Page 295 - Letopis
P. 295

При исполнении


        сентябре 2014 года в Донецке из всех театрально-зрелищных организаций работала
        только  Донецкая  филармония.  Несмотря  на  обстрелы  и  бытовые  неурядицы,
        несмотря  на  то,  что  творческому  составу,  администрации,  рабочим  сцены
        Украина перестала выплачивать зарплату, не предложив никакой альтернативы,
        люди  всё  равно  выполняли  свою  миссию,  и  филармония  работала  как  единый
        слаженный механизм. Есть чувство долга, чувство профессиональной гордости и
        ответственности. Мы по-другому просто не могли поступить…
           Я  не  скажу,  что  остался  в  Донецке  весь  коллектив  полностью,  что  никто  не
        уехал. Нет, конечно. Уезжали. И в Россию, и в Украину. У каждого свои жизненные
        обстоятельства,  и  никто  никого  не  осуждает.  Но  основа,  костяк  коллектива  –
        остались. И в этом наше и счастье, и маленькая победа.  С другой стороны, как в
        поговорке, без убытка нет и прибыли: из Киева мы пригласили дирижера Владимира
        Заводиленко, который принял предложение, выступил с несколькими программами,
        а  затем  и  возглавил  прославленный  симфонический  оркестр.  Маэстро  и  сегодня
        чувствует,  что  ему  в  военном  Донецке  живётся  и  дышится  свободнее,  чем  в
        невоенном Киеве…
           Не  смогли  долго  жить  без  Донецка  артистки  камерного  оркестра  «Виола»
        Нана Агумава и Елена Шагун. Сами они связаны с Абхазией, там живут их родные,
        которые с началом вооруженного конфликта в Донбассе приютили их. Но спустя
        год  талантливые  музыканты  вернулись  в  Донецк,  в  котором  учились,  занимались
        концертной деятельностью, долгие годы работали в филармонии, и без которого не
        представляют своей жизни».
           Таких  историй,  личных  и  коллективных,  в  филармонии  очень  много.  Когда
        слушаешь рассказ руководителя камерного оркестра «Виола» и концертного ансамбля
        «Ричеркар»  Валерии  Путри,  то  первое,  что  приходит  на  ум,  –  сравнение  начала
        нынешней войны в Донецке и Великой Отечественной. Как и семь десятков лет назад,
        в начале лета многие музыканты разъехались из города в отпуска,  а потом не смогли
        вернуться. Об этом рассказывает Валерия Путря:
           «Те, кто на какое-то время оказался в отрыве от родного или ставшего родным
        Донбасса,  постоянно  были  на  связи  с  друзьями,  родственниками,  коллегами,
        находящимися в Донецке. Для нас, музыкантов, филармония – это ведь не просто
        концертная  организация,  а  целая  вселенная,  в  которой  артисты  и  творческие
        коллективы  –  планеты  со  своей  неповторимой  жизнью…  Сорванные  со  своих
        орбит, мы будто падали в бездну, парили в невесомости, жили в неопределённости.
        Лично мне 5 месяцев, проведённых вдали от родной намоленной сцены, показались
        бесконечностью…
           Я с нетерпением ждала возвращения в Донецк и вернулась в ноябре 2014 года.
        Впоследствии  приехали  Данил  Милка,  Андрей  Пархотько,  уже  упомянутые  Нана
        Агумава  и  Елена  Шагун.  Вспоминаю  первые  концерты  ансамбля  «Ричеркар»  под
        аккомпанемент  артиллерии  –  и  сразу  наворачиваются  слёзы:  это  непередаваемо.
        Это  то  ощущение,  когда  понимаешь  цену  жизни,  каждого  прожитого  дня,  цену
        музыки…
           …Многим артистам Донецкой филармонии в 2014 году из отпусков возвращаться
        было попросту некуда. К их числу относятся те сотрудники, местом жительства
        которых  многие  годы  было  общежитие  работников  культуры  по  улице  Павла
        Поповича. В конце августа 2014 года в результате разрывов снарядов большая часть
        здания  осталась  без  остекления,  а  в  январе  2015  года  прямым  попаданием  была
        повреждена  кровля.  Здание  общежития  стало  непригодным  для  проживания.  Но
                                                                                      295
   290   291   292   293   294   295   296   297   298   299   300