Page 292 - Letopis
P. 292

При исполнении


             С первого дня войны мой родной театр оперы и балета начал работать – так же,
          как  и  многие  другие  предприятия,  общественный  транспорт…  Но  большая  часть
          артистов уехала из Донецка. Мы потеряли примерно 70 процентов труппы. Многие
          наши коллеги остались на улице – едва успев выбежать при обстрелах из дома, они
          стояли и смотрели, как сгорает их разрушенное жильё… А потом приходили с детьми
          в театр и ночевали в кабинете директора или в другом помещении. Больше идти было
          некуда.
             Наш генеральный директор Василий Иванович Рябенький (что поразительно – не
          дончанин, а уроженец Сумской области), в условиях боевых действий не покинул
          Донецк. К сожалению, его покинули соратники, друзья-профессионалы, коллеги по
          театру. Я не буду перечислять их фамилии, это очень тяжело, когда в трагическую
          минуту тебя бросают. Это, наверное, ни с чем не сравнимое предательство. Помню, как
          Василий Иванович собрал весь оставшийся коллектив и сказал: «Я не могу призывать
          вас к тому, чтобы вы работали, потому что идёт страшная бомбежка, снаряды попадают
          в ваши дома. Решайте сами – будет театр работать или нет, учитывая, что не хватает
          исполнителей ни на один спектакль».  И коллектив единогласно решил, что мы будем
          работать, чтобы дать возможность людям получить хоть какую-то духовную радость.
          Оставшиеся руководители цехов собрались на совещание, чтобы решить, с чего мы
          можем начать работу театра, что мы можем показать теми малыми силами, которые
          у нас остались.
             Свой  военный,  84-й,  сезон  «Донбасс  Опера»  открыла  спектаклем  «Волшебник
          Изумрудного  города»  для  детей  и  опереттой  «Летучая  мышь».  Мы  сделали
          перестановку актерских сил, чтобы выйти на состав исполнителей. В «Волшебнике
          Изумрудного города» были заняты восемь вокалистов, в «Летучей мыши» – десять
          человек  и  частично  –  балет,  хор,  небольшой  состав  оркестра.  Всё  было  очень
          скромно. Но главное – мы вышли на эти названия. Было принято решение показать
          эти спектакли бесплатно для зрителей…
             Мне  трудно  говорить  об  этом,  потому  что  подступают  слёзы.  Идет  бомбёжка,
          а в театре собралось такое огромное количество людей, что передать невозможно.
          Казалось бы, обычный спектакль, но он проходил, как какая-то патриотическая акция
          высокого культурного духа людей Донбасса, которые совершают духовный подвиг.
          Василий Иванович во время спектакля в тревоге ходил вокруг театра и наблюдал,
          чтобы не было ничего подозрительного, каких-то машин, сомнительных лиц, чтобы
          никто не проник в театр. В зрительном зале люди сидели в проходах, на приставных
          стульях и просто на ступеньках. А в антракте они подходили к Василию Ивановичу,
          падали перед ним на колени, целовали ему руки и были бесконечно счастливы, что
          в такой тяжёлый час, когда многие остались без денег, без жилья, без работы, они
          получили  доступ  к  прекрасной  атмосфере  театрального  мира.  Василий  Иванович
          был очень скромный человек, ему было неловко, он пытался поднять людей, которые
          стояли на коленях перед ним и плакали…
             В таких условиях прошли наши первые два спектакля…
             Для города это была сенсация – идёт война, а театр работает. В Донецке собрались
          делегации журналистов со всего мира. Я как режиссер тогда осталась одна, и мне
          постоянно приходилось давать интервью. Они подходили и спрашивали: «Как можно,
          чтобы при таких военных действиях работал театр? Откуда люди берут силы? Откуда
          берут  деньги?».  А  мы  жили  благодаря  гуманитарной  помощи,  так  же,  как  и  весь
          город…
             Помню, как сижу в кабинете, окна которого выходят на бульвар Пушкина, и вижу,
           292
   287   288   289   290   291   292   293   294   295   296   297