Page 10 - Талант умноженный на характер
P. 10

ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ                                                                                                                                ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ


                                                       В Шахтёрском ансамбле (позднее Заслуженном ансамбле песни                                                            скептические  улыбки  кое-каких  областных  «монополистов
                                                     и танца «Донбасс») Зиновий Дунаевский имел четыре каденции: 1937-                                                      искусства». Куда бы ни приезжали организаторы будущего
                                                     1939, 1946-1949, 1959-1962 и 1968-1969 гг.                                                                             ансамбля, всюду находили они сотни энтузиастов самодея-
                                                       Первые две – в качестве музыкального руководителя и дирижёра,                                                        тельного искусства. И каждый смотр, где бы он ни проходил,
                                                     две вторые – в качестве худрука. В годы Великой Отечественной войны                                                    был праздником народных талантов» [7]. «Через отборочные
                                                     Зиновий  Осипович  был  художественным  руководителем  ансамблей                                                       комиссии прошло около полутора тысяч человек – музыкан-
                                                     песни и пляски 2-го Украинского и Забайкальского фронтов. Награж-                                                      тов, певцов, затейников, поэтов. Среди них оказалось немало
                                                     дён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной во-
                                                     йны II степени, медалью «За оборону Москвы» [47; 48].                                                                  талантов. Один из шахтёров, например, мастерски сыграл
                                                       В  1949-1955  гг.  Зиновий  Осипович  работал  в  Сталинской  филар-                                                 на  баяне  этюд  Паганини.  Другой  выразительно  спел  арию
                                                     монии,  где  вначале  был  артистом-инструменталистом  высшей  кате-                                                   Ленского. <…> В отборочную комиссию пришла Анна Мымри-
                                                     гории, а позже (в 1951 г.) стал художественным руководителем Укра-                                                     кова. Отец её погиб от руки белогвардейца, мать работает
                                                     инского ансамбля песни и танца, действовавшего на базе учреждения.                                                     в шахте «Петровка». Мымрикова одарённая певица; она му-
                                                     Кроме того, в 1950 г. при Областном доме народного творчества в Ста-                                                   зыкально исполнила партию Любавы из «Садко»,– дополнял
                                                     лино (ныне Республиканский дом народного творчества и кино) при                                                        воспоминания И. Вершинина музыковед А. Лившиц. [11]. И уже

         Зиновий Дунаевский                          поддержке  З.О.  Дунаевского  было  создано  творческое  объединение                                                   в марте 1938 года в интервью газете «Социалистический Дон-
                                                     композиторов-аматоров Донетчины [39].  Был членом Донецкого от-                                                        басс»  музыкальный  руководитель  созданного  коллектива
                                                     деления Союза советских композиторов Украины. Во второй половине                                                       Зиновий Дунаевский рассказывал об итогах конкурсного отбо-
                      1950-х годов руководил ансамблем песни и танца каспийских моряков «Моряна» в Астрахани.                                                               ра и начале работе ансамбля. Приведём текст материала почти
                         Композитор ушёл из жизни 7 августа 1981 года. Похоронен в Москве на Калитниковском кладбище.                                                       полностью:
                         К сожалению, большинству соотечественников мало что известно о личности Зиновия Дунаевского,                 Владимир Бальшин                         «Закончен  организационный  период  создания  ансамбля
                      несправедливо оставшегося в тени своего более знаменитого брата. В энциклопедиях ему посвящено                                                        шахтёрской песни и пляски при Центральном доме культу-
                      два-три абзаца текста, а между тем заслуги композитора как перед советским искусством в целом, так
                      и перед шахтёрским краем в частности огромны. Творческое наследие Зиновия Осиповича включает
                      в себя широкий ряд музыкальных произведений, посвящённых Донецкому краю: «Песня о Донбассе»
                      (1938), «Песня о донецких гудках» (1938), «Шахтёрский марш» (1938), «Песня о шахтёрской столице»
                      (1947), «Шахтёрский вальс» (1948), «Шахтёрская кантата» (1949), «Баллада о шахтёрах» (1954), «Марш
                      шахтёров Донбасса» (1954) сюита «Цвети, Донбасс!» (1962) и др.  И, кстати, в Донецке есть улица Дуна-
                      евского – в самом «шахтёрском» районе города – Петровском, где сконцентрировано несколько уголь-
                      ных предприятий.

            Вместе с Зиновием Дунаевским из Москвы в Сталино прибыл представительный «творческий
         десант» соратников – композитор С. Германов, режиссёр В. Бальшин, автор текстов И. Вершинин.
         Именно они в начале 1938 года занялись комплектованием творческого состава ансамбля. Сохра-
         нился подробный рассказ от непосредственного участника событий Вершинина о том, как это про-
         исходило.
            «Хорошая песня нужна была Донбассу, как воздух отбойному молотку. Тысячи народных та-
         лантов ждали призыва, тысячи народных талантов хотели овладеть искусством так, как они
         овладевали техникой производства. Лазарь Моисеевич Каганович подал замечательную мысль
         о создании шахтёрского ансамбля песни и пляски. ЦК угольщиков Донбасса и группа энтузиа-
         стов – режиссёр, драматург и двое композиторов – начали проводить эту мысль в жизнь.
            Февраль недаром по-украински называется «лютый». В лютый февраль (1938 г. – авт.) отпра-
         вились из Сталино в дальние и близкие районы видавшие виды «газики». Они останавливались
         у дворцов культуры и клубов. Нужно было искать талантливых людей на местах, в шахтах,                                        Вчерашние
         в рабочих посёлках, в самодеятельных кружках. «Газики» храбро пробивались через сугробы и че-                                работники шахт
                                                                                                                                      стали певцами
         рез равнодушие некоторых районных тупиц. «Газики» проходили и сквозь пургу и грязь, и сквозь                                 и танцорами
                    8                                                                                                                                                                                                                9
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15