Page 12 - Талант умноженный на характер
P. 12

ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ                                                                                                                                ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ


         ры угольщиков. В Петровский дом отдыха, где оборудовано общежитие исполнителей, со всех                                      в кабак или обратно! А сейчас что мы имеем? Мы имеем, товарищи, счастливую жизнь. На жёнку
         районов Донбасса съехались певцы, танцоры, музыканты. 20 марта началась учёба участни-                                       свою посмотри – туфли за 240 рублей видишь? Платье из файдешина видишь?.. Или опять же –
         ков ансамбля.                                                                                                                по  животу  себя  погладь.  Батька  твой  так  кушал?..  А  поликлиники  забыл?  А  дворцы  для  тебя?
            Блестящими  исполнительскими  данными  отличается  горловский  счетовод  Кищенко.                                         И я тебя спрашиваю – петь про такие вещи на весь свет надо?..» [7].
         Он долгое время собирал донецкий музыкальный фольклор, знакомился с народными песня-                                            Таким образом, создание ансамбля было продиктовано двумя целями: выражаясь современным
         ми у бандуристов. Мы хотим подготовить его как жанрового певца, исполнителя народных                                         языком, стимулирование «корпоративного» духа среди шахтёров – и одновременно воспевание
         украинских песен. Кищенко – обладатель лирического тенора. Поёт он чрезвычайно искренно                                      «новой счастливой жизни». Задача по «воспеванию» определила творческий состав ансамбля:
         и задушевно. Наша задача – привить этому талантливому исполнителю-самородку музы-                                            основной упор был сделан на хор (70 человек!), музыкальное сопровождение которому обеспечи-
         кальную культуру, правильно поставить его голос, расширить его музыкальную эрудицию.                                         вал домрово-балалаечный оркестр (30 человек). Также в составе коллектива был джаз-ансамбль
            Я мог бы назвать горловского шахтёра Погорелова, обладающего прекрасным драматиче-                                        из 17 человек, танцевальная группа, группа чтецов и отдельные солисты. Таким образом, общее
         ским баритоном большого диапазона и исключительного тембра, телефонистку из Петровки                                         число одних только артистов на начальном этапе работы коллектива составляло не менее 150 че-
         Мымрикову с замечательным меццо-сопрано и десятки других.                                                                    ловек. Данный факт говорит о двух вещах: во-первых, талантами Донбасс был действительно богат
            Учёба начинается с постановки голосов, с теории музыки, сольфеджио. Предстоит очень                                       во все времена, и, во-вторых, советское государство могло себе позволить содержать столь много-
         большая  работа,  так  как  многие  из  принятых  в  ансамбль  пели  по  слуху  и  не  знают  нот.                           численные творческие коллективы, что говорит об их значимой роли в культурной политике того
         Их придётся знакомить с элементарной нотной грамотой. В инструментальной группе бу-                                          времени.
         дут проходить и гармонию. Мы углубим программу для товарищей, обладающих компози-                                               Как говорилось выше, базой ансамбля стал Дворец культуры угольщиков, также здесь распо-
         торскими способностями.                                                                                                      лагались, в частности, театр кукол, русский драматический стационарный передвижной театр
            Учебная работа будет увязываться с производственной, т.е. с подготовкой репертуара                                        и концертное бюро, образуя что-то вроде единого культурного комплекса (как писали отдельные
         ансамбля. Репертуар строится из произведений советских композиторов и народных песен.                                        газеты, «комбината»). С участниками Шахтёрского ансамбля плотно работали опытные наставни-
         Писатели и композиторы работают над специальным репертуаром, посвящённым Донбассу.                                           ки – ранее упомянутые худрук комбината культуры Владимир Бальшин, композиторы Зиновий
            В Донбассе мы нашли много интересного фольклорного материала, который ждёт музыки.                                        Дунаевский и Сергей Германов, квалифицированные хормейстеры, балетмейстеры и музыканты.
         Для нас, композиторов, работа в Донбассе представляет большой творческий интерес» [4].                                       Начинающим артистам преподавались теория музыки, сольфеджио, хореография; параллельно
            Этот интерес был целиком взаимным. Вот фрагмент монолога одного из участников того, са-                                   с теоретической подготовкой шло разучивание репертуара для первой концертной программы.
         мого первого состава ансамбля: «Ты помнишь, какая весёлая жизнь была раньше. Из ямы –                                        Специально для ансамбля композиторами З. Дунаевским и С. Германовым, среди прочего, была
                                                                                                                                      написана «Песня о наркоме Кагановиче», а также «Песня о Донбассе» и «Песня о донецких гуд-
                                                                                                                                      ках». В первую программу созданного ансамбля вошла песня «Молодёжная» на музыку Исаака
                                                                                                                                      Дунаевского. Интересно, что спустя почти 85 лет коллектив ансамбля возродит её в своём реперту-
                                                                                                                                      аре и под овации зрителей исполнит на праздновании векового юбилея старейшего профильного
                                                                                                                                      донбасского вуза – Донецкого национального технического университета, ранее известного как
                                                                                                                                      Донецкий политехнический институт, – а потом по многочисленным просьбам будет петь её снова
                                                                                                                                      и снова…
                                                                                                                                         Однако  вернёмся  к  начальному  этапу  истории  коллектива.  Сценический  дебют  Шахтёрского
                                                                                                                                      ансамбля песни и пляски состоялся в городе Сталино 15 июня 1938 года, спустя три месяца по-
                                                                                                                                      сле начала процесса обучения артистов, – и таким образом коллектив, как писала пресса, «вышел
                                                                                                                                      из периода ученичества на путь подлинного творчества»  [6]. Неделей ранее программу «сда-
                                                                                                                                      ли»   Л.М. Кагановичу, приехавшему в Сталино на совещание работников угольных шахт Донбасса.
                                                                                                                                      «Нарком дал работе ансамбля высокую оценку. Ряд указаний наркома лёг в основу дальнейшей
                                                                                                                                      работы» [7].
                                                                                                                                         Общественность также приняла новый ансамбль в целом благосклонно, хотя было и немало на-
                                                                                                                                      реканий на «слабые звенья». В частности, это касалось работы джаз-оркестра; хореографической
                                                                                                                                      группе критики также рекомендовали «повышать мастерство». Не слишком лестный отзыв полу-
                                                                                                        Джаз-оркестр                  чил и конферанс, призванный «скреплять» концертную программу. В то же время высокую оценку
                                                                                                        первого состава               заслужил этюд ансамбля «Нарядная» («В нарядной») в постановке заслуженного артиста БССР
                                                                                                        Шахтёрского
                                                                                                        ансамбля, 1938 г.             К. Голейзовского, который назвали «блестящей творческой находкой». «Ансамбль нашёл подлин-
                   10                                                                                                                                                                                                                11
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17