Page 15 - Талант умноженный на характер
P. 15

ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ                          ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ


         самбль» И. Вершинин, «первая программа ансамбля была, по существу, показом учебной рабо-
         ты. <…> Хор звучал отлично; молодой и полный захватывающей силы энтузиазм брал в плен
         зрителей и слушателей; режиссёрский план доходил до каждого, сидевшего в зрительном зале;
         конферанс хотя и не смешил, но вёл программу. Отдельные детали, рассматриваемые врозь,
         казались слабыми, но в ансамбле, но вместе они побеждали! В Рутченкове зрители после кон-
         церта единогласно постановили: послать наркому приветственную телеграмму» [7].


                           «Экзамен» был выдержан, ансамбль начал работу в районах (в общей сложности коллектив объехал
                        24 шахтёрских района – авт.). Первое выступление ансамбля состоялось в клубе шахт № 17–17-бис.
                        Это был подлинный праздник для шахтёров. Когда хоровой коллектив ансамбля спел песню о герои-
                        ческом Донбассе, в зрительном зале поднялся старый шахтёр-забойщик. Он взволнованно крикнул:
                        «Это Донбасс поёт!». И, как бы отвечая ему, ансамбль вновь запел «Песню о Донбассе». Аудитория,
                        стоя, подхватила припев:
                               Наша песня рвётся к бою,                   Одинаково звенит.
                               Наша песня – динамит,                      И, звеня, ведёт рассказ
                               На земле и под землёю                      Про родимый край Донбасс….».
                                      /А. Лившиц «Шахтёрский ансамбль песни и пляски», «Музыкальная академия» № 5 1939 (68)/













 Новоиспечённые артисты вдохновенно приступили к работе

 но шахтёрский колорит и сумел донести до зрителя то своеобразие, которым насыщено на-
 родное творчество донецких горняков, их песни и пляски» [6]. Одновременно в той же рецензии
 художественному руководству ансамбля ставился на вид недостаток «специфически горняцкого,
 донбассовского» материала. «Ансамбль должен наполнить свои спектакли-концерты произве-
 дениями, славящими и пропагандирующими трудовые подвиги лучших стахановцев угольного
 Донбасса, песнями и плясками, почерпнутыми из прекрасных, почти нетронутых источников
 донецкого фольклора». Досталось и лично худруку ансамбля Владимиру Бальшину: его обвинили
 в «отсутствии скромности», чрезмерной «помпезности» и «саморекламе» в ходе представления
 концертной программы. Впрочем, итог рецензии был, что называется, «за здравие»: «Шахтёр-
 ский Донбасс щедрой рукой подарил своему ансамблю десятки талантливейших людей: коного-
 нов, крепильщиков, откатчиц. Руководство ансамбля (В. Бальшин, З. Дунаевский, С. Германов)
 за непродолжительное время проделало большую и плодотворную работу. Создан подлинный
 ансамбль  шахтёрской  песни  и  пляски.  Сделано  культурное  дело,  значение  которого  трудно
 переоценить. Угольный Донбасс обогатился накануне выборов в Верховный Совет УССР зна-  Артисты Шахтёрского ансамбля, 1938 г.
 чительной культурно-художественной организацией. С первых дней своего существования ан-
 самбль находится в тесной органической связи с шахтёрским Донбассом. Необходимо принять   За первой программой ансамбля последовала вторая, в которой художественное руководство
 все меры к тому, чтобы обеспечить коллективу ансамбля нормальную творческую жизнь» [6].   и артисты постарались учесть все поставленные на вид недочёты. Программу в ещё большей сте-
 И, собственно, большего от первой программы и не ждали: как писал в статье «Шахтёрский ан-  пени насытили шахтёрской тематикой, охватившей «быт, стахановский труд и героику социали-

 12                                                                                                     13
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20