Page 168 - Талант умноженный на характер
P. 168

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                                                                                                                           ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


                                                                                                                                      тогда  в  Донецке  открылся  цирк,  и  мы  с  дедом  пошли  туда  на  представление…  Помню,  высту-
                                                                                                                                      пал Игорь Кио, и ещё тигры были и львы. Такие у меня детские впечатления от города остались.
                                                                                                                                      И ещё меня поразило тогда вот это без преувеличения море роз и удивительная чистота – я думал,
                                                                                                                                      тут одна угольная пыль на улицах, а оказался сверкающий чистотой и благоухающий розами го-
                                                                                                                                      род. И ещё помню чешский луна-парк, который располагался прямо напротив нашей гостиницы,
                                                                                                                                      и вечерами мы ходили туда с дедом развлекаться, и дед даже по поводу этого луна-парка давал
                                                                                                                                      какое-то интервью местным СМИ.
                                                                                                                                         …И вот я съездил домой, быстро решил все вопросы и уже в начале 1992 года приехал в До-
                                                                                                                                      нецк. Начал работу над репертуаром – с дирижёром, оркестром. Поначалу было трудно, потому
                                                                                                                                      что я не привык к этому звуку, вообще к специфике работы именно в таком ансамбле. Первый
                                                                                                                                      мой выход на сцену состоялся (если не ошибаюсь, но думаю, что нет) именно на сцене Донец-
                                                                                                                                      кого  музыкально-драматического  театра,  с  которым  я  впоследствии  связал  свою  жизнь  вплоть
                                                                                                                                      до нынешнего момента. Я хорошо запомнил репетицию. Режиссёром концерта был Григорий Хлеб-
                                                                                                                                      ников, он же был главрежем Донецкого телевидения. Помню, на репетиции я пою вполголоса,
                                                                                                                                      под оркестр, и он всё это прерывает: «Михаил, это очень плохо, так не годится». Я говорю: «Я ве-
                                                                                                                                      чером спою в полную силу». А он: «Нет, вечером ты споёшь точно так же, как пел на репетиции.
                                                                                                                                      Покажи мне, как ты будешь петь». Этот урок я усвоил с первого раза. И с тех пор я всегда отношусь
                                                                                                                                      к  репетиции  как  к  полноценному  концертному  выступлению.  Должны  быть  именно  тот  звук
                                                                                                                                      и именно та эмоция, которая программирует тебя на предстоящее концертное выступление. И ска-
                                                                                                                                      жу, что мой дебют в ансамбле прошёл с успехом. А потом начались гастроли…
                                                                                                                                         Помню, мы едем в город Горловку, 50 километров от Донецка. Я там в жизни не был. И ассоци-
                                                                                                                                      ация у меня с ней была по аналогии с Западной Украиной, где на такой манер обычно сёла назы-
                                                                                                                                      ваются. Сижу в автобусе и настраиваюсь на то, что мы в какое-то село едем. И вдруг вижу – такая
                                                                                                                                      махина, спрашиваю, что это, отвечают – Горловка. Ничего себе! Там на Западной Украине таких
                                                                                                                                      областных центров нет.
         Песня М. Хохлова «Моё Отечество – Донбасс» в исполнении солиста ансамбля «Донбасс»                                              Ещё  одни  из  первых  впечатлений  –  я  сначала  удивлялся  –  помню,  захожу  в  общественный
         Евгения Васькина                                                                                                             транспорт, и у меня такое ощущение, что большая часть мужчин подкрашены. И у меня такой слег-
                                                                                                                                      ка шок. Мне было очень неудобно, но я кого-то спросил из друзей, что это за местный «прикол»
         никого особо на месте не удерживал. Так что я мог себе позволить сорваться и поехать, что в итоге                            такой, и мне объяснили, что это въевшийся уголь. Сразу полегчало, а то я уж не знал, что думать
         и сделал. Ехал налегке абсолютно. Приехал в «Донбасс», меня очень красиво встретили, Чеберко                                 (смеётся – авт.). Хотя, если говорить о местных особенностях, то, конечно, менталитет у населения
         и  Жильцов  забрали  меня  прямо  с  поезда,  отвезли  на  базу  ансамбля,  поселили  в  общежитии  в                        здесь совершенно иной, чем на Западной Украине. Там действительно часто имеет место посыл
         20-ти метрах от базы… Наличие общежития, к слову, было первым, что меня подкупило, думаю:                                    «Моя хата с краю». В Донбассе такого не было и нет.
         «Боже, как прекрасно, не надо никуда ехать, вот вышел – и ты уже на работе». Посмотрел на ор-                                   Первая моя заграничная поездка с «Донбассом» – Греция, 1993 год. Незабвенный наш компози-
         кестр ансамбля – и это был реальный оркестр! Дома я выступал с духовым оркестром, но это со-                                 тор Донат Патрича учит со мной две аутентичные греческие песни. Он написал мне их тексты рус-
         всем другое, а вот с эстрадно-симфоническим я на тот момент ещё не работал. Показали мне базу,                               скими буквами, я выучил, потом меня слушал Донат, слушали греки, чтобы в плане произношения
         как репетирует балет… Освоился немного, и через пару дней у меня были «смотрины». Собрался                                   всё было правильно. Помню эти концерты в старинных амфитеатрах… В каком-то городе ко мне
         весь коллектив в балетном зале: оркестр, солисты-вокалисты, балет и даже бухгалтерия, и все смо-                             подходят представители местного телевидения и обращаются ко мне по-гречески, и потом долго
         трели, как я пою свои песни – естественно, в привычном мне стиле. И в тот же день Жильцов мне                                что-то говорят. И когда я им отвечаю на всю эту тираду одной фразой «Всё хорошо», они начинают
         говорит: «Михаил, мы вас берём, если вы не против. Даём вам время съездить домой, уладить свои                               хохотать, понимая, что по-гречески я полный ноль. Сказали, что произношение в песне было так
         дела». На тот момент я уже для себя решил, если руководство не передумает меня брать, то я, ко-                              отточено, что они не сразу поняли, что я не говорю по-гречески.
         нечно же, останусь, потому что мне очень здесь понравилось. Я прошёлся по городу – а в Донецке                                  …Я пришёл в ансамбль в сложные переходные годы. Только что распался СССР, начался «дикий
         я до этого был один раз, в детстве, с дедушкой. Мой дед, Либман Михаил Израилевич, был извест-                               капитализм», все знают, в каких условиях жили люди. Но, знаете, ощущения безнадёги, несмотря
         ным на Западной Украине лектором-международником. Как-то он приезжал сюда на симпозиум                                       на всю неопределённость и бедность, у нас не было. Мы были молодые, задорные, смотрели в буду-
         и взял с собой меня. Жили мы в уже не существующей гостинице «Украина». Это был 1969 год,                                    щее с оптимизмом, дескать, прорвёмся! У нас работала Наташа Бирзул – вначале танцевала в бале-

                 164                                                                                                                                                                                                                 165
   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173