Page 87 - Талант умноженный на характер
P. 87

ГЛАВА 6. «УКРАИНСКИЙ» ПЕРИОД «ДОНБАССА»                       ГЛАВА 6. «УКРАИНСКИЙ» ПЕРИОД «ДОНБАССА»


 одинаковое раздражение в определённых кругах: живёт на отчисления предприятий – иждивенец,   ем Донецкого облисполкома о передаче коллектива в ведение областного управления культуры».
 зарабатывает концертами для интуристов – не патриот…  В истории «Донбасса» официально обозначилась очередная новая веха – со всеми реалиями того
 Впрочем,  были  и  более  благосклонные  публикации,  которые  лишний  раз  подтверждали,   сложного времени. Листая сегодня архивы начала 1990-х, иной раз ловишь себя на мысли – не-
 что «Донбасс», невзирая на потуги злопыхателей, любим и по-прежнему востребован публикой.   ужели это с нами было, и достаточно недавно?..
 А это, согласитесь, самый лучший мотиватор для любого творческого коллектива.
                         «В период забастовки водителей автобусов г. Донецка водители ансамбля тт. Николенко и Емелин
                      работали круглосуточно по заказу шахты им. Засядько, за что ансамблю перечислено 22 тыс. 500 руб-
 «…Некоторое время назад сообщения о нём были редкими гостями на газетных страницах. И значит,
 их место в людских умах заняли слухи: дескать, просуществовавший пятьдесят с лишним лет коллектив   лей. На основании вышеизложенного приказываю премировать вышеуказанных сотрудников».
 распался. Но это была ложь. Правда же заключалась в том, что он более года находился, так сказать,
 в подвешенном состоянии. Ансамбль, во все годы своей непростой биографии являвшийся единствен-  «В период гастролей ансамбля в г. Ялте по вине администратора мотеля-кемпинга «Поляна сказок»,
 ным в своей стране профессиональным коллективом в системе профсоюзов, стоял на грани катастрофы.   где проживал коллектив, несколько номеров были полностью обворованы. У артистов украдены все
 В эту критическую минуту у «донбассовцев» нашлось много сторонников. Совместным решением   личные вещи, вплоть до предметов туалета. Администрация гостиницы обязалась возместить причи-
 областного Совета народных депутатов, руководства областного управления культуры и облсовета не-  нённый ущерб, если в течение года воры не будут пойманы. А в настоящее время артисты, у которых
 зависимых отраслевых профсоюзов было однозначно определено – ансамблю жить.  пропали вещи, испытывают большие материальные трудности. На основании вышеизложенного при-
 Решение  это  более  глубокое,  чем  может  показаться  на  первый  взгляд.  Ведь  речь  шла  не  только   казываю оказать артистам ансамбля материальную помощь в сумме по 3 тысячи каждому».
 о судьбе конкретного творческого коллектива, артистам которого в разное время аплодировали в пе-
 реполненных концертных залах Польши и Румынии, Португалии и Франции, Греции и Соединённых   «В связи с реформой розничных цен в ансамбле был проведён ряд мероприятий по повышению
 Штатов, многих других государств мира. Затрагивалось нечто большее: с его ликвидацией в полном   социальной защиты сотрудников. При этом был сделан перерасчёт зарплаты с 01.01.1993 г. по новым
 смысле мог уйти в небытие целый пласт народной культуры, хранителем и приумножателем которой   ставкам и должностным окладам, был установлен гарантированный минимум заработной платы в раз-
 ансамбль был все эти годы. К счастью, трагедии не произошло.  мере 6900 руб. Вместе с тем проведенные мероприятия ввиду продолжающегося роста розничных цен
 После  томительных  месяцев  ожидания  недавний  концерт  на  сцене  Дворца  молодёжи  «Юность»   практически на все товары ежедневного спроса не позволяют ещё в полной мере обеспечить социаль-
 был воспринят ценителями народного искусства едва ли не как второе рождение коллектива. Не могло   ную  защиту  сотрудников  ансамбля.  Учитывая  это,  руководство  ансамбля  обратилось  в  Госуглепром
 остаться незамеченным, что на этот раз программа была в основном составлена из лучших постановок   Украины с просьбой оказать материальную помощь работникам ансамбля. Просьба была поддержана
 прошлых лет. <…> Но не только желанием показать лучшее из своего багажа был продиктован отказ   мэром Донецка, депутатом Верховного Совета Украины Е.Л. Звягильским. На эти цели Госуглепром
 ансамбля выступить с совершенно новой программой. Существовала и другая, прозаическая причи-  Украины выделил 5 млн. крб.».
 на. Труднопреодолимой преградой стали резко возросшие финансовые затраты. В силу этого, как за-     /Из приказов по ансамблю «Донбасс» в период 1992-1993 гг./
 верил нас директор-художественный руководитель ансамбля, заслуженный работник культуры УССР
 Н. Жильцов, программа будет обновляться постепенно. <…>   В  начале  девяностых  ансамбль,  как  и  всю  страну,  лихо-
 Даже находясь в сложной финансовой ситуации, ансамбль не прекращает работу над новыми номе-  радит:  перерасчёт  скудной  зарплаты  из-за  стремительного
 рами. <…> Однако планы рискуют так и остаться планами, если нет тех, кто способен талантливо вопло-  роста цен (так называемой «реформы розничных цен на то-
 тить их на сцене. К счастью, «донбассовцам» подобная опасность не грозит. Делая ставку на творческую   вары ежедневного спроса») происходит с завидным постоян-
 молодёжь, они обладают во многом ещё не реализованным потенциалом. Работающая в ансамбле уже   ством; текучесть кадров соответствующая – кто-то увольня-
 несколько лет большая группа выпускников Киевского хореографического училища – тому подтверж-
 дение.  ется по собственному желанию, кто-то уходит по истечении
 Вместе с ветеранами коллектива, такими, как солистка-вокалистка А. Ставринова, артисты балета   срока  трудового  договора  (они  заключаются  по-прежнему
 В. Смирнов и А. Костин, сегодня выходят на сцену недавняя выпускница Донецкого культпросветучи-  раз в полугодие по итогам аттестации сотрудников), кто-то
 лища С. Корсакова, её коллеги А. Попов и В. Осадчий, многие другие. Подлинно творческая атмосфера,   пытается совмещать работу в ансамбле с подработками вне
 царящая в ансамбле, стала в своё время той почвой, на которой вырос талант народного артиста СССР   основной специальности. Коллектив выживает как может.
 Ю. Богатикова, заслуженного работника культуры УССР, ныне директора Донецкой областной филар-  Здесь самое время сказать отдельное слово о двух поис-
 монии И. Бадаянца. Так что нет сомнения, что однажды рядом с именами этих людей появятся имена   тине  легендарных  сотрудницах  ансамбля  –  в  «Донбассе»
 тех, кто пока что находится лишь в начале пути. <…> Теперь, когда судьба ансамбля окончательно ре-  их вспоминают с особенной теплотой.
 шена, следует приложить силы к тому, чтобы сиять так же ярко, как и прежде».  Первая  –  Марта  (Марфа)  Григорьевна  Витер,  в  разное
    /«…И снова сияет «Донбасс», «Первая линия» № 35 от 6.05.1991 г./  время  трудившаяся  завскладом,  комендантом  общежития,
         параллельно занималась уборкой помещений – она бралась
 1991 год «Донбасс» закончил пусть с небольшой, но прибылью в 70 тысяч рублей. А в янва-  за любую работу. Имевшая стойкий характер, фронтовичка,
 ре 1992 года в ансамбле был издан приказ об изготовлении новой печати – «в связи с решени-  Марта  Григорьевна  без  преувеличения  служила  ансамблю,   Марта Витер

 84                                                                                                     85
   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92