Page 10 - Талант умноженный на характер
P. 10
ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ
В Шахтёрском ансамбле (позднее Заслуженном ансамбле песни скептические улыбки кое-каких областных «монополистов
и танца «Донбасс») Зиновий Дунаевский имел четыре каденции: 1937- искусства». Куда бы ни приезжали организаторы будущего
1939, 1946-1949, 1959-1962 и 1968-1969 гг. ансамбля, всюду находили они сотни энтузиастов самодея-
Первые две – в качестве музыкального руководителя и дирижёра, тельного искусства. И каждый смотр, где бы он ни проходил,
две вторые – в качестве худрука. В годы Великой Отечественной войны был праздником народных талантов» [7]. «Через отборочные
Зиновий Осипович был художественным руководителем ансамблей комиссии прошло около полутора тысяч человек – музыкан-
песни и пляски 2-го Украинского и Забайкальского фронтов. Награж- тов, певцов, затейников, поэтов. Среди них оказалось немало
дён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной во-
йны II степени, медалью «За оборону Москвы» [47; 48]. талантов. Один из шахтёров, например, мастерски сыграл
В 1949-1955 гг. Зиновий Осипович работал в Сталинской филар- на баяне этюд Паганини. Другой выразительно спел арию
монии, где вначале был артистом-инструменталистом высшей кате- Ленского. <…> В отборочную комиссию пришла Анна Мымри-
гории, а позже (в 1951 г.) стал художественным руководителем Укра- кова. Отец её погиб от руки белогвардейца, мать работает
инского ансамбля песни и танца, действовавшего на базе учреждения. в шахте «Петровка». Мымрикова одарённая певица; она му-
Кроме того, в 1950 г. при Областном доме народного творчества в Ста- зыкально исполнила партию Любавы из «Садко»,– дополнял
лино (ныне Республиканский дом народного творчества и кино) при воспоминания И. Вершинина музыковед А. Лившиц. [11]. И уже
Зиновий Дунаевский поддержке З.О. Дунаевского было создано творческое объединение в марте 1938 года в интервью газете «Социалистический Дон-
композиторов-аматоров Донетчины [39]. Был членом Донецкого от- басс» музыкальный руководитель созданного коллектива
деления Союза советских композиторов Украины. Во второй половине Зиновий Дунаевский рассказывал об итогах конкурсного отбо-
1950-х годов руководил ансамблем песни и танца каспийских моряков «Моряна» в Астрахани. ра и начале работе ансамбля. Приведём текст материала почти
Композитор ушёл из жизни 7 августа 1981 года. Похоронен в Москве на Калитниковском кладбище. полностью:
К сожалению, большинству соотечественников мало что известно о личности Зиновия Дунаевского, Владимир Бальшин «Закончен организационный период создания ансамбля
несправедливо оставшегося в тени своего более знаменитого брата. В энциклопедиях ему посвящено шахтёрской песни и пляски при Центральном доме культу-
два-три абзаца текста, а между тем заслуги композитора как перед советским искусством в целом, так
и перед шахтёрским краем в частности огромны. Творческое наследие Зиновия Осиповича включает
в себя широкий ряд музыкальных произведений, посвящённых Донецкому краю: «Песня о Донбассе»
(1938), «Песня о донецких гудках» (1938), «Шахтёрский марш» (1938), «Песня о шахтёрской столице»
(1947), «Шахтёрский вальс» (1948), «Шахтёрская кантата» (1949), «Баллада о шахтёрах» (1954), «Марш
шахтёров Донбасса» (1954) сюита «Цвети, Донбасс!» (1962) и др. И, кстати, в Донецке есть улица Дуна-
евского – в самом «шахтёрском» районе города – Петровском, где сконцентрировано несколько уголь-
ных предприятий.
Вместе с Зиновием Дунаевским из Москвы в Сталино прибыл представительный «творческий
десант» соратников – композитор С. Германов, режиссёр В. Бальшин, автор текстов И. Вершинин.
Именно они в начале 1938 года занялись комплектованием творческого состава ансамбля. Сохра-
нился подробный рассказ от непосредственного участника событий Вершинина о том, как это про-
исходило.
«Хорошая песня нужна была Донбассу, как воздух отбойному молотку. Тысячи народных та-
лантов ждали призыва, тысячи народных талантов хотели овладеть искусством так, как они
овладевали техникой производства. Лазарь Моисеевич Каганович подал замечательную мысль
о создании шахтёрского ансамбля песни и пляски. ЦК угольщиков Донбасса и группа энтузиа-
стов – режиссёр, драматург и двое композиторов – начали проводить эту мысль в жизнь.
Февраль недаром по-украински называется «лютый». В лютый февраль (1938 г. – авт.) отпра-
вились из Сталино в дальние и близкие районы видавшие виды «газики». Они останавливались
у дворцов культуры и клубов. Нужно было искать талантливых людей на местах, в шахтах, Вчерашние
в рабочих посёлках, в самодеятельных кружках. «Газики» храбро пробивались через сугробы и че- работники шахт
стали певцами
рез равнодушие некоторых районных тупиц. «Газики» проходили и сквозь пургу и грязь, и сквозь и танцорами
8 9