Page 184 - Талант умноженный на характер
P. 184

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                                                                                                                           ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


                                                                                                                                      дёт, как примет зритель, ты ещё публику не чувству-
                                                                                                                                      ешь. А потом уже легко.
                                                                                                                                         И  это  не  выдумки,  что  есть  энергетика  зала  –
                                                                                                                                      она действительно есть. Бывает атмосфера тяжёлая,
                                                                                                                                      я не знаю, как это объяснить, но ты отдаёшь свою
                                                                                                                                      энергию, силы, эмоции – а обратно не получаешь,
                                                                                                                                      обмена  не  происходит.  И  это  сильно  выматывает.
                                                                                                                                      У нас довольно часто так было за границей. Притом,
                                                                                                                                      что мы в процессе выступления со сцены не всмат-
                                                                                                                                      риваемся в зал, в зрителей – но это ощущается на эмо-
                                                                                                                                      циональном уровне. И, наоборот – бывают концер-
                                                                                                                                      ты на одном дыхании, и ты чувствуешь колоссаль-
                                                                                                                                      ный  прилив  сил,  позитива.  На  усталость,  на  боль
                                                                                                                                      не обращаешь внимания или не ощущаешь их вовсе.
                                                                                                                                      Это «химия».
                                                                                                                                         У нас была такая традиция. Когда мы гастролиро-
                                                                                                                                      вали полным составом, вместе с оркестром, то после
                                                                                                       Хореографическая               концерта садились в автобус и всю дорогу пели пес-
                                                                                                       студия                         ни. Сергей Африканович (Устименко – авт.) играл на
                                                                                                       «Донбасса»
                                                                                                       под руководством               баяне, а мы пели. Это была отличная разрядка после
                                                                                                       Оксаны Белой
                                                                                                       выступает                      всех переживаний, длительного напряжения, когда
                                                                                                       на концертах                   ты  долгое  время  не  мог  расслабиться,  волновался,
                                                                                                       основного
                                                                                                       состава ансамбля               где-то себя превозмогал. И, живя в гостиницах, мы
                                                                                                                                      тоже  старались,  когда  ситуация  позволяла,  пере-
                                                                                                                                      ключиться.  Вадим  Гусев,  Гриша  Коринтели  брали               Быть наставником – значит, непрерывно учиться самому.
                                                                                                                                                                                                       Оксана Белая на хореографическом семинаре в Москве
            Часто  перед  зарубежными  фестивалями  мы  выступали  в  торговых  центрах,  исполняли                                   гитару, мы собирались дружной компанией и отво-
         по нескольку танцев – это была такая живая реклама, привлекали людей на фестиваль. Помню,                                    дили душу.
         два  танца  станцевали  по  24  раза.  И  по  городу  ходили  –  наряженные,  красивые,  в  концертных                          …К окончанию танцевальной карьеры я, конечно, морально готовилась. Формально ещё в 38 лет
         костюмах.  У  нас  это  называлось  «водить  слона».  Утомительно,  конечно,  жарко,  но  интересно.                         могла уйти на «пенсию», имея 20-летний стаж. И хотя я протанцевала «сверх нормы» ещё 5 лет,
         Это днём, а вечером – концерт.                                                                                               всё равно после этого рубежа с каждым годом всё более подходишь к тому, что нужно двигаться
            Обыватели  думают,  что  танцору  нужно  только  владеть  своим  телом  и  быть  выносливым,                              дальше уже в другом качестве. Но даётся это непросто, потому что крайне тяжело оставлять всё то,
         но  это  далеко  не  всё.  Нужно  ещё  иметь  хороший  музыкальный  слух,  потому  что  мы  танцуем                          чем ты жил много лет. Я очень счастлива, что осталась в профессии и теперь передаю мастерство
         под музыку, и должны все нюансы учитывать в своих движениях, чтобы всё было чётко и синхрон-                                 юному поколению. И дай Бог, чтобы хореографическая студия при ансамбле «Донбасс» процвета-
         но. Проще говоря, артисту нужно работать не только ногами, но и головой; он должен понимать,                                 ла, и дети приходили, чтобы интерес к народной хореографии не угасал, и были профессиональ-
         что он танцует, слышать и думать. Тем более, если танцуешь не под фонограмму, а под живой ор-                                ные педагоги в этой сфере. Потому что сейчас превалирует интерес к современной хореографии,
         кестр, который каждый раз играет, как ни крути, по-разному. Ювелирная работа как для артиста                                 но это – совершенно другое…
         балета, так и оркестра, и дирижёра – синхронно сработать на трюке. И в целом выдержать нужный
         темп, чтобы он был не медленнее и не быстрее, чем нужно для данного танца. Это крайне важно –
         и очень сложно.
            Бывало  такое,  что  вдруг  внезапно  «клинит»  во  время  номера.  В  том  числе  и  от  волнения.
         Ты танцуешь, и вдруг понимаешь, что забыл, что делать дальше, какие движения. Но ноги в пос-
         ледний момент сами «вспоминают». Мышечная память. Но вообще, когда волнение присутствует –
         это правильно и хорошо. Говорят, если артист не волнуется, то ему уже не надо выходить на сцену,
         это уже деформация. А так – главное выйти на первый номер, потому что не знаешь, как всё прой-

                 180                                                                                                                                                                                                                 181
   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189