Page 289 - Letopis
P. 289
При исполнении
мыши», мы танцевали. Потом люди стали постепенно возвращаться – педагоги,
артисты – и начали восстанавливать спектакли. Огромное счастье, что у нас есть
школа хореографического мастерства Вадима Писарева, что там остались педагоги и
дети не уехали, их взяли в театр, хотя кому-то едва исполнилось шестнадцать лет. Во
многом благодаря этому труппа сохранилась…
Поначалу было тяжело работать из-за дефицита артистов, после обстрела
складов сгорели декорации к балету «Спартак» и к другим постановкам. У нас шли
одноактные балеты «Сильфиды», «Шопениана»... Театр устраивал вечера оперы и
балета. Хорошо, что осталась главный балетмейстер, народная артистка Украины
Евгения Евгеньевна Хасянова, вернулись многие артисты. Но, к сожалению, до сих
пор ощущается нехватка солистов балета, артистов кордебалета. Хотя если сравнивать
первый сезон военного времени и нынешний, то разница ощутима даже в количестве
балетных спектаклей (3 – 4 в месяц): в 2014-2015 году мы показывали не более одного
одноактного спектакля или вечера балета в месяц. Сейчас в репертуаре театра уже
достаточно много восстановленных балетных спектаклей.
Мы постепенно возвращаем прежние позиции. Но для кардинальных изменений
в лучшую сторону, для развития балета в Донецке необходима стабильная, мирная
жизнь, на возвращение которой мы всей душой надеемся...
ЮРИЙ ПАРАМОНЕНКО главный дирижёр «Донбасс Оперы»
Происходящие у нас события я перестал называть войной и склоняюсь к мысли,
что это – геноцид народа Донбасса. Хотя это страшное слово, но все его признаки –
налицо.
До 2014 года не верилось, что какие-то факельные шествия перерастут в столь
трагические события, и дело дойдет до гражданской войны. Моя профессия
предполагала поездки по всей Украине, поэтому я владею не однобокой информацией.
На моих глазах очень быстро менялась обстановка, трансформировалась в военную
ситуацию. Те же самые украинские СМИ передавали, как техника с украинской
символикой подтягивалась к Славянску. До последнего не верилось, что у кого-
то поднимется рука выстрелить. И когда народ у нас на референдуме единогласно
выразил свое мнение, прозвучали первые выстрелы, появились первые жертвы,
первое серьёзное возмущение… Новое украинское правительство с каждым днем все
больше настраивало против себя народ. Можно понять измену, но нельзя простить
предательство…
Город бомбили прямой наводкой, и всё оказалось под знаком вопроса – работа,
жильё, жизнь и здоровье близких. Наш театр тогда ещё финансировало Министерство
культуры Украины. Уже с августа 2014 года они нам перестали платить, но мы всё равно
продолжали работать. Сотрудники театра держались на остатках личных сбережений
и на своем энтузиазме. Мы старались не терять уровень, которого достигли за годы
деятельности театра. Я большую часть жизни отдал своей профессии, «Донбасс
Опере».
В связи с военными событиями и их негативными последствиями, большая часть
труппы оставила театр и покинула город, в том числе – и весь штат дирижёров. Я
не осуждаю наших сотрудников, которые жили в зоне боевых действий и уехали
из города. Но были и такие, кто покинул театр из политических и материальных
соображений. Некоторые коллеги даже не поставили в известность руководство
театра. Но, несмотря на звуки разрывающихся снарядов, пришло время для выпуска
289