Page 168 - Талант умноженный на характер
P. 168
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ
тогда в Донецке открылся цирк, и мы с дедом пошли туда на представление… Помню, высту-
пал Игорь Кио, и ещё тигры были и львы. Такие у меня детские впечатления от города остались.
И ещё меня поразило тогда вот это без преувеличения море роз и удивительная чистота – я думал,
тут одна угольная пыль на улицах, а оказался сверкающий чистотой и благоухающий розами го-
род. И ещё помню чешский луна-парк, который располагался прямо напротив нашей гостиницы,
и вечерами мы ходили туда с дедом развлекаться, и дед даже по поводу этого луна-парка давал
какое-то интервью местным СМИ.
…И вот я съездил домой, быстро решил все вопросы и уже в начале 1992 года приехал в До-
нецк. Начал работу над репертуаром – с дирижёром, оркестром. Поначалу было трудно, потому
что я не привык к этому звуку, вообще к специфике работы именно в таком ансамбле. Первый
мой выход на сцену состоялся (если не ошибаюсь, но думаю, что нет) именно на сцене Донец-
кого музыкально-драматического театра, с которым я впоследствии связал свою жизнь вплоть
до нынешнего момента. Я хорошо запомнил репетицию. Режиссёром концерта был Григорий Хлеб-
ников, он же был главрежем Донецкого телевидения. Помню, на репетиции я пою вполголоса,
под оркестр, и он всё это прерывает: «Михаил, это очень плохо, так не годится». Я говорю: «Я ве-
чером спою в полную силу». А он: «Нет, вечером ты споёшь точно так же, как пел на репетиции.
Покажи мне, как ты будешь петь». Этот урок я усвоил с первого раза. И с тех пор я всегда отношусь
к репетиции как к полноценному концертному выступлению. Должны быть именно тот звук
и именно та эмоция, которая программирует тебя на предстоящее концертное выступление. И ска-
жу, что мой дебют в ансамбле прошёл с успехом. А потом начались гастроли…
Помню, мы едем в город Горловку, 50 километров от Донецка. Я там в жизни не был. И ассоци-
ация у меня с ней была по аналогии с Западной Украиной, где на такой манер обычно сёла назы-
ваются. Сижу в автобусе и настраиваюсь на то, что мы в какое-то село едем. И вдруг вижу – такая
махина, спрашиваю, что это, отвечают – Горловка. Ничего себе! Там на Западной Украине таких
областных центров нет.
Песня М. Хохлова «Моё Отечество – Донбасс» в исполнении солиста ансамбля «Донбасс» Ещё одни из первых впечатлений – я сначала удивлялся – помню, захожу в общественный
Евгения Васькина транспорт, и у меня такое ощущение, что большая часть мужчин подкрашены. И у меня такой слег-
ка шок. Мне было очень неудобно, но я кого-то спросил из друзей, что это за местный «прикол»
никого особо на месте не удерживал. Так что я мог себе позволить сорваться и поехать, что в итоге такой, и мне объяснили, что это въевшийся уголь. Сразу полегчало, а то я уж не знал, что думать
и сделал. Ехал налегке абсолютно. Приехал в «Донбасс», меня очень красиво встретили, Чеберко (смеётся – авт.). Хотя, если говорить о местных особенностях, то, конечно, менталитет у населения
и Жильцов забрали меня прямо с поезда, отвезли на базу ансамбля, поселили в общежитии в здесь совершенно иной, чем на Западной Украине. Там действительно часто имеет место посыл
20-ти метрах от базы… Наличие общежития, к слову, было первым, что меня подкупило, думаю: «Моя хата с краю». В Донбассе такого не было и нет.
«Боже, как прекрасно, не надо никуда ехать, вот вышел – и ты уже на работе». Посмотрел на ор- Первая моя заграничная поездка с «Донбассом» – Греция, 1993 год. Незабвенный наш компози-
кестр ансамбля – и это был реальный оркестр! Дома я выступал с духовым оркестром, но это со- тор Донат Патрича учит со мной две аутентичные греческие песни. Он написал мне их тексты рус-
всем другое, а вот с эстрадно-симфоническим я на тот момент ещё не работал. Показали мне базу, скими буквами, я выучил, потом меня слушал Донат, слушали греки, чтобы в плане произношения
как репетирует балет… Освоился немного, и через пару дней у меня были «смотрины». Собрался всё было правильно. Помню эти концерты в старинных амфитеатрах… В каком-то городе ко мне
весь коллектив в балетном зале: оркестр, солисты-вокалисты, балет и даже бухгалтерия, и все смо- подходят представители местного телевидения и обращаются ко мне по-гречески, и потом долго
трели, как я пою свои песни – естественно, в привычном мне стиле. И в тот же день Жильцов мне что-то говорят. И когда я им отвечаю на всю эту тираду одной фразой «Всё хорошо», они начинают
говорит: «Михаил, мы вас берём, если вы не против. Даём вам время съездить домой, уладить свои хохотать, понимая, что по-гречески я полный ноль. Сказали, что произношение в песне было так
дела». На тот момент я уже для себя решил, если руководство не передумает меня брать, то я, ко- отточено, что они не сразу поняли, что я не говорю по-гречески.
нечно же, останусь, потому что мне очень здесь понравилось. Я прошёлся по городу – а в Донецке …Я пришёл в ансамбль в сложные переходные годы. Только что распался СССР, начался «дикий
я до этого был один раз, в детстве, с дедушкой. Мой дед, Либман Михаил Израилевич, был извест- капитализм», все знают, в каких условиях жили люди. Но, знаете, ощущения безнадёги, несмотря
ным на Западной Украине лектором-международником. Как-то он приезжал сюда на симпозиум на всю неопределённость и бедность, у нас не было. Мы были молодые, задорные, смотрели в буду-
и взял с собой меня. Жили мы в уже не существующей гостинице «Украина». Это был 1969 год, щее с оптимизмом, дескать, прорвёмся! У нас работала Наташа Бирзул – вначале танцевала в бале-
164 165