Page 20 - Талант умноженный на характер
P. 20

ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ


         ется к тому, кто своей  неустанной заботой и вниманием сделал труд шахтёра почётным,
         а жизнь – свободной и радостной. Кантата как бы выражает основную тему нашего спектакля:                                            ГЛАВА 2.                      ИСКУССТВО КАК ОРУЖИЕ,
            «Где ещё найдёшь любовь на свете,                                                                                                                              ИЛИ ТЫСЯЧА КОНЦЕРТОВ
            Крепче нашей к Сталину любви!» [13].
            В свою очередь, критики в очередной раз сочли программу неидеальной (на то они и критики!),                                                                    ДЛЯ ПОБЕДЫ
         дипломатично отметив, что «способный и растущий творческий коллектив не говорит в ней в пол-
         ную силу своего голоса». Снова массу нареканий вызвали интермедии, которые назвали «самым
         уязвимым местом в спектакле-концерте»: «В статье, посвящённой премьере, художественный
         руководитель ансамбля В. Бальшин писал, что «спектакль цементируется рядом интерме-
         дий». К сожалению, интермедии оказались не цементом, а рыхлой глиной, которая рассыпа-                                          …Уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, Пле-
         лась на глазах у зрителей». Впрочем, можно предположить, что интермедии как раз были весьма                                  нум ЦК профсоюза работников искусств обнародовал «Обращение ко всем творческим работни-
         реалистичны, чем и вызвали неудовольствие цензуры: «Знатный шахтёр Пронин получает ту-                                       кам». В нём было сказано: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-морского
         ристическую путёвку для поездки в Москву, но постановщики спектакля заставляют его мы-                                       флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство,
         тарствовать в столице, гоняют по 12 гостиницам и т.д. Исполнение основных ролей в интер-                                     как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом».
         медиях стоит на довольно невысоком уровне. Не спасает интермедий и оформление, сделанное                                         После выхода данного обращения началась активная работа по формированию концертных
         с большим вкусом и очень оригинально».                                                                                       бригад, которые вскоре стали неотъемлемой частью фронтового быта. Артисты давали выступле-
            Совсем другую реакцию закономерно вызвала вышеупомянутая «Кантата о Сталине»: «Хор                                        ния в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и сёлах, где временно базиро-
         и оркестр ансамбля неплохо справились с исполнением кантаты, которую можно смело отне-                                       вались войсковые части, в госпиталях, эвакуационных пунктах и на вокзалах, откуда бойцы от-
         сти к числу выдающихся музыкальных произведений». В конечном итоге новую программу обще-                                     правлялись на фронт. Зачастую концерты проходили в сложнейшей обстановке: в зимнюю стужу
         ственность одобрила, адресовав коллективу немало хороших слов: «Бывшие забойщики, крепиль-                                   приходилось играть, не снимая перчаток, выступления артистов прерывались бомбёжками и арт-
         щики, слесари стали певцами, музыкантами, танцорами, чтецами, радуют сердце каждого,                                         обстрелами.
         кто следит за их творческим ростом. В исполнении плясок (балетмейстер Г. Лоссе) особенно
         наглядно виден рост талантливой шахтёрской молодёжи, пришедшей в ансамбль из самодея-
         тельных кружков. С успехом выступает в третьей программе и джаз-ансамбль, руководимый
         Б. Клейманом. Нужно отметить большое мастерство, высокую исполнительскую культуру
         участников джаза». И в качестве своеобразного творческо-идеологического напутствия говори-
         лось следующее: «В силах ансамбля сделать спектакль-концерт более ярким, художественно-
         полноценным и, в лучшем смысле этого слова, злободневным. Нельзя отделаться двумя фра-
         зами по поводу постановления партии и правительства о Донбассе. Следует всем арсеналом
         художественных средств включаться в борьбу за подъём угольного Донбасса (вновь вспомним
         историческую речь Кагановича – авт.). Надо, чтобы ансамбль был своеобразным шахтёрским запе-
         валой, чтобы создаваемые им новые песни о горняцком труде подхватывались тысячами
         и летели из края в край всесоюзной кочегарки. Следует идти по пути регулярного обновления
         программы (а не делать это раз в год) с тем, чтобы лучше чувствовался в ансамбле пульс жиз-
         ни, чтобы было постоянное творческое горение и чувствовался непрерывный творческий рост
         молодёжи». [14].
            Учесть  эти  пожелания  при  подготовке  следующей  концертной  программы  не  представилось
         возможным: наступил 1941 год, принесший новые немыслимые реалии и поставивший перед ан-
         самблем принципиально иные задачи…








                                                                                                                                                        Вот так, под открытым небом, проходили выступления фронтовых концертных бригад
                   18                                                                                                                                                                                                         19
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25