Page 17 - Талант умноженный на характер
P. 17

ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ                          ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ


 стического Донбасса», повысили качество конферанса. К работе над творческим материалом были   «9  марта  [1939  г.]  по  приглашению  народного  комиссара  топливной  промышленности
 привлечены  многие  талантливые  авторы  и  специалисты:  московский  композитор  В.  Макаров   тов. Л.М. Кагановича ансамбль шахтёрской песни и пляски выезжает на гастроли в Москву.
 всё лето провёл в Донбассе, собирая местный фольклор; консультантом по творчеству народов   - Мы с радостью узнали об огромной чести, которой удостоился наш молодой коллектив, – сказал
 СССР был приглашён один из крупнейших знатоков данной области профессор Московской кон-  в беседе с нашим сотрудником художественный руководитель ансамбля тов. В.И. Бальшин. – Тем бо-
 серватории В. Беляев; над текстами и музыкой трудились поэты А. Сурков, В. Гусев, Ю. Черкасский,   лее радостно было узнать о том, что нас приглашает наш любимый нарком, по инициативе которого
 А. Фарбер, композиторы З. Дунаевский, С. Германов, Д. Кабалевский, В. Мурадели, С. Тартаков-  был создан наш ансамбль. <…> У нас единственное желание – показать красной столице, что
 ский, Е. Жарковский, М. Бак, С. Кац. Отдельное внимание было уделено повышению професси-  на родине стахановского движения – в социалистическом Донбассе – умеют по-стахановски работать
                        и культурно, весело отдыхать».
 онального уровня джаз-ансамбля, для работы над репертуаром которого были привлечены ком-     /«На гастроли в Москву», «Социалистический Донбасс» № 54 от 8.03.1939 г./
 позиторы А. Цфасман, Ю. Милютин, К. Листов и другие. Также был расширен хореографический
 репертуар – в него добавили белорусский, украинский, грузинский и русский народные танцы
 в постановке балетмейстеров А. Мессерера, Б. Кирхгейма и других. «Все эти на первый взгляд раз-  В 1939 году Шахтёрский ансамбль побывал на гастролях
 розненные вещи будут пронизаны основной линией, основными темами спектакля: народ, партия,   в Баку, Грозном и Тбилиси. Поездку к бакинским нефтяни-
 Сталин; беззаветная любовь к Родине и готовность в любой момент защищать её; цветущий социа-  кам руководство ансамбля назвало «естественным выраже-
 листический Донбасс – всесоюзная кочегарка; братство народов СССР», – подчёркивало руковод-  нием крепнущей в соревновании производственной дружбы
 ство ансамбля на страницах газет [12].           нефтяников Азербайджана с угольщиками Донбасса».
                                                     Осенью  того  же  1939  года  на  пике  творческого  триум-
                                                  фа  Зиновию  Дунаевскому  пришлось  оставить  своё  детище.
                                                  Процитируем электронную прессу: «С задачей по созданию
                                                  шахтёрского ансамбля Зиновий Осипович блестяще спра-
                                                  вился. Настолько блестяще, что в 1939 году он был при-
                                                  глашён  Л.  Берией  в  качестве  художественного  руководи-
                                                  теля создаваемого ансамбля пески и пляски Центрального
                                                  клуба НКВД СССР им. Дзержинского, который должен был
                                                  затмить  собой  Ансамбль  Красной  Армии»  [50].  Понятно,
                                                  что отказаться от подобного предложения было невозмож-
                                                  но, и, приняв его, Дунаевский вновь подтвердил свой музы-
                                                  кальный и организаторский талант. Интересный факт на эту
                                                  тему приводит отдел краеведения Волгоградской областной
                                                  универсальной научной библиотеки им. М. Горького: в авгу-
                                                  сте 1943 года для многочисленной армии строителей на пло-
                                                  щади Павших борцов Сталинграда состоялся концерт ансам-
          Пресса – о первых столичных гастролях
          Шахтёрского ансамбля                                                   бля  песни  и  пляски  НКВД  СССР
                                                                                 в  составе  200  участников  под
                                                                                 руководством Дунаевского. Кол-
 «Наша песня
 рвётся к бою,                                                                   лектив  выступал  на  подмостках
 наша песня –                                                                    разрушенного  сталинградского
 динамит...»
                                                                                 универмага,  где  сдался  в  плен
                                                                                 фельдмаршал  Паулюс.  «Кон-
 Со  сдачей  второй  программы  Шахтёрский  ансамбль  начинает  активно  гастролировать  –   церт  был  грандиозным,  и  пло-
 как по родной области, так и по всему СССР, включая Москву. Весной 1939 года ансамбль высту-  щадь  была  заполнена  до  отка-
 пил перед делегатами XVIII съезда ВКП(б) в Большом театре в присутствии Иосифа Сталина. Кро-  за», – говорится в материале [37].
 ме того, в столице коллектив дал масштабный сольный концерт на собрании актива инженеров   Что  же  касается  Шахтёрского
 и техников Наркомата топливной промышленности, а также выступил в ряде клубов на предпри-  ансамбля, то до начала Великой
 ятиях столицы.                                                                  Отечественной  войны  он  успел

 14                                                                                                     15
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22