Page 13 - Талант умноженный на характер
P. 13

ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ                          ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ


 ры угольщиков. В Петровский дом отдыха, где оборудовано общежитие исполнителей, со всех   в кабак или обратно! А сейчас что мы имеем? Мы имеем, товарищи, счастливую жизнь. На жёнку
 районов Донбасса съехались певцы, танцоры, музыканты. 20 марта началась учёба участни-  свою посмотри – туфли за 240 рублей видишь? Платье из файдешина видишь?.. Или опять же –
 ков ансамбля.  по  животу  себя  погладь.  Батька  твой  так  кушал?..  А  поликлиники  забыл?  А  дворцы  для  тебя?
 Блестящими  исполнительскими  данными  отличается  горловский  счетовод  Кищенко.   И я тебя спрашиваю – петь про такие вещи на весь свет надо?..» [7].
 Он долгое время собирал донецкий музыкальный фольклор, знакомился с народными песня-  Таким образом, создание ансамбля было продиктовано двумя целями: выражаясь современным
 ми у бандуристов. Мы хотим подготовить его как жанрового певца, исполнителя народных   языком, стимулирование «корпоративного» духа среди шахтёров – и одновременно воспевание
 украинских песен. Кищенко – обладатель лирического тенора. Поёт он чрезвычайно искренно   «новой счастливой жизни». Задача по «воспеванию» определила творческий состав ансамбля:
 и задушевно. Наша задача – привить этому талантливому исполнителю-самородку музы-  основной упор был сделан на хор (70 человек!), музыкальное сопровождение которому обеспечи-
 кальную культуру, правильно поставить его голос, расширить его музыкальную эрудицию.  вал домрово-балалаечный оркестр (30 человек). Также в составе коллектива был джаз-ансамбль
 Я мог бы назвать горловского шахтёра Погорелова, обладающего прекрасным драматиче-  из 17 человек, танцевальная группа, группа чтецов и отдельные солисты. Таким образом, общее
 ским баритоном большого диапазона и исключительного тембра, телефонистку из Петровки   число одних только артистов на начальном этапе работы коллектива составляло не менее 150 че-
 Мымрикову с замечательным меццо-сопрано и десятки других.  ловек. Данный факт говорит о двух вещах: во-первых, талантами Донбасс был действительно богат
 Учёба начинается с постановки голосов, с теории музыки, сольфеджио. Предстоит очень   во все времена, и, во-вторых, советское государство могло себе позволить содержать столь много-
 большая  работа,  так  как  многие  из  принятых  в  ансамбль  пели  по  слуху  и  не  знают  нот.   численные творческие коллективы, что говорит об их значимой роли в культурной политике того
 Их придётся знакомить с элементарной нотной грамотой. В инструментальной группе бу-  времени.
 дут проходить и гармонию. Мы углубим программу для товарищей, обладающих компози-  Как говорилось выше, базой ансамбля стал Дворец культуры угольщиков, также здесь распо-
 торскими способностями.  лагались, в частности, театр кукол, русский драматический стационарный передвижной театр
 Учебная работа будет увязываться с производственной, т.е. с подготовкой репертуара   и концертное бюро, образуя что-то вроде единого культурного комплекса (как писали отдельные
 ансамбля. Репертуар строится из произведений советских композиторов и народных песен.   газеты, «комбината»). С участниками Шахтёрского ансамбля плотно работали опытные наставни-
 Писатели и композиторы работают над специальным репертуаром, посвящённым Донбассу.  ки – ранее упомянутые худрук комбината культуры Владимир Бальшин, композиторы Зиновий
 В Донбассе мы нашли много интересного фольклорного материала, который ждёт музыки.   Дунаевский и Сергей Германов, квалифицированные хормейстеры, балетмейстеры и музыканты.
 Для нас, композиторов, работа в Донбассе представляет большой творческий интерес» [4].    Начинающим артистам преподавались теория музыки, сольфеджио, хореография; параллельно
 Этот интерес был целиком взаимным. Вот фрагмент монолога одного из участников того, са-  с теоретической подготовкой шло разучивание репертуара для первой концертной программы.
 мого первого состава ансамбля: «Ты помнишь, какая весёлая жизнь была раньше. Из ямы –           Специально для ансамбля композиторами З. Дунаевским и С. Германовым, среди прочего, была
         написана «Песня о наркоме Кагановиче», а также «Песня о Донбассе» и «Песня о донецких гуд-
         ках». В первую программу созданного ансамбля вошла песня «Молодёжная» на музыку Исаака
         Дунаевского. Интересно, что спустя почти 85 лет коллектив ансамбля возродит её в своём реперту-
         аре и под овации зрителей исполнит на праздновании векового юбилея старейшего профильного
         донбасского вуза – Донецкого национального технического университета, ранее известного как
         Донецкий политехнический институт, – а потом по многочисленным просьбам будет петь её снова
         и снова…
            Однако  вернёмся  к  начальному  этапу  истории  коллектива.  Сценический  дебют  Шахтёрского
         ансамбля песни и пляски состоялся в городе Сталино 15 июня 1938 года, спустя три месяца по-
         сле начала процесса обучения артистов, – и таким образом коллектив, как писала пресса, «вышел
         из периода ученичества на путь подлинного творчества»  [6]. Неделей ранее программу «сда-
         ли»   Л.М. Кагановичу, приехавшему в Сталино на совещание работников угольных шахт Донбасса.
         «Нарком дал работе ансамбля высокую оценку. Ряд указаний наркома лёг в основу дальнейшей
         работы» [7].
            Общественность также приняла новый ансамбль в целом благосклонно, хотя было и немало на-
         реканий на «слабые звенья». В частности, это касалось работы джаз-оркестра; хореографической
         группе критики также рекомендовали «повышать мастерство». Не слишком лестный отзыв полу-
 Джаз-оркестр   чил и конферанс, призванный «скреплять» концертную программу. В то же время высокую оценку
 первого состава   заслужил этюд ансамбля «Нарядная» («В нарядной») в постановке заслуженного артиста БССР
 Шахтёрского
 ансамбля, 1938 г.  К. Голейзовского, который назвали «блестящей творческой находкой». «Ансамбль нашёл подлин-
 10                                                                                                     11
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18