Page 173 - Талант умноженный на характер
P. 173

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                     ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


         се был ликвидирован и «Донбасс». Профсоюзы «умыли руки» – все соцобъекты были сброшены
         с  содержания  в  связи  с  нехваткой  финансирования:  сотрудники  учреждений  стали  выходить
 Николай Пташка,   из профсоюзов, соответственно, взносов нет – и денег нет. И начались у ансамбля проблемы…
            А спустя какое-то время было принято решение о передаче коллектива в ведение Министер-
 в 1977-1991 гг. – сотрудник отдела культуры   ства культуры Украины и непосредственно на уровне области – в ведение управления культуры.
 Донецкого облсовпрофа, впоследствии –   А  до  того  времени  с  момента  выхода  из  системы  профсоюзов  ансамбль  «болтался»  ни  там
 начальник областного управления культуры:   и  ни  здесь.  Он  вполне  мог  за  это  время  прекратить  своё  существование.  Может  быть,  как  раз
 «Создать коллектив, равный «Донбассу»,   на это и был расчёт – что коллектив «самоликвидируется» и вопрос о том, что с ним делать, ре-

 в обозримом будущем просто невозможно»  шится сам собой. Но этого не случилось. Как трудно ни было, у сотрудников хватило терпения
         и мужества выдержать эти испытания и продолжать выступать в сложившихся условиях. Искали
         спонсоров, обращались на предприятия… Деньги, понятное дело, поступали точечно, какими-то
         разовыми вливаниями, целевого финансирования не было. И если бы коллектив взял и разбежал-
         ся кто куда, возможно, некоторые были бы и рады, а, может, и не заметили бы даже. Тогда было
 Впервые я оказался так или иначе причастным к ансам-  всем всё равно, даже если это ансамбль с многолетней историей. Не было личностей, которые бы
 блю «Донбасс» в 1977 году, когда пришёл работать в отдел   отстаивали ансамбль извне. Не было никого на уровне руководства области, кто бы проявил волю
 культуры Областного совета профсоюзов. Как известно, ан-  и сказал, что спасёт ансамбль. По крайней мере, я не помню, чтобы кто-то в те времена ретиво
 самбль  «Донбасс»  находился  в  ведении  профсоюзов  и,  со-  его отстаивал. Только сам коллектив – руководство и сотрудники.
 ответственно,  ими  же  финансировался.  Когда  я  приступил   Кстати, в такой же ситуации оказался и Дворец культуры имени Франко. Он же тоже был в си-
 к  работе,  как  раз  уходил  директор  Устинов  и  на  его  место   стеме профсоюзов, и аналогично остался бесхозным. И в библиотеках было так же. Люди про-
 назначали Фролова. Тогда же в ансамбль пришёл главный   явили патриотизм и мужество – и остались на плаву, сохранили свои коллективы. Помогала вера,
 балетмейстер  Валентин  Михайлов,  позже  при  мне  работал   что  эти  трудности  не  навсегда.  Но  вот  фамилию  кого-то  конкретного  из  власть  имущих,
 Валерий Дебелый...  кто бы принял участие в этом процессе, я, к сожалению, назвать не могу.
 Руководство ансамбля назначал профсоюз. Это происходило следующим образом: появлялась   Собственно, когда в 2014 году в Донбассе началась война, ситуация повторилась. В условиях,
 определённая кандидатура, с потенциальным руководителем проходило собеседование в облсов-  совсем не радужных в плане перспектив, финансирования и много чего ещё, костяк в коллективах
 профе. Если результат на уровне облсовпрофа был положительным, далее кандидатуру направля-  остался, и они не прекратили свою работу.
 ли на согласование в отдел культуры обкома партии. И затем решением секретариата или прези-  И знаете, роль ансамбля «Донбасс» в развитии народного хореографического искусства наше-
 диума областного совета профсоюзов официально назначался директор.  го края огромна. На него равнялись крупнейшие коллективы – то же «Зарево» при Уманском,
 Откуда бралась кандидатура? По-разному. Например, Александр Устинов, возглавлявший ан-  при Шостаке; «Юность Донбасса» и многие другие ансамбли. Все ориентировались на уровень ан-
 самбль в 1960-70-х годах, был сугубо партийным работником (впоследствии, кстати, он возглавил   самбля «Донбасс». Выпускники училищ культуры, хореографического училища мечтали попасть
 Донецкий драмтеатр). А вот с Николаем Жильцовым, который был директором «Донбасса» с 1983   именно в этот коллектив, работать в нём было крайне престижно. В прежние годы для деятелей ис-
 по 2000 год, было проще и логичнее: изначально он работал у нас в отделе культуры облсовпро-  кусства было честью приехать в ансамбль «Донбасс» и сделать постановку, поработать там хорео-
 фа, придя из дворца культуры. Но бюрократическая деятельность ему не понравилась, и спустя   графом, главным балетмейстером. Это котировалось. И знаете, ко всему прочему коллектив чув-
 какое-то время он ушёл в ту же сферу, из которой пришёл, – директором дворца культуры шахты   ствовал особую ответственность, потому что он был шахтёрским, финансировался за счёт взносов
 «Заперевальная». И когда возник вопрос о новом директоре, то сразу вспомнили о Жильцове и   горняков. Плюс знак «Шахтёрская слава»: ансамбль «Донбасс» – единственный творческий кол-
 без проблем его утвердили. Мы с ним тесно работали два периода – вначале в облсовпрофе, а за-  лектив, удостоенный такой награды. Поэтому вот эта ответственность, чувство профессиональной
 тем уже когда я стал заместителем начальника областного управления культуры (это случилось   чести – оно в коллективе было всегда и осталось по сей день.
 в 1996 году), а Николай Петрович был директором ансамбля «Донбасс». Когда его назначили,   И вот «Донбассу» 85 лет – даже не верится… Огромное счастье, что он в условиях боевых дей-
 он был совсем молодым – тридцать с небольшим, уже успел хорошо себя зарекомендовать как   ствий не прекратил работу и год от года всё больше и больше повышает свой уровень. Прежде
 директор ДК, как руководитель коллективов, как музыкант – он был не функционером, а именно   всего хочется пожелать, чтобы он был востребован. Это во многом зависит от коллектива: будет
 человеком из этой сферы. И все дальнейшие назначения происходили сообразно этой логике – ди-  держать  марку  –  будет  и  востребованность.  Но  вообще  ансамбль  «Донбасс»  у  нас  один  такой,
 ректорами ансамбля становились люди именно из сферы культуры.  и создать в обозримом будущем коллектив, равный ему, просто невозможно.
 Но, собственно, это я несколько забежал вперёд.
 В системе профсоюзов я проработал больше 10 лет, а потом начались «лихие девяностые», пош-
 ли массовые сокращения, ликвидации коллективов. В ноябре 1990 года в своём прежнем стату-

 168                                                                                                    169
   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178