Page 197 - Талант умноженный на характер
P. 197
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ
то прошлой жизни я себя очень хорошо вела, что мне такая работа досталась. И, кстати, музыка
лечит не только душу: мне известно, что духовые инструменты помогают в борьбе с заболевани-
ями органов дыхания. В частности, при бронхиальной астме флейта очень показана. И, конечно,
Светлана Чолан, когда весь такой утончённый сидишь в оркестре, поневоле держишь спину – так что и для осанки
артистка оркестра ансамбля «Донбасс», флейта весьма полезна.
Сейчас в репертуаре ансамбля появилось много самостоятельных инструментальных произ-
заслуженная артистка ДНР: ведений, где участвует только оркестр, и это прекрасно, потому что раньше, в ранние годы моей
«Музыка лечит – и душу, и тело» работы в «Донбассе» оркестр был задействован только в качестве аккомпанемента вокалистам
и балету. Безусловно, там музыка тоже великолепная, но теперь у нас ещё больше творческих воз-
можностей. Мы стали концертирующей единицей – выступаем с собственными программами, ко-
торые пользуются большим успехом у зрителей.
…Когда мне присвоили звание заслуженной артистки ДНР, это стало для меня большой неожи-
данностью. Я думала, что подобные звания – прерогатива артистов балета, вокалистов, но чтобы
К флейте у меня оказался свой «непрямой» путь. Изна- так выделили оркестранта – это лично для меня был своего рода нонсенс. И я была твёрдо уверена,
чально в детстве я занималась на фортепиано, мама меня что во всяком случае меня это точно не коснётся. Но вот так получилось, что моя работа заслужила
слушала и как-то говорит: «Что-то здесь не то». Пошла по- столь высокую оценку, и мне это очень приятно. И не просто приятно само по себе, а ты понима-
говорить с учительницей о моих перспективах, и та посовето- ешь, что тебя ценят, видят твой потенциал, то, что ты делаешь, нужно людям. Это очень стимули-
вала мне перейти в духовой оркестр на базе ДК Фран- рует на дальнейшие ещё большие успехи.
ко: «Моя дочь училась на флейте, и вам я тоже реко- Дочки мои пошли по моим стопам – старшая уже учится в музыкальном колледже. Она сама,
мендую». Мы поехали туда, познакомились с руководи- будучи ребёнком, попросилась в музыкальную школу, правда, по мере появления трудностей
телем оркестра, и меня взяли. Вот тогда-то всё и началось.
Я на тот момент училась в седьмом классе.
Играть на флейте, несмотря на кажущуюся лёгкость, совсем не просто, требуется определён-
ная «ювелирность», отточенное умение попасть именно так, чтобы своим дыханием извлечь нуж-
ный звук. На первом этапе кружится голова, ты не понимаешь, зачем и кому это вообще нужно.
А надо ещё и ноты учить, нажимать соответствующие клавиши… Так что поначалу было нелегко,
потом стало получаться.
В ансамбль «Донбасс» я, как и к инструменту, тоже пришла неожиданно. Мне было двадцать
с небольшим, я училась в консерватории и о существовании этого коллектива толком не знала.
И вот на третьем курсе (это был конец 1990 года) моя педагог Людмила Константиновна Шерш-
нёва говорит: «Свет, там в ансамбле «Донбасс» освободилось место – не хочешь попробовать?».
Я узнала, где находится ансамбль, взяла флейту и поехала туда на прослушивание. Дирижёром
тогда был Александр Дмитриевич Чеберко. Я сыграла ему свою программу, он говорит: «Вообще
хорошо, но пойдём, я тебе ноты поставлю – справишься ты с ними или нет?». Как сейчас пом-
ню, это был «Буковинский танец», очень сложное произведение. Я сыграла с листа, и он говорит:
«Ну, всё, я тебя принимаю – иди пиши заявление». Пошла, написала – и вот с тех пор я здесь.
Это – моё единственное место работы, и я никогда не хотела ничего иного для себя в профессии,
чем играть в оркестре. Я этим буквально бредила – это же так красиво, на тебя смотрят люди,
а ты сидишь на сцене и им играешь… И получилось именно так, как я хотела.
Во время выступлений происходит колоссальный энергообмен с залом, и плюс ты сам по
себе получаешь удовольствие от процесса – иной раз играешь, а у тебя прямо мурашки по коже.
Даже настроение меняется после того, как поиграешь. Порой садишься за инструмент не в самом
хорошем состоянии – а музыка его меняет в лучшую сторону. Хотя на самом деле я с огромным «...Иной раз играешь –
удовольствием всегда еду на работу, это вовсе и не работа как таковая – шучу иногда, что в какой- а у тебя от удовольствия
мурашки по коже»
192 193