Page 17 - Талант умноженный на характер
P. 17
ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ
стического Донбасса», повысили качество конферанса. К работе над творческим материалом были «9 марта [1939 г.] по приглашению народного комиссара топливной промышленности
привлечены многие талантливые авторы и специалисты: московский композитор В. Макаров тов. Л.М. Кагановича ансамбль шахтёрской песни и пляски выезжает на гастроли в Москву.
всё лето провёл в Донбассе, собирая местный фольклор; консультантом по творчеству народов - Мы с радостью узнали об огромной чести, которой удостоился наш молодой коллектив, – сказал
СССР был приглашён один из крупнейших знатоков данной области профессор Московской кон- в беседе с нашим сотрудником художественный руководитель ансамбля тов. В.И. Бальшин. – Тем бо-
серватории В. Беляев; над текстами и музыкой трудились поэты А. Сурков, В. Гусев, Ю. Черкасский, лее радостно было узнать о том, что нас приглашает наш любимый нарком, по инициативе которого
А. Фарбер, композиторы З. Дунаевский, С. Германов, Д. Кабалевский, В. Мурадели, С. Тартаков- был создан наш ансамбль. <…> У нас единственное желание – показать красной столице, что
ский, Е. Жарковский, М. Бак, С. Кац. Отдельное внимание было уделено повышению професси- на родине стахановского движения – в социалистическом Донбассе – умеют по-стахановски работать
и культурно, весело отдыхать».
онального уровня джаз-ансамбля, для работы над репертуаром которого были привлечены ком- /«На гастроли в Москву», «Социалистический Донбасс» № 54 от 8.03.1939 г./
позиторы А. Цфасман, Ю. Милютин, К. Листов и другие. Также был расширен хореографический
репертуар – в него добавили белорусский, украинский, грузинский и русский народные танцы
в постановке балетмейстеров А. Мессерера, Б. Кирхгейма и других. «Все эти на первый взгляд раз- В 1939 году Шахтёрский ансамбль побывал на гастролях
розненные вещи будут пронизаны основной линией, основными темами спектакля: народ, партия, в Баку, Грозном и Тбилиси. Поездку к бакинским нефтяни-
Сталин; беззаветная любовь к Родине и готовность в любой момент защищать её; цветущий социа- кам руководство ансамбля назвало «естественным выраже-
листический Донбасс – всесоюзная кочегарка; братство народов СССР», – подчёркивало руковод- нием крепнущей в соревновании производственной дружбы
ство ансамбля на страницах газет [12]. нефтяников Азербайджана с угольщиками Донбасса».
Осенью того же 1939 года на пике творческого триум-
фа Зиновию Дунаевскому пришлось оставить своё детище.
Процитируем электронную прессу: «С задачей по созданию
шахтёрского ансамбля Зиновий Осипович блестяще спра-
вился. Настолько блестяще, что в 1939 году он был при-
глашён Л. Берией в качестве художественного руководи-
теля создаваемого ансамбля пески и пляски Центрального
клуба НКВД СССР им. Дзержинского, который должен был
затмить собой Ансамбль Красной Армии» [50]. Понятно,
что отказаться от подобного предложения было невозмож-
но, и, приняв его, Дунаевский вновь подтвердил свой музы-
кальный и организаторский талант. Интересный факт на эту
тему приводит отдел краеведения Волгоградской областной
универсальной научной библиотеки им. М. Горького: в авгу-
сте 1943 года для многочисленной армии строителей на пло-
щади Павших борцов Сталинграда состоялся концерт ансам-
Пресса – о первых столичных гастролях
Шахтёрского ансамбля бля песни и пляски НКВД СССР
в составе 200 участников под
руководством Дунаевского. Кол-
«Наша песня
рвётся к бою, лектив выступал на подмостках
наша песня – разрушенного сталинградского
динамит...»
универмага, где сдался в плен
фельдмаршал Паулюс. «Кон-
Со сдачей второй программы Шахтёрский ансамбль начинает активно гастролировать – церт был грандиозным, и пло-
как по родной области, так и по всему СССР, включая Москву. Весной 1939 года ансамбль высту- щадь была заполнена до отка-
пил перед делегатами XVIII съезда ВКП(б) в Большом театре в присутствии Иосифа Сталина. Кро- за», – говорится в материале [37].
ме того, в столице коллектив дал масштабный сольный концерт на собрании актива инженеров Что же касается Шахтёрского
и техников Наркомата топливной промышленности, а также выступил в ряде клубов на предпри- ансамбля, то до начала Великой
ятиях столицы. Отечественной войны он успел
14 15