Page 294 - Letopis
P. 294
При исполнении
КОЛЛЕКТИВ ДОНЕЦКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ
ФИЛАРМОНИИ
Если спросить у любого дончанина: «Когда для Вас началась война?» –
практически каждый, не задумываясь, ответит – в понедельник, 26 мая 2014 года.
В тот страшный день мы, в хорошем смысле наивные люди, даже несмотря на все
ужасы Славянска, снимая на телефоны пролёты боевых самолётов над Донбасс-
ареной и слыша отдалённые и тогда ещё непонятные звуки со стороны аэропорта,
даже не задумывались, что этот день разделит наши жизни на «до» и «после». Этот
майский день разъединил многих друзей и коллег, разрушил многие семьи, поделил
людей на «своих» и «чужих». В одночасье красавец-Донецк превратился на несколько
страшных летних, осенних и зимних месяцев в мрачный и полупустой город-призрак,
жизнь в котором, едва теплившаяся, замирала уже после полудня...
…У каждого из нас, членов коллектива Донецкой филармонии, от рабочего сцены
и расклейщика афиш до генерального директора и художественного руководителя,
– своя история этой пока ещё неоконченной войны. Из наших отдельных историй
складывается общая история того места, с которым всех нас связывают жизнь,
призвание, талант, чувство дома и ответственности за него…
Вспоминает председатель профсоюзного комитета филармонии Людмила
Бридько:
«Я работаю в филармонии много лет, за эти годы было пережито многое. Но
даже в страшном сне не могло присниться, что придёт время, когда нужно будет
вместе с Валерием Даниловичем Гулем (генеральный директор филармонии в 1993
– 2015 гг.) просить, писать письма, искать выход из ситуации, когда Украина
просто перестала делать какие-либо выплаты бюджетным организациям в
Донецке, к которым относится и филармония. Мы написали и разослали по СМИ
открытое письмо правительству Украины, но это уже был глас вопиющего в
пустыне: наступила горячая фаза античеловеческой операции со стороны Украины.
Закрывались счета, вывозились банки... Руководству Украины было не до людей, и
тем более не до культуры, поэтому на любой свой вопрос мы получали один и тот же
ответ: «Вы, ребята, разбирайтесь сами, как можете!» А как, на каком основании
заставить человека несколько месяцев работать без зарплаты, зная, что, скорее
всего, ему и не выплатят ничего? Без зарплаты, да ещё и под обстрелами... Больше
полугода! Были случаи, что музыканты не приезжали на репетиции, потому что
боялись выйти из дома на улицу. Обстрелы велись и утром, и днём, и ночью…».
Но, несмотря ни на что, Донецкая филармония уже в августе 2014 года открыла
новый концертный сезон…
Олег Бахтиозин, художественный руководитель филармонии:
«Мы провели фестиваль «Донецкие самоцветы», который традиционно
приурочили ко Дню города и Дню шахтёра. И к нам не побоялись приехать гости
из России и Беларуси! Был полный зал – вопреки тому, что даже метровые стены
филармонии не гасили звуки от канонады. Артисты филармонии уже в сентябре 2014
года собирали полные залы – в то время, когда из занятого украинскими военными
аэропорта летели снаряды на жилые районы и социальные объекты Донецка. Чтобы
зрители имели возможность вовремя вернуться домой, администрация филармонии
вынуждена была проводить концерты в дневное время.
Хочу сказать, что вопрос о том, открывать или не открывать сезон, даже не
стоял. Да, открывать! Да, работать! Да, играть для людей! Если не мы, то кто? В
294