Page 300 - Letopis
P. 300

При исполнении


          – мы не знали, сколько их было, один или двое.
             Приехали  мы  туда  буквально  сразу  после  того,  как  всё  случилось,  наравне  с
          военными. Поле горит, всё в дыму – картина жутковатая. А ехали мы туда через такую
          овражистую местность, и на небольшом просёлке наткнулись на машину, в которой
          никого  не  было.  Мы  начали  судорожно  вспоминать,  что  входит  в  спаскомплект
          катапультировавшегося пилота, и есть ли там какое-то вооружение. Мало ли – вояка
          остановил гражданскую машину, дал по башке водителю, переоделся в его вещи, и
          он уже не в лётном военном комбинезоне, а в гражданской одежде куда-то утопал.
          Мы проверили местность, а затем начали себя как-то обозначать. Оказалось, что это
          была машина комендатуры. Подошли военные, спросили, кто мы, и, узнав, что мы
          вооружены, попросили нас принять участие в поисковых мероприятиях. И мы, наравне
          с военными, передёрнув затворы, встали в цепь и пошли искать катапультировавшихся
          пилотов.  И  вот  здесь,  когда  ты  находишься  на  месте  не  журналиста,  а  военного,
          ополченца,  уже  видишь  всё  происходящее  совсем  с  другой  стороны…Я  смог  это
          ощутить.
             Пилота в итоге нашли – правда, не мы. Из комендатуры нам передали, что поиски
          можно прекращать.
             …Что, на мой взгляд, самое главное в работе военного корреспондента?.. Если
          это боевые действия, и ты едешь на линию фронта, под обстрелы, сознательно это
          делаешь, то тут главное – выполнить профессиональное задание: довезти до редакции
          материал и… себя. Себя – дабы ни материал не утерялся, ни твоё видение, ни сам ты
          как профессиональная единица.
             Если же мы говорим о какой-то повседневной работе военкора, более «мирной», –
          например, посещение воинских частей или беседы с потерпевшими – то я не думаю,
          что здесь есть какая-то большая разница между военкором и обычным журналистом.
          Потому что правила – одни и те же: быть объективным, непредвзятым и не навредить.
          Хотя принцип «не навреди» для военкора касается не только этической стороны, а и
          соблюдения конфиденциальности – не раскрыть позиции, на которых находишься; не
          захватить в кадр то, что нельзя показывать; относиться с пониманием к нежеланию
          военных показывать свои лица – потому что у многих из тех, кто здесь воюет, есть
          родственники  на  «той»  стороне.  Хотя  общеизвестный  факт,  что  с  нашей  стороны
          открытых лиц гораздо больше, чем с той.
             Что же касается вынужденной необходимости общаться на камеру с пострадавшими
          людьми,  которые  зачастую  только  что  потеряли  имущество  или  близких,  или
          сами получили увечье, то эта дилемма решается ситуативно. На мой взгляд, это –
          общечеловеческий момент. Не будешь же ты лезть к человеку, который, извините,
          только что потерял какую-то конечность, с вопросом: «А как вам без неё?». Это глупо
          и неэтично, мягко говоря. Да и человек, потерявший жильё, лишившийся имущества,
          – ты понимаешь, что быстро он это не восстановит в условиях войны. И это страшно.
          Но в то же время есть понимание того, что эмоции человека – они сейчас есть, а через
          пару часов или сутки их уже – таких – не будет. Ты их просто не запечатлеешь. Да,
          пытаешься успокоить людей, выразить своё сочувствие, а порой и оказать конкретную
          помощь. Но и обязательно донести до человека, что его только что сняли и это будет
          показано – в интернете, по телевизору… Это – очень сложный вопрос, и здесь тонкая
          грань между этикой и необходимостью. Журналист ведь не просто выполняет свою
          работу – он работает на общее дело, для общественности, для истории.
             …Какое применение найдут себе военкоры, когда закончится война? Это зависит
          от  человека,  насколько  он  сумеет  адаптироваться  к  мирной  жизни.  Некоторые  из
           300
   295   296   297   298   299   300   301   302   303   304   305