Page 92 - Талант умноженный на характер
P. 92
ГЛАВА 6. «УКРАИНСКИЙ» ПЕРИОД «ДОНБАССА» ГЛАВА 6. «УКРАИНСКИЙ» ПЕРИОД «ДОНБАССА»
лучили ещё четыре диплома фестиваля: за общее испол- бусь, они же нашего языка не знают. Для зрителей сделали имитацию синхронного перевода –
нительское мастерство всего коллектива, за мастерство ведущей концерта (диктору телевидения Пхеньяна) дали такой же текст, как озвучивала
оркестра под руководством А.Д. Чеберко, исполнившего я, только на корейском. И она вслед за мной переводила залу мои слова.
национальные мелодии, а также за мастерское исполнение Ведущей было намного сложнее, чем мне. Помню, как мы, обе в национальных костюмах, дер-
«Гопака» и «Калинки», – писала пресса [31]. жась за руки, выходим на авансцену, я говорю поздравление на своём языке и чувствую, как у неё
Озвучить текст приветствия в адрес северокорейского во- дрожит рука. Её-то ошибки, в отличие от моих, сразу же будут заметны! И её просто трясло.
ждя с торжественной сцены было доверено уже представлен- Я ещё подумала – ну как так, она же профессионал, и так волнуется! Но потом мне объясни-
ной читателям этой книги Ирине Саул – в те годы артистке ли – если бы она хоть где-нибудь ошиблась, она бы сильно пострадала. Уволили бы однозначно,
балета ансамбля «Донбасс», а ныне его балетмейстеру. ещё бы и наказали.
«Речь мне дали уже готовую, часа за два до концерта, – Во время нашего поздравления Ким Ир Сен находился в зале, но со сцены смотришь – темно,
с нами ездили представители «особого отдела», они и дали, никого не видишь. А зал огромный, и они все одеты одинаково, по-парадному – такая огром-
– вспоминает Ирина Валентиновна. – Вообще, в нашем окру- ная чёрно-белая масса. И аплодируют они следующим образом: закончился номер – и повисла
жении было очень много загадочных людей. И от принима- тишина, а потом вдруг одновременно стройно коротко похлопали – и так же одновременно
ющей стороны возле нас постоянно мелькали люди – под прекратили. И так – каждый номер. Странно, совсем не так, как у нас, когда в зале могут
видом технического персонала на площадке, за сценой. Как и «браво» кричать, и хлопать вразнобой, то есть свободно выражать свои эмоции. Там – нет.
нам объяснили, они владели русским и слушали всё, о чём мы Всё зажато. Жизнь у них такая… в рамках.
говорим. И нас предупредили – за кулисами языками не бол- ...Закончилось мероприятие, нас пригласили в холл, и тогда появился Ким Ир Сен с Людми-
тать. лой Зыкиной, они шли вместе. Они ведь давно дружили, у них были очень тёплые отношения,
Текст свой я на ходу выучила – конечно, волновалась, и, собственно, приглашение на этот фестиваль мы получили с её подачи через Землячество
Бейдж Ирины Саул с пхеньянского фестиваля
но меня успокоили, что публика не заметит, если я оши- донбассовцев в Москве. Нас расставили для общего фото – были Зыкина, хор Пятницкого и мы
в костюмах из «Калинки». Вот тогда я хорошо его рассмотрела... Через несколько месяцев Ким
Ир Сена не стало».
…А вскоре ансамбль «Донбасс» получил новое приглашение – сразу на два международных
фольклорных фестиваля в Испании в сентябре того же года. Гастроли продлились почти месяц,
фестивальные концерты, собравшие участников из стран Европы, Азии, Латинской Америки
и Африки, проходили в нескольких крупных городах страны. Отдельным подарком «донбассов-
цев» испанцам стал специально подготовленный танец «Фламенко», исполненный солистами
балета Ириной Саул и Сергеем Стариченко и с большой благодарностью принятый публикой.
В рамках гастролей «Донбасс» дал 15 концертов и был занесён международной организацией
фольклора «Адифолк» в картотеку сильнейших коллективов по итогам фестивалей в Испании
на протяжении многих лет. Была у коллектива и возможность познакомиться со страной, насла-
диться её красотой, побывав на многочисленных экскурсиях, и, конечно, влюбиться в жителей
Испании, покоривших дончан своим радушием, дружелюбием и умением по-настоящему ценить
искусство – не только своё, но и других народов. Впоследствии «Донбасс» ещё не раз выступал в го-
степриимной Испании, неизменно являясь желанным гостем в этой стране. Но опять-таки «ложка
дёгтя» в дебютной поездке всё же случилась – и снова подвела украинская сторона.
«24 сентября группа в составе 40 человек должна была вылететь из Барселоны на родину. Однако по
вине авиакомпании «Кий-Авиа» (г. Киев) смогли вылететь только 13 человек. Оставшиеся 27 человек
оказались в аэропорту без средств, жилья, питания. Не были использованы и железнодорожные билеты
до станции Донецк, заказанные в г. Киеве. И только 28 сентября артисты смогли вылететь из аэропорта
г. Жироны в г. Киев. Таким образом, по вине авиакомпании «Кий-Авиа» артисты ансамбля «Донбасс»
понесли большой материальный и моральный ущерб. В течение длительного времени мной предпри-
Памятное общее фото в Пхеньяне, 1994 г. В центре – Ким Ир Сен и Людмила Зыкина нимались решительные действия, направленные на компенсацию материального и морального ущерба
90 91