодеятельности».  По своей сути это было ведомственное общежитие: 18 квартир было отдано семейным артистам,
    /Из справки по ансамблю, 1967 г./  ещё в 16-ти жили одинокие сотрудники по нескольку человек в квартире на условиях самообслужи-
         вания и хозрасчёта. Проживать в общежитии разрешалось только работающим в ансамбле, в случае
 Значимой вехой в истории ансамбля стало выступление его солистов на торжественном откры-  увольнения сотрудник, само собой, жилья лишался. Упомянутое в предыдущей главе здание муж-
 тии легендарного мемориала «Саур-Могила» 10 сентября 1967 года. «Это было настолько вол-  ского общежития в Кировском районе было передано дирекции профсоюзных курсов. В чьё рас-

 60                                                                                                     61
   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68