Page 172 - Талант умноженный на характер
P. 172

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                                                                                                                           ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


                                                                                                                                      се был ликвидирован и «Донбасс». Профсоюзы «умыли руки» – все соцобъекты были сброшены
                                                                                                                                      с  содержания  в  связи  с  нехваткой  финансирования:  сотрудники  учреждений  стали  выходить
                                                 Николай Пташка,                                                                      из профсоюзов, соответственно, взносов нет – и денег нет. И начались у ансамбля проблемы…
                                                                                                                                         А спустя какое-то время было принято решение о передаче коллектива в ведение Министер-
                                                 в 1977-1991 гг. – сотрудник отдела культуры                                          ства культуры Украины и непосредственно на уровне области – в ведение управления культуры.
                                                 Донецкого облсовпрофа, впоследствии –                                                А  до  того  времени  с  момента  выхода  из  системы  профсоюзов  ансамбль  «болтался»  ни  там
                                                 начальник областного управления культуры:                                            и  ни  здесь.  Он  вполне  мог  за  это  время  прекратить  своё  существование.  Может  быть,  как  раз
                                                 «Создать коллектив, равный «Донбассу»,                                               на это и был расчёт – что коллектив «самоликвидируется» и вопрос о том, что с ним делать, ре-

                                                 в обозримом будущем просто невозможно»                                               шится сам собой. Но этого не случилось. Как трудно ни было, у сотрудников хватило терпения
                                                                                                                                      и мужества выдержать эти испытания и продолжать выступать в сложившихся условиях. Искали
                                                                                                                                      спонсоров, обращались на предприятия… Деньги, понятное дело, поступали точечно, какими-то
                                                                                                                                      разовыми вливаниями, целевого финансирования не было. И если бы коллектив взял и разбежал-
                                                                                                                                      ся кто куда, возможно, некоторые были бы и рады, а, может, и не заметили бы даже. Тогда было
                                                     Впервые я оказался так или иначе причастным к ансам-                             всем всё равно, даже если это ансамбль с многолетней историей. Не было личностей, которые бы
                                                   блю «Донбасс» в 1977 году, когда пришёл работать в отдел                           отстаивали ансамбль извне. Не было никого на уровне руководства области, кто бы проявил волю
                                                   культуры Областного совета профсоюзов. Как известно, ан-                           и сказал, что спасёт ансамбль. По крайней мере, я не помню, чтобы кто-то в те времена ретиво
                                                   самбль  «Донбасс»  находился  в  ведении  профсоюзов  и,  со-                      его отстаивал. Только сам коллектив – руководство и сотрудники.
                                                   ответственно,  ими  же  финансировался.  Когда  я  приступил                          Кстати, в такой же ситуации оказался и Дворец культуры имени Франко. Он же тоже был в си-
                                                   к  работе,  как  раз  уходил  директор  Устинов  и  на  его  место                 стеме профсоюзов, и аналогично остался бесхозным. И в библиотеках было так же. Люди про-
                                                   назначали Фролова. Тогда же в ансамбль пришёл главный                              явили патриотизм и мужество – и остались на плаву, сохранили свои коллективы. Помогала вера,
                                                   балетмейстер  Валентин  Михайлов,  позже  при  мне  работал                        что  эти  трудности  не  навсегда.  Но  вот  фамилию  кого-то  конкретного  из  власть  имущих,
                                                   Валерий Дебелый...                                                                 кто бы принял участие в этом процессе, я, к сожалению, назвать не могу.
            Руководство ансамбля назначал профсоюз. Это происходило следующим образом: появлялась                                        Собственно, когда в 2014 году в Донбассе началась война, ситуация повторилась. В условиях,
         определённая кандидатура, с потенциальным руководителем проходило собеседование в облсов-                                    совсем не радужных в плане перспектив, финансирования и много чего ещё, костяк в коллективах
         профе. Если результат на уровне облсовпрофа был положительным, далее кандидатуру направля-                                   остался, и они не прекратили свою работу.
         ли на согласование в отдел культуры обкома партии. И затем решением секретариата или прези-                                     И знаете, роль ансамбля «Донбасс» в развитии народного хореографического искусства наше-
         диума областного совета профсоюзов официально назначался директор.                                                           го края огромна. На него равнялись крупнейшие коллективы – то же «Зарево» при Уманском,
            Откуда бралась кандидатура? По-разному. Например, Александр Устинов, возглавлявший ан-                                    при Шостаке; «Юность Донбасса» и многие другие ансамбли. Все ориентировались на уровень ан-
         самбль в 1960-70-х годах, был сугубо партийным работником (впоследствии, кстати, он возглавил                                самбля «Донбасс». Выпускники училищ культуры, хореографического училища мечтали попасть
         Донецкий драмтеатр). А вот с Николаем Жильцовым, который был директором «Донбасса» с 1983                                    именно в этот коллектив, работать в нём было крайне престижно. В прежние годы для деятелей ис-
         по 2000 год, было проще и логичнее: изначально он работал у нас в отделе культуры облсовпро-                                 кусства было честью приехать в ансамбль «Донбасс» и сделать постановку, поработать там хорео-
         фа, придя из дворца культуры. Но бюрократическая деятельность ему не понравилась, и спустя                                   графом, главным балетмейстером. Это котировалось. И знаете, ко всему прочему коллектив чув-
         какое-то время он ушёл в ту же сферу, из которой пришёл, – директором дворца культуры шахты                                  ствовал особую ответственность, потому что он был шахтёрским, финансировался за счёт взносов
         «Заперевальная». И когда возник вопрос о новом директоре, то сразу вспомнили о Жильцове и                                    горняков. Плюс знак «Шахтёрская слава»: ансамбль «Донбасс» – единственный творческий кол-
         без проблем его утвердили. Мы с ним тесно работали два периода – вначале в облсовпрофе, а за-                                лектив, удостоенный такой награды. Поэтому вот эта ответственность, чувство профессиональной
         тем уже когда я стал заместителем начальника областного управления культуры (это случилось                                   чести – оно в коллективе было всегда и осталось по сей день.
         в 1996 году), а Николай Петрович был директором ансамбля «Донбасс». Когда его назначили,                                        И вот «Донбассу» 85 лет – даже не верится… Огромное счастье, что он в условиях боевых дей-
         он был совсем молодым – тридцать с небольшим, уже успел хорошо себя зарекомендовать как                                      ствий не прекратил работу и год от года всё больше и больше повышает свой уровень. Прежде
         директор ДК, как руководитель коллективов, как музыкант – он был не функционером, а именно                                   всего хочется пожелать, чтобы он был востребован. Это во многом зависит от коллектива: будет
         человеком из этой сферы. И все дальнейшие назначения происходили сообразно этой логике – ди-                                 держать  марку  –  будет  и  востребованность.  Но  вообще  ансамбль  «Донбасс»  у  нас  один  такой,
         ректорами ансамбля становились люди именно из сферы культуры.                                                                и создать в обозримом будущем коллектив, равный ему, просто невозможно.
            Но, собственно, это я несколько забежал вперёд.
            В системе профсоюзов я проработал больше 10 лет, а потом начались «лихие девяностые», пош-
         ли массовые сокращения, ликвидации коллективов. В ноябре 1990 года в своём прежнем стату-

                 168                                                                                                                                                                                                                 169
   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177