Page 89 - Талант умноженный на характер
P. 89

ГЛАВА 6. «УКРАИНСКИЙ» ПЕРИОД «ДОНБАССА»                       ГЛАВА 6. «УКРАИНСКИЙ» ПЕРИОД «ДОНБАССА»


 даже в самые тяжёлые времена не помышляя о том, чтобы оставить родной коллектив. 1915 года   «Наталья  Владимировна  всегда  всем  помогала.  Она  виртуозно  умела  договариваться,
 рождения, она пришла в ансамбль в конце 1950-х годов, а рассчиталась в самом конце 1990-х (воз-  обо всём – и продавать концерты, и «выбивать» какую-то помощь, продукты для сотрудников.
 раст посчитать несложно, но её работоспособности позавидовал бы иной молодой). Долго жить без   Я пришла в ансамбль в середине 1990-х, и у нас, как и у всех тогда, была проблема с задержкой
 ансамбля Марта Григорьевна ожидаемо не смогла, потому что ансамбль и был её жизнью, – её не   зарплаты. И вот мы выступали в сельской местности – там тоже у людей не было возможно-
 стало в декабре 2000 года.  сти расплатиться деньгами, но не без усилий Натальи Владимировны в ход шёл бартер – мясо,
 «Марту  Григорьевну  я  застала  совсем  немного,  но  запомнила  её  отлично.  Представьте:   картошка, овощи, растительное масло, тушёнка… Приезжали на концерты в сельские районы
 стройная – даже в своём очень почтенном возрасте; статная, высокая. И такая спокойная,   – она всегда начинала хлопотать: так, ребятам надо переодеться, девочкам и мальчикам нуж-
 размеренная, уравновешенная – типичная немка, везде у неё безупречный порядок. Идеальная   но по столько-то стульчиков… Настоящая «ансамблевая мама»: она всё время старалась всем
 память – она всегда знала и помнила, где у неё что, до мелочей. И добрая очень», – рассказывает   помочь – и одновременно воспитывала нас. Она же сама танцевала в балете, а на администра-
 преемница Марты Григорьевны, заведующая складом ансамбля Валентина Кучерявая. «Монумен-  тивную должность ушла уже после «пенсии». Помню, мы пришли, совсем юные, и она в нас вос-
 тальная дама, вот именно дама, самая настоящая – словами не описать. Заботливая – всегда   питывала почтение к старшим коллегам, обращала внимание, что даже в раздевалку первыми
 подойдёт, спросит, как дела. И по-немецки бережливая, педантичная – именно то, что нужно   должны входить они, занимать лучшие места, а мы, молодёжь, уже следом за ними. И вообще
 для её работы. Помню, мы смеялись: когда в 90-х ввели гривны и мы меняли деньги, она при-  поддерживала абсолютно во всём. Вплоть до того, что, когда мы танцевали какие-то танцы,
 несла на обмен такую кипу – а до того мы от неё частенько слышали: «Ой, заняла трояшечку   где на сцене нужно задорно кричать – в «Калинке», например, или цыганском, – она стояла
 до зарплатки, до пенсии…». Зарплаты у нас, конечно, копеечные были на самом деле. Были вре-  за кулисами и тоже покрикивала. И при этом на каких-то мероприятиях, когда представляли
 мена непростые. Наша Наташа Бирзул (о ней рассказ ниже – авт.) в тяжёлые годы сюда привозила   администрацию и надо было выходить на сцену, она очень не любила это делать, стеснялась…
 то масло, то капусту, то спиртное, то томатный сок – в общем, всё, что удавалось достать.   Её не стало внезапно, и это было для нас большим шоком. Она была потрясающим человеком
 В молочных ящиках. Машинами привозили – она договаривалась с колхозами. А мы потом ез-  –  открытым,  доброжелательным,  бесконечно  обаятельным.  И  своим  обаянием  и  энергией
 дили с концертами туда – отрабатывали… И вот привозили продукты, а Марта Григорьевна   она могла для ансамбля добиться буквально всего. У нас был рабочий сцены Семёныч, так он её
 всегда была «на раздаче». Чётко всем поровну – масло сливочное, помню, отрезáла… Человек   называл «царица небесная», – смеётся балетмейстер Оксана Белая.
 прошёл войну – этим всё сказано, и жизненный опыт у неё был о-го-го. И она всем поровну,   …Безденежье, пустые полки в магазинах, невнятное будущее страны, и на фоне этого серого
 чтобы никого, не дай Бог, не обидеть… Правда, у неё в подвале потом ещё оставалась куча все-  смутного  времени  –  проблески  радости  и  надежд  на  дальнейшие  творческие  перспективы  ан-
 го – это талант, запасливая она была удивительно. И прижимистая в хорошем смысле – очень   самбля. Летом 1993 года по приглашению греческого отделения Международного совета органи-
 рачительная, строго блюла всё вверенное ей хозяйство. Помню, летал я получать баяны, при-  заций-устроителей фестивалей фольклорного и традиционных видов искусства «Донбасс» поч-
 вёз  два  баяна,  Марта  Григорьевна  пришла,  забрала  оба.   ти на месяц выезжает в Грецию – на свои первые зарубежные гастроли постсоветского периода.
 Я говорю – куда вы, мне ж работать надо! Нет, говорит,   В рамках поездки коллектив (балет, вокалисты, оркестр) наряду с коллегами из 11 стран участвовал
 будет вот так и вот так. Долго я не мог у неё «выцара-  в двух международных фестивалях – «Традиция, танец, дружба» в Иоаннине и «Солнце и камень»
 пать» свой законный баян», – с улыбкой вспоминает артист   в Неа Карвали. Тогда ещё свою страну Украину «Донбасс» представил более чем достойно, но сама
 оркестра «Донбасса» Сергей Устименко.  поездка оказалась не из лёгких – по вине той самой страны. Как это было, на страницах газеты
 Вторая  легенда  «Донбасса»  –  Наталья  Владимировна   «Жизнь» в июле 1993 года подробно и без прикрас делился один из участников поездки, компози-
 Бирзул. Она пришла в ансамбль артисткой балета; достигнув   тор Донат Патрича [30].
 выслуги, осталась работать администратором, впоследствии
 стала концертным директором и в дополнение ко всему про-
 чему возглавляла профсоюз. К сожалению, Наталья Влади-  «…Вероятно, нет необходимости пересказывать, каких усилий стоило организаторам поездки увя-
 мировна безвременно ушла из жизни, и в её лице коллек-  зать все её концы! Лишь несколько штрихов. Для страховки автобусов и пассажиров (а именно этот
                        самый дешёвый вид транспорта, несмотря на жару, мы вынуждены были выбрать из-за отсутствия
 тив  потерял  талантливейшего  «дипломата»,  «снабженца»   средств)  необходима  валюта,  а  её  по  перечислению  не  выдают.  Получается,  что  артисты  должны
 и заботливую всеобщую «маму» – она беспокоилась о каж-  вскладчину выкупить валюту и застраховать автобусы. То же касается и заправки ГСМ за границей.
 дом  сотруднике,  использовала  любую  возможность,  чтобы   Только благодаря личным контактам и связям многие проблемы нам удалось всё же решить. Наконец,
 в тяжёлые девяностые выхлопотать что-либо для ансамбля,   мы в таможне, в Порубном Черновицкой области. По наивности на лобовых стёклах своих автобусов
 договориться о концерте и, что немаловажно, о его оплате   вывесили трафареты «Заслуженный ансамбль песни и танца Украины «Донбасс», надеясь, что сам
 (не деньгами, так бартером, актуальным по тем временам).   факт участия молодого государства в международном фестивале будет способствовать внимательному
 И на гастролях Бирзул была незаменима – умела решить все   отношению к нам со стороны таможенников. Но не тут-то было!
 Наталья Бирзул  вопросы, обеспечить всё необходимое для нужд артистов и   …Около суток нас «мурыжили», и мы поневоле стали свидетелями того, как грабят нашу державу,
 при необходимости погасить любой конфликт.  как вывозят всё, что можно и нельзя. И таможня в данном случае не становится препоной. Наконец,

 86                                                                                                     87
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94