Page 11 - Талант умноженный на характер
P. 11

ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ                          ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ


 В Шахтёрском ансамбле (позднее Заслуженном ансамбле песни   скептические  улыбки  кое-каких  областных  «монополистов
 и танца «Донбасс») Зиновий Дунаевский имел четыре каденции: 1937-  искусства». Куда бы ни приезжали организаторы будущего
 1939, 1946-1949, 1959-1962 и 1968-1969 гг.    ансамбля, всюду находили они сотни энтузиастов самодея-
 Первые две – в качестве музыкального руководителя и дирижёра,   тельного искусства. И каждый смотр, где бы он ни проходил,
 две вторые – в качестве худрука. В годы Великой Отечественной войны   был праздником народных талантов» [7]. «Через отборочные
 Зиновий  Осипович  был  художественным  руководителем  ансамблей   комиссии прошло около полутора тысяч человек – музыкан-
 песни и пляски 2-го Украинского и Забайкальского фронтов. Награж-  тов, певцов, затейников, поэтов. Среди них оказалось немало
 дён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной во-
 йны II степени, медалью «За оборону Москвы» [47; 48].   талантов. Один из шахтёров, например, мастерски сыграл
 В  1949-1955  гг.  Зиновий  Осипович  работал  в  Сталинской  филар-  на  баяне  этюд  Паганини.  Другой  выразительно  спел  арию
 монии,  где  вначале  был  артистом-инструменталистом  высшей  кате-  Ленского. <…> В отборочную комиссию пришла Анна Мымри-
 гории, а позже (в 1951 г.) стал художественным руководителем Укра-  кова. Отец её погиб от руки белогвардейца, мать работает
 инского ансамбля песни и танца, действовавшего на базе учреждения.   в шахте «Петровка». Мымрикова одарённая певица; она му-
 Кроме того, в 1950 г. при Областном доме народного творчества в Ста-  зыкально исполнила партию Любавы из «Садко»,– дополнял
 лино (ныне Республиканский дом народного творчества и кино) при   воспоминания И. Вершинина музыковед А. Лившиц. [11]. И уже

 Зиновий Дунаевский  поддержке  З.О.  Дунаевского  было  создано  творческое  объединение   в марте 1938 года в интервью газете «Социалистический Дон-
 композиторов-аматоров Донетчины [39].  Был членом Донецкого от-  басс»  музыкальный  руководитель  созданного  коллектива
 деления Союза советских композиторов Украины. Во второй половине   Зиновий Дунаевский рассказывал об итогах конкурсного отбо-
 1950-х годов руководил ансамблем песни и танца каспийских моряков «Моряна» в Астрахани.  ра и начале работе ансамбля. Приведём текст материала почти
 Композитор ушёл из жизни 7 августа 1981 года. Похоронен в Москве на Калитниковском кладбище.    полностью:
 К сожалению, большинству соотечественников мало что известно о личности Зиновия Дунаевского,   Владимир Бальшин  «Закончен  организационный  период  создания  ансамбля
 несправедливо оставшегося в тени своего более знаменитого брата. В энциклопедиях ему посвящено   шахтёрской песни и пляски при Центральном доме культу-
 два-три абзаца текста, а между тем заслуги композитора как перед советским искусством в целом, так
 и перед шахтёрским краем в частности огромны. Творческое наследие Зиновия Осиповича включает
 в себя широкий ряд музыкальных произведений, посвящённых Донецкому краю: «Песня о Донбассе»
 (1938), «Песня о донецких гудках» (1938), «Шахтёрский марш» (1938), «Песня о шахтёрской столице»
 (1947), «Шахтёрский вальс» (1948), «Шахтёрская кантата» (1949), «Баллада о шахтёрах» (1954), «Марш
 шахтёров Донбасса» (1954) сюита «Цвети, Донбасс!» (1962) и др.  И, кстати, в Донецке есть улица Дуна-
 евского – в самом «шахтёрском» районе города – Петровском, где сконцентрировано несколько уголь-
 ных предприятий.

 Вместе с Зиновием Дунаевским из Москвы в Сталино прибыл представительный «творческий
 десант» соратников – композитор С. Германов, режиссёр В. Бальшин, автор текстов И. Вершинин.
 Именно они в начале 1938 года занялись комплектованием творческого состава ансамбля. Сохра-
 нился подробный рассказ от непосредственного участника событий Вершинина о том, как это про-
 исходило.
 «Хорошая песня нужна была Донбассу, как воздух отбойному молотку. Тысячи народных та-
 лантов ждали призыва, тысячи народных талантов хотели овладеть искусством так, как они
 овладевали техникой производства. Лазарь Моисеевич Каганович подал замечательную мысль
 о создании шахтёрского ансамбля песни и пляски. ЦК угольщиков Донбасса и группа энтузиа-
 стов – режиссёр, драматург и двое композиторов – начали проводить эту мысль в жизнь.
 Февраль недаром по-украински называется «лютый». В лютый февраль (1938 г. – авт.) отпра-
 вились из Сталино в дальние и близкие районы видавшие виды «газики». Они останавливались
 у дворцов культуры и клубов. Нужно было искать талантливых людей на местах, в шахтах,   Вчерашние
 в рабочих посёлках, в самодеятельных кружках. «Газики» храбро пробивались через сугробы и че-  работники шахт
         стали певцами
 рез равнодушие некоторых районных тупиц. «Газики» проходили и сквозь пургу и грязь, и сквозь   и танцорами
 8                                                                                                      9
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16