Page 299 - Letopis
P. 299

При исполнении


        за справедливость и честность, и я считаю его одним из немногих действительно
        настоящих журналистов, которые на тот момент работали в нашей службе военных
        корреспондентов.
           Ещё один человек – это наш «Нафаня», как мы его звали, грек Афанасий Коссе. Он
        погиб 18 ноября 2014-го. На тот момент по объективным причинам у нас в рабочем
        процессе не было такого понятия, как «график выезда». Работали по факту: узнали,
        что где-то «прилетело» – вскочили и поехали. А грохотало тогда везде и всюду…
        Однажды был обстрел «первой площадки», улица Софийская. Приехали – там ещё
        дымится всё, стёкла продолжают из окон высыпаться. Тогда прилетело в несколько
        пятиэтажек,  в  школу  и  девятиэтажное  здание.  Погибших,  по-моему,  в  тот  раз  не
        было,  но  было  большое  количество  раненых.  Детей,  к  счастью,  успели  вывести  в
        бомбоубежище. И когда я туда приехал ещё с какими-то журналистами, мы встретили
        там Афанасия. Я очень удивился, потому что знал, что он живёт на другом конце города
        – в микрорайоне Текстильщик. Оказалось, у него там жил кто-то из родственников, и
        Афанасий приехал в гости. Он рассказывал: «Мы сидели на кухне, пили чай, и мина
        разорвалась буквально перед домом. Первый этаж, но мы успели на пол упасть, и
        поэтому не погибли». Почему так произошло, что позже он, находясь в аэропорту,
        погиб от осколка? Он не пригнулся, и ничто его не уберегло… Я не знаю ответа на
        этот вопрос. Один малюсенький осколочек, прямо в сердце. И всё.
           А третий человек – дагестанец Вахид Эфендиев. Он тоже был убит в аэропорту, за
        4 дня до Афанасия…
           Жалко ребят. И ведь они – не единственные журналисты, кто погиб в этой войне…
        Вообще, судя по количеству погибших журналистов за относительно короткое время,
        эта война – с наибольшими потерями для моих коллег. И это ужасно, потому что
        журналисты, по своей сути, находятся над конфликтом – их не должна трогать ни
        одна, ни другая воюющая сторона, как и дипломатов. Но вопреки и здравому смыслу,
        и общепринятым понятиям, наш брат гибнет наравне с простыми солдатами.
           Задумывался ли я о том, как бы всё сложилось, если бы тогда, в самом начале, я не
        попал бы в военкоры, а в числе прочих отправился добровольцем в Славянск?  Как бы
        сложилось – да очень просто: я бы либо погиб, либо не погиб. И, если бы я всё-таки
        остался жив, то сейчас делился бы совсем другими воспоминаниями – не о том, как с
        камерой бегал, а как ходил в атаку и переживал обстрелы на передовой.
           Да и потом – тогда, в 2014 году, мы не были журналистами в полном смысле этого
        слова. По той простой причине, что журналист не должен брать в руки оружие. Это
        – аксиома. Но нам зачастую приходилось ходить с оружием – если у нас были особо
        опасные выезды на линию фронта, если был риск столкнуться с противоположной
        стороной.  А  в  14-м  здесь  всё  было  линией  фронта…  Не  могу  сказать,  что  нас
        специально  готовили,  боеподготовки  как  таковой  у  нас  не  было.  Но  стрелять  мы
        умеем, по крайней мере, большинство. В этом отношении я могу вспомнить случай,
        когда у нас был выезд между Ждановкой и Енакиево, там есть посёлок – по-моему,
        Розовка.  Там  в  2014  году  сбили  украинский  истребитель.  И,  соответственно,  нам,
        журналистам, надо было осветить это событие. Причём, когда я сообщил о том, что
        сбили истребитель, своему руководству, а это было спустя неделю-две после того,
        как упал «Боинг», меня спросили: «Это, часом, не «Боинг» опять?». Юмор чёрный,
        конечно, но тогда, наверное, другого и не было. Да и сейчас не особо…
           Мы  поехали  втроем:  я,  Аня  Мохова,  тоже  с  «Новороссии»,  она  потом  в  плен
        попадала,  и  ещё  один  наш  коллега.  Не  скрою,  мы  были  вооружены.  Когда  мы
        подъезжали к месту, мы уже знали о том, что пилот катапультировался. Единственное
                                                                                      299
   294   295   296   297   298   299   300   301   302   303   304