Page 12 - Талант умноженный на характер
P. 12
ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ
ры угольщиков. В Петровский дом отдыха, где оборудовано общежитие исполнителей, со всех в кабак или обратно! А сейчас что мы имеем? Мы имеем, товарищи, счастливую жизнь. На жёнку
районов Донбасса съехались певцы, танцоры, музыканты. 20 марта началась учёба участни- свою посмотри – туфли за 240 рублей видишь? Платье из файдешина видишь?.. Или опять же –
ков ансамбля. по животу себя погладь. Батька твой так кушал?.. А поликлиники забыл? А дворцы для тебя?
Блестящими исполнительскими данными отличается горловский счетовод Кищенко. И я тебя спрашиваю – петь про такие вещи на весь свет надо?..» [7].
Он долгое время собирал донецкий музыкальный фольклор, знакомился с народными песня- Таким образом, создание ансамбля было продиктовано двумя целями: выражаясь современным
ми у бандуристов. Мы хотим подготовить его как жанрового певца, исполнителя народных языком, стимулирование «корпоративного» духа среди шахтёров – и одновременно воспевание
украинских песен. Кищенко – обладатель лирического тенора. Поёт он чрезвычайно искренно «новой счастливой жизни». Задача по «воспеванию» определила творческий состав ансамбля:
и задушевно. Наша задача – привить этому талантливому исполнителю-самородку музы- основной упор был сделан на хор (70 человек!), музыкальное сопровождение которому обеспечи-
кальную культуру, правильно поставить его голос, расширить его музыкальную эрудицию. вал домрово-балалаечный оркестр (30 человек). Также в составе коллектива был джаз-ансамбль
Я мог бы назвать горловского шахтёра Погорелова, обладающего прекрасным драматиче- из 17 человек, танцевальная группа, группа чтецов и отдельные солисты. Таким образом, общее
ским баритоном большого диапазона и исключительного тембра, телефонистку из Петровки число одних только артистов на начальном этапе работы коллектива составляло не менее 150 че-
Мымрикову с замечательным меццо-сопрано и десятки других. ловек. Данный факт говорит о двух вещах: во-первых, талантами Донбасс был действительно богат
Учёба начинается с постановки голосов, с теории музыки, сольфеджио. Предстоит очень во все времена, и, во-вторых, советское государство могло себе позволить содержать столь много-
большая работа, так как многие из принятых в ансамбль пели по слуху и не знают нот. численные творческие коллективы, что говорит об их значимой роли в культурной политике того
Их придётся знакомить с элементарной нотной грамотой. В инструментальной группе бу- времени.
дут проходить и гармонию. Мы углубим программу для товарищей, обладающих компози- Как говорилось выше, базой ансамбля стал Дворец культуры угольщиков, также здесь распо-
торскими способностями. лагались, в частности, театр кукол, русский драматический стационарный передвижной театр
Учебная работа будет увязываться с производственной, т.е. с подготовкой репертуара и концертное бюро, образуя что-то вроде единого культурного комплекса (как писали отдельные
ансамбля. Репертуар строится из произведений советских композиторов и народных песен. газеты, «комбината»). С участниками Шахтёрского ансамбля плотно работали опытные наставни-
Писатели и композиторы работают над специальным репертуаром, посвящённым Донбассу. ки – ранее упомянутые худрук комбината культуры Владимир Бальшин, композиторы Зиновий
В Донбассе мы нашли много интересного фольклорного материала, который ждёт музыки. Дунаевский и Сергей Германов, квалифицированные хормейстеры, балетмейстеры и музыканты.
Для нас, композиторов, работа в Донбассе представляет большой творческий интерес» [4]. Начинающим артистам преподавались теория музыки, сольфеджио, хореография; параллельно
Этот интерес был целиком взаимным. Вот фрагмент монолога одного из участников того, са- с теоретической подготовкой шло разучивание репертуара для первой концертной программы.
мого первого состава ансамбля: «Ты помнишь, какая весёлая жизнь была раньше. Из ямы – Специально для ансамбля композиторами З. Дунаевским и С. Германовым, среди прочего, была
написана «Песня о наркоме Кагановиче», а также «Песня о Донбассе» и «Песня о донецких гуд-
ках». В первую программу созданного ансамбля вошла песня «Молодёжная» на музыку Исаака
Дунаевского. Интересно, что спустя почти 85 лет коллектив ансамбля возродит её в своём реперту-
аре и под овации зрителей исполнит на праздновании векового юбилея старейшего профильного
донбасского вуза – Донецкого национального технического университета, ранее известного как
Донецкий политехнический институт, – а потом по многочисленным просьбам будет петь её снова
и снова…
Однако вернёмся к начальному этапу истории коллектива. Сценический дебют Шахтёрского
ансамбля песни и пляски состоялся в городе Сталино 15 июня 1938 года, спустя три месяца по-
сле начала процесса обучения артистов, – и таким образом коллектив, как писала пресса, «вышел
из периода ученичества на путь подлинного творчества» [6]. Неделей ранее программу «сда-
ли» Л.М. Кагановичу, приехавшему в Сталино на совещание работников угольных шахт Донбасса.
«Нарком дал работе ансамбля высокую оценку. Ряд указаний наркома лёг в основу дальнейшей
работы» [7].
Общественность также приняла новый ансамбль в целом благосклонно, хотя было и немало на-
реканий на «слабые звенья». В частности, это касалось работы джаз-оркестра; хореографической
группе критики также рекомендовали «повышать мастерство». Не слишком лестный отзыв полу-
Джаз-оркестр чил и конферанс, призванный «скреплять» концертную программу. В то же время высокую оценку
первого состава заслужил этюд ансамбля «Нарядная» («В нарядной») в постановке заслуженного артиста БССР
Шахтёрского
ансамбля, 1938 г. К. Голейзовского, который назвали «блестящей творческой находкой». «Ансамбль нашёл подлин-
10 11