Page 195 - Талант умноженный на характер
P. 195

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                     ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


 порошок!.. Паника поднялась. Давай разбирать – хорошо, у меня с собой отвёртка была. Раскру-  Сел я в самолёт, думаю: Господи, неужели! Представляете моё состояние? Сижу, прихожу в себя.
 тил чехол – там шесть болтов с одной стороны, шесть с другой. Раскрыл, показал, они убедились,   А тут этот парень заходит, и его место, оказывается, рядом со мной! Спрашивает: ну что, порядок?
 что там чисто, потом собрал обратно, – и всё, меня снова выгнали.  Говорю, дорогой ты мой человек, буду тебе благодарен всю жизнь… Он дал мне свою визитку –
 Я вышел, сел на корточки, за голову взялся, в полном отчаянии – думаю, ну что делать, куда   представитель какой-то компании, бизнесмен, в общем. Это было настоящее чудо – он мог бы
 идти?..  Сел  и  сижу.  Мимо  идёт  какой-то  парень,  глянул  на  меня  –  видит,  рязанская  морда…   спокойно мимо пройти, мало ли, ну сидит мужик с баяном… А он не просто мимо не прошёл,
 И мне на чистом русском языке: «У тебя какие-то проблемы?». Я ему: «Ты знаешь французский?!».   но ещё каким-то чутьём определил, что свой, русский…
 Да, отвечает. Объясняю ему ситуацию – у меня группа летит в Москву, я отстал… Говорит – сейчас.   И, кстати, не смог бы я работать за границей, хотя, не скрою, предложения поступали неод-
 Зовёт тётку, не знаю, кто она, то ли сотрудник аэропорта, то ли полиции, объяснил ей, она – оу,   нократно. У меня в «Донбассе» родная каждая щепочка на двери. Я как переступил порог зда-
 окей, окей, забирает у меня паспорт, билет – и убегает. Я сижу 20 минут, сижу 30 минут – с баяном,   ния ансамбля – и всё. Так меня воспитали родители – не метаться и не искать добра от добра.
 но теперь уже без документов, думаю – ну, всё, приехал я окончательно… Когда вдруг она возвра-  И они так же жизнь прожили – отец 35 лет у печи простоял, потом на его место заступил мой стар-
 щается, держит в руках билеты, паспорт отдаёт: идём. И прямо в самолёт меня привела, посадила.   ший брат; мать на том же заводе отработала всю жизнь. И я всегда поражался людям, у которых
 Показывает: баян вот сюда – специальное место под него предусмотрели. Самолёт, естественно,   в трудовой книжке по сто записей.
 другой, без наших – они уже давно улетели. Они там, конечно, панику подняли в самолёте – Аф-  Кстати, о брате. Когда я делал свои первые шаги в творчестве, он мне носил баян, потому что
 риканыча нет! Но из-за одного человека самолёт не развернули. Вообще, конечно, если бы мне не   моих собственных силёнок было недостаточно. Ему даже в музыкальной школе на пару со мной
 попался этот парень, не знаю, что было бы. Я там мог застрять на неопределённое время, бомжевал   пришлось  отучиться  по  этой  причине.  Потом  я  поступил  в  музучилище,  а  брат  с  чувством  вы-
 бы, играл бы там на баяне где-нибудь на нейтральной территории… А на родине могли думать, что   полненного долга ушёл учиться на строителя – его «музыкальная карьера» на этом закончилась.
 я совершил побег из страны, мало ли… Страшно подумать. Всё-таки есть Бог на свете.    А  для  меня  сцена  –  это  жизнь.  И  это  не  пафос.  Я  с  22  февраля  1972  года  на  сцене  нахожусь,
         ещё совсем ребёнком вышел. И вот уже мне 56, и я отношусь к выступлениям с неизменным тре-
         петом. Иной раз мне говорят – ой, да что там уже в таком возрасте переживать, вышел, да и всё!
         Но  для  меня  такое  отношение  –  это  безответственность.  Даже  если  я  играю  не  соло,  а  в  орке-
         стре, мы выходим, садимся – и я волнуюсь. Всегда волнуюсь. И всякое бывало – и ноты забывал
         от волнения, а сколько раз у меня баян рвался в руках! Вот буквально перед началом пандемии
         был случай – вышел на концерте на серьёзнейшее произведение. Идёт каденция, а у меня обрыва-
         ется ремень. Хорошо, что я недалеко отошёл от своего места, я на одну ногу поставил инструмент
         и отыграл… Или играешь что-то, и вдруг раз – и в голове провал: Боже, что я играю?.. Начинаю
         импровизировать на ходу, дирижёр на меня в ужасе смотрит… Или играешь на открытой площад-
         ке – и ноты ветром сдувает. Так-то танцы я уже по памяти играю, а песни ведь по нотам, тем более
         что сейчас репертуар ансамбля очень активно расширяется.
            Баянчик у меня есть – он стоит больших денег, а мне его просто подарил мой педагог ещё из му-
         зыкальной школы. Говорит: «Я уже ухожу из творческой жизни, а тебе он пригодится». Вот так он
         у меня и «живёт», и периодически я на нём играю. Он звучит по-особенному, ни на что не похоже.
            Я играю с удовольствием, независимо от того, какое это произведение. Но, безусловно, есть сре-
         ди них и самые любимые. Я обожаю композитора Гридина, всё у него переиграл. Это – именно
         «мой» автор. Смотришь в ноты – и пальцы сами двигаются. Причём он подходит для любого зри-
         теля, такой «универсальный» композитор. Но, если честно, бывает тяжело публику расшевелить,
         что бы ты ни исполнял. Сложнее всего играть перед военнослужащими и… детьми.  Военные очень
         сдержанные, и всё на своих командиров оглядываются – какая у тех реакция. Ничего не подела-
         ешь, такова специфика. А дети – они сейчас неусидчивые, несосредоточенные, а иной раз видишь –
         им  это  откровенно  скучно,  намного  интереснее  в  смартфонах  сидеть.  Что  они  и  делают  прямо
         во  время  концертов,  к  сожалению…  Но  стараешься  переключать  внимание  и  находить  подход
         к любой аудитории. И как только первый раз закричали «браво» – всё, лёд тронулся, становится
         легче.


 «Гармонь моя, да говорушечка!..». Сергей Устименко и солистка «Донбасса» Валерия Лелеко
 190                                                                                                    191
   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200