Page 63 - Талант умноженный на характер
P. 63
ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
для сотрудников в местах их пребывания – а что, весьма удобно. Был у коллектива и довольно вну-
шительный автопарк, включавший транспорт для перевозки как артистов, так и реквизита. Кста-
ти, интересно, что шофёром одного из автобусов была женщина – Галина Михайловна Черникова.
Среди знаковых событий тех лет – выступление «Донбасса» в полном составе (более 100 чело-
век!) на Всемирном конгрессе шахтёров (по другим документам мероприятие значится как Меж-
дународная конференция горняков) в Москве в мае 1964 года, по итогам которого ансамбль был
награждён почётной грамотой ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности СССР. Вообще,
на память о славных временах 40-50-60-летней давности в архивах коллектива осталась огромная
коллекция грамот, благодарственных писем и сувениров, и ещё в те годы в ансамбле задумались
о создании собственного музея, чтобы всё это богатство увековечить для современников и потомков.
«В 1964 году коллектив Шахтёрского ансамбля песни и танца перевыполнил концертный план
по культурному обслуживанию трудящихся Донбасса и с большим успехом провёл гастроли: в мае-ию-
не в областях Украины, в ноябре-декабре в Кузбассе и Казахстане (Карагандинский угольный бассейн)
по приглашению Кемеровского и Карагандинского облсовпрофов. Во время гастрольной поездки за ра-
боту по культурному обслуживанию шахтёров и металлургов профсоюзные организации, коллективы Шахтёрский ансамбль, начало 1960-х гг.
шахт и заводов Кузбасса, Караганды вручили ансамблю 26 грамот и адресов, 40 памятных подарков-су-
вениров. В Кузбассе каждый концерт ансамбля заканчивался кратким митингом дружбы. Все концерты нительно, настолько торжественно, настолько проникновенно… Был сводный хор на вершине –
ансамбля проходили при переполненных залах». мы исполняли «Реквием», и море людей вокруг, взрослые с детьми, отовсюду... Зрелище неза-
/Из докладной записки о концертной работе Шахтёрского ансамбля песни и танца Донбасса бываемое и непередаваемое. Всенародное действо. И у меня по сей день, когда я туда попадаю,
за 1964-1965 гг./
каждый раз огромное волнение от всего пережитого», – вспоминает участвовавшая в том собы-
Не забывал коллектив и о ближайших земляках, о донбасских тружениках, оправдывая своё тии Александра Ставринова.
назначение как шахтёрского и профсоюзного ансамбля: «донбассовцы» выступали с лекциями- Вообще, на крупных торжественных событиях регионального, республиканского и союзного
концертами во дворцах культуры и клубах профсоюзов, в лекториях университетов культуры, масштабов «Донбасс» присутствовал практически всегда. Кроме того, традиционным явлением
в сельских клубах и нарядных шахт для трудящихся предприятий, передовиков производства, были его сольные концерты в ознаменование значимых поводов. Интересно, что в одном из соль-
профсоюзных активистов. «Артисты обращаются к горнякам со сцены как добрые друзья, на- ных концертов ансамбля по случаю празднования Всесоюзного дня шахтёра в 1968 году принимала
зывают имена передовиков, дарят им концертные номера и целые программы. Такие встре- участие лауреат международного вокального конкурса Тамара Миансарова. Факт её последующей
чи, говорят в ансамбле, обогащают и нас, и шахтёров огромным зарядом энергии, вдохновляя работы в Донецкой филармонии общеизвестен, но вот к ансамблю «Донбасс» певица как будто
на упорный труд и неутомимый творческий поиск» [24]. Немалое внимание уделял ансамбль не имела отношения. Впрочем, два коллектива на протяжении своей истории имели множество то-
и «младшим товарищам» – участникам местной художественной самодеятельности, на система- чек соприкосновения – как уже говорилось, и там, и там работали Зиновий Дунаевский, Владимир
тической основе оказывая им шефскую помощь, помогая с костюмами, творческим материалом, Бальшин, Григорий Волков, а также ряд артистов ансамбля, один из которых – Иван Бадаянц –
постановками номеров; выступал методическим центром для подготовки руководителей кружков напомним, впоследствии и вовсе стал директором Донецкой филармонии. Именно в Шахтёрском
художественной самодеятельности, а также проводил творческие встречи с учащимися и препо- ансамбле был заложен фундамент карьеры Ивана Петровича, из сугубо творческой вылившейся
давателями музыкальных школ. в творчески-административную – долгую и плодотворную.
Наряду с творческими успехами улучшалось и материальное обеспечение ансамбля. Так, в ян-
варе 1963 года по решению исполкома Донецкого горсовета Шахтёрский ансамбль песни и тан-
«Шахтёрский ансамбль в период 30-летней деятельности постоянно помогает консультациями
и репертуаром хоровым, музыкальным коллективам и однородным ансамблям художественной само- ца получил в долгосрочную аренду новый 64-квартирный дом № 104 по улице Щорса в Киевском
деятельности. Он стал также своеобразной кузницей творческих кадров. Во многих ведущих професси- районе Донецка (по утверждению работавшей в ансамбле в начале 1960-х гг. Элеоноры Шав-
ональных коллективах страны работают солисты и артисты ансамбля. 112 бывших солистов и артистов ло, его для сотрудников Зиновий Дунаевский «выбивал» незадолго до своего ухода в 1962 году).
ансамбля перешли на работу руководителями кружков художественной самодеятельности». По своей сути это было ведомственное общежитие: 18 квартир было отдано семейным артистам,
/Из справки по ансамблю, 1967 г./ ещё в 16-ти жили одинокие сотрудники по нескольку человек в квартире на условиях самообслужи-
вания и хозрасчёта. Проживать в общежитии разрешалось только работающим в ансамбле, в случае
Значимой вехой в истории ансамбля стало выступление его солистов на торжественном откры- увольнения сотрудник, само собой, жилья лишался. Упомянутое в предыдущей главе здание муж-
тии легендарного мемориала «Саур-Могила» 10 сентября 1967 года. «Это было настолько вол- ского общежития в Кировском районе было передано дирекции профсоюзных курсов. В чьё рас-
60 61