Page 15 - Талант умноженный на характер
P. 15
ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ
самбль» И. Вершинин, «первая программа ансамбля была, по существу, показом учебной рабо-
ты. <…> Хор звучал отлично; молодой и полный захватывающей силы энтузиазм брал в плен
зрителей и слушателей; режиссёрский план доходил до каждого, сидевшего в зрительном зале;
конферанс хотя и не смешил, но вёл программу. Отдельные детали, рассматриваемые врозь,
казались слабыми, но в ансамбле, но вместе они побеждали! В Рутченкове зрители после кон-
церта единогласно постановили: послать наркому приветственную телеграмму» [7].
«Экзамен» был выдержан, ансамбль начал работу в районах (в общей сложности коллектив объехал
24 шахтёрских района – авт.). Первое выступление ансамбля состоялось в клубе шахт № 17–17-бис.
Это был подлинный праздник для шахтёров. Когда хоровой коллектив ансамбля спел песню о герои-
ческом Донбассе, в зрительном зале поднялся старый шахтёр-забойщик. Он взволнованно крикнул:
«Это Донбасс поёт!». И, как бы отвечая ему, ансамбль вновь запел «Песню о Донбассе». Аудитория,
стоя, подхватила припев:
Наша песня рвётся к бою, Одинаково звенит.
Наша песня – динамит, И, звеня, ведёт рассказ
На земле и под землёю Про родимый край Донбасс….».
/А. Лившиц «Шахтёрский ансамбль песни и пляски», «Музыкальная академия» № 5 1939 (68)/
Новоиспечённые артисты вдохновенно приступили к работе
но шахтёрский колорит и сумел донести до зрителя то своеобразие, которым насыщено на-
родное творчество донецких горняков, их песни и пляски» [6]. Одновременно в той же рецензии
художественному руководству ансамбля ставился на вид недостаток «специфически горняцкого,
донбассовского» материала. «Ансамбль должен наполнить свои спектакли-концерты произве-
дениями, славящими и пропагандирующими трудовые подвиги лучших стахановцев угольного
Донбасса, песнями и плясками, почерпнутыми из прекрасных, почти нетронутых источников
донецкого фольклора». Досталось и лично худруку ансамбля Владимиру Бальшину: его обвинили
в «отсутствии скромности», чрезмерной «помпезности» и «саморекламе» в ходе представления
концертной программы. Впрочем, итог рецензии был, что называется, «за здравие»: «Шахтёр-
ский Донбасс щедрой рукой подарил своему ансамблю десятки талантливейших людей: коного-
нов, крепильщиков, откатчиц. Руководство ансамбля (В. Бальшин, З. Дунаевский, С. Германов)
за непродолжительное время проделало большую и плодотворную работу. Создан подлинный
ансамбль шахтёрской песни и пляски. Сделано культурное дело, значение которого трудно
переоценить. Угольный Донбасс обогатился накануне выборов в Верховный Совет УССР зна- Артисты Шахтёрского ансамбля, 1938 г.
чительной культурно-художественной организацией. С первых дней своего существования ан-
самбль находится в тесной органической связи с шахтёрским Донбассом. Необходимо принять За первой программой ансамбля последовала вторая, в которой художественное руководство
все меры к тому, чтобы обеспечить коллективу ансамбля нормальную творческую жизнь» [6]. и артисты постарались учесть все поставленные на вид недочёты. Программу в ещё большей сте-
И, собственно, большего от первой программы и не ждали: как писал в статье «Шахтёрский ан- пени насытили шахтёрской тематикой, охватившей «быт, стахановский труд и героику социали-
12 13