Page 295 - Letopis
P. 295
При исполнении
сентябре 2014 года в Донецке из всех театрально-зрелищных организаций работала
только Донецкая филармония. Несмотря на обстрелы и бытовые неурядицы,
несмотря на то, что творческому составу, администрации, рабочим сцены
Украина перестала выплачивать зарплату, не предложив никакой альтернативы,
люди всё равно выполняли свою миссию, и филармония работала как единый
слаженный механизм. Есть чувство долга, чувство профессиональной гордости и
ответственности. Мы по-другому просто не могли поступить…
Я не скажу, что остался в Донецке весь коллектив полностью, что никто не
уехал. Нет, конечно. Уезжали. И в Россию, и в Украину. У каждого свои жизненные
обстоятельства, и никто никого не осуждает. Но основа, костяк коллектива –
остались. И в этом наше и счастье, и маленькая победа. С другой стороны, как в
поговорке, без убытка нет и прибыли: из Киева мы пригласили дирижера Владимира
Заводиленко, который принял предложение, выступил с несколькими программами,
а затем и возглавил прославленный симфонический оркестр. Маэстро и сегодня
чувствует, что ему в военном Донецке живётся и дышится свободнее, чем в
невоенном Киеве…
Не смогли долго жить без Донецка артистки камерного оркестра «Виола»
Нана Агумава и Елена Шагун. Сами они связаны с Абхазией, там живут их родные,
которые с началом вооруженного конфликта в Донбассе приютили их. Но спустя
год талантливые музыканты вернулись в Донецк, в котором учились, занимались
концертной деятельностью, долгие годы работали в филармонии, и без которого не
представляют своей жизни».
Таких историй, личных и коллективных, в филармонии очень много. Когда
слушаешь рассказ руководителя камерного оркестра «Виола» и концертного ансамбля
«Ричеркар» Валерии Путри, то первое, что приходит на ум, – сравнение начала
нынешней войны в Донецке и Великой Отечественной. Как и семь десятков лет назад,
в начале лета многие музыканты разъехались из города в отпуска, а потом не смогли
вернуться. Об этом рассказывает Валерия Путря:
«Те, кто на какое-то время оказался в отрыве от родного или ставшего родным
Донбасса, постоянно были на связи с друзьями, родственниками, коллегами,
находящимися в Донецке. Для нас, музыкантов, филармония – это ведь не просто
концертная организация, а целая вселенная, в которой артисты и творческие
коллективы – планеты со своей неповторимой жизнью… Сорванные со своих
орбит, мы будто падали в бездну, парили в невесомости, жили в неопределённости.
Лично мне 5 месяцев, проведённых вдали от родной намоленной сцены, показались
бесконечностью…
Я с нетерпением ждала возвращения в Донецк и вернулась в ноябре 2014 года.
Впоследствии приехали Данил Милка, Андрей Пархотько, уже упомянутые Нана
Агумава и Елена Шагун. Вспоминаю первые концерты ансамбля «Ричеркар» под
аккомпанемент артиллерии – и сразу наворачиваются слёзы: это непередаваемо.
Это то ощущение, когда понимаешь цену жизни, каждого прожитого дня, цену
музыки…
…Многим артистам Донецкой филармонии в 2014 году из отпусков возвращаться
было попросту некуда. К их числу относятся те сотрудники, местом жительства
которых многие годы было общежитие работников культуры по улице Павла
Поповича. В конце августа 2014 года в результате разрывов снарядов большая часть
здания осталась без остекления, а в январе 2015 года прямым попаданием была
повреждена кровля. Здание общежития стало непригодным для проживания. Но
295