Page 89 - Талант умноженный на характер
P. 89
ГЛАВА 6. «УКРАИНСКИЙ» ПЕРИОД «ДОНБАССА» ГЛАВА 6. «УКРАИНСКИЙ» ПЕРИОД «ДОНБАССА»
даже в самые тяжёлые времена не помышляя о том, чтобы оставить родной коллектив. 1915 года «Наталья Владимировна всегда всем помогала. Она виртуозно умела договариваться,
рождения, она пришла в ансамбль в конце 1950-х годов, а рассчиталась в самом конце 1990-х (воз- обо всём – и продавать концерты, и «выбивать» какую-то помощь, продукты для сотрудников.
раст посчитать несложно, но её работоспособности позавидовал бы иной молодой). Долго жить без Я пришла в ансамбль в середине 1990-х, и у нас, как и у всех тогда, была проблема с задержкой
ансамбля Марта Григорьевна ожидаемо не смогла, потому что ансамбль и был её жизнью, – её не зарплаты. И вот мы выступали в сельской местности – там тоже у людей не было возможно-
стало в декабре 2000 года. сти расплатиться деньгами, но не без усилий Натальи Владимировны в ход шёл бартер – мясо,
«Марту Григорьевну я застала совсем немного, но запомнила её отлично. Представьте: картошка, овощи, растительное масло, тушёнка… Приезжали на концерты в сельские районы
стройная – даже в своём очень почтенном возрасте; статная, высокая. И такая спокойная, – она всегда начинала хлопотать: так, ребятам надо переодеться, девочкам и мальчикам нуж-
размеренная, уравновешенная – типичная немка, везде у неё безупречный порядок. Идеальная но по столько-то стульчиков… Настоящая «ансамблевая мама»: она всё время старалась всем
память – она всегда знала и помнила, где у неё что, до мелочей. И добрая очень», – рассказывает помочь – и одновременно воспитывала нас. Она же сама танцевала в балете, а на администра-
преемница Марты Григорьевны, заведующая складом ансамбля Валентина Кучерявая. «Монумен- тивную должность ушла уже после «пенсии». Помню, мы пришли, совсем юные, и она в нас вос-
тальная дама, вот именно дама, самая настоящая – словами не описать. Заботливая – всегда питывала почтение к старшим коллегам, обращала внимание, что даже в раздевалку первыми
подойдёт, спросит, как дела. И по-немецки бережливая, педантичная – именно то, что нужно должны входить они, занимать лучшие места, а мы, молодёжь, уже следом за ними. И вообще
для её работы. Помню, мы смеялись: когда в 90-х ввели гривны и мы меняли деньги, она при- поддерживала абсолютно во всём. Вплоть до того, что, когда мы танцевали какие-то танцы,
несла на обмен такую кипу – а до того мы от неё частенько слышали: «Ой, заняла трояшечку где на сцене нужно задорно кричать – в «Калинке», например, или цыганском, – она стояла
до зарплатки, до пенсии…». Зарплаты у нас, конечно, копеечные были на самом деле. Были вре- за кулисами и тоже покрикивала. И при этом на каких-то мероприятиях, когда представляли
мена непростые. Наша Наташа Бирзул (о ней рассказ ниже – авт.) в тяжёлые годы сюда привозила администрацию и надо было выходить на сцену, она очень не любила это делать, стеснялась…
то масло, то капусту, то спиртное, то томатный сок – в общем, всё, что удавалось достать. Её не стало внезапно, и это было для нас большим шоком. Она была потрясающим человеком
В молочных ящиках. Машинами привозили – она договаривалась с колхозами. А мы потом ез- – открытым, доброжелательным, бесконечно обаятельным. И своим обаянием и энергией
дили с концертами туда – отрабатывали… И вот привозили продукты, а Марта Григорьевна она могла для ансамбля добиться буквально всего. У нас был рабочий сцены Семёныч, так он её
всегда была «на раздаче». Чётко всем поровну – масло сливочное, помню, отрезáла… Человек называл «царица небесная», – смеётся балетмейстер Оксана Белая.
прошёл войну – этим всё сказано, и жизненный опыт у неё был о-го-го. И она всем поровну, …Безденежье, пустые полки в магазинах, невнятное будущее страны, и на фоне этого серого
чтобы никого, не дай Бог, не обидеть… Правда, у неё в подвале потом ещё оставалась куча все- смутного времени – проблески радости и надежд на дальнейшие творческие перспективы ан-
го – это талант, запасливая она была удивительно. И прижимистая в хорошем смысле – очень самбля. Летом 1993 года по приглашению греческого отделения Международного совета органи-
рачительная, строго блюла всё вверенное ей хозяйство. Помню, летал я получать баяны, при- заций-устроителей фестивалей фольклорного и традиционных видов искусства «Донбасс» поч-
вёз два баяна, Марта Григорьевна пришла, забрала оба. ти на месяц выезжает в Грецию – на свои первые зарубежные гастроли постсоветского периода.
Я говорю – куда вы, мне ж работать надо! Нет, говорит, В рамках поездки коллектив (балет, вокалисты, оркестр) наряду с коллегами из 11 стран участвовал
будет вот так и вот так. Долго я не мог у неё «выцара- в двух международных фестивалях – «Традиция, танец, дружба» в Иоаннине и «Солнце и камень»
пать» свой законный баян», – с улыбкой вспоминает артист в Неа Карвали. Тогда ещё свою страну Украину «Донбасс» представил более чем достойно, но сама
оркестра «Донбасса» Сергей Устименко. поездка оказалась не из лёгких – по вине той самой страны. Как это было, на страницах газеты
Вторая легенда «Донбасса» – Наталья Владимировна «Жизнь» в июле 1993 года подробно и без прикрас делился один из участников поездки, компози-
Бирзул. Она пришла в ансамбль артисткой балета; достигнув тор Донат Патрича [30].
выслуги, осталась работать администратором, впоследствии
стала концертным директором и в дополнение ко всему про-
чему возглавляла профсоюз. К сожалению, Наталья Влади- «…Вероятно, нет необходимости пересказывать, каких усилий стоило организаторам поездки увя-
мировна безвременно ушла из жизни, и в её лице коллек- зать все её концы! Лишь несколько штрихов. Для страховки автобусов и пассажиров (а именно этот
самый дешёвый вид транспорта, несмотря на жару, мы вынуждены были выбрать из-за отсутствия
тив потерял талантливейшего «дипломата», «снабженца» средств) необходима валюта, а её по перечислению не выдают. Получается, что артисты должны
и заботливую всеобщую «маму» – она беспокоилась о каж- вскладчину выкупить валюту и застраховать автобусы. То же касается и заправки ГСМ за границей.
дом сотруднике, использовала любую возможность, чтобы Только благодаря личным контактам и связям многие проблемы нам удалось всё же решить. Наконец,
в тяжёлые девяностые выхлопотать что-либо для ансамбля, мы в таможне, в Порубном Черновицкой области. По наивности на лобовых стёклах своих автобусов
договориться о концерте и, что немаловажно, о его оплате вывесили трафареты «Заслуженный ансамбль песни и танца Украины «Донбасс», надеясь, что сам
(не деньгами, так бартером, актуальным по тем временам). факт участия молодого государства в международном фестивале будет способствовать внимательному
И на гастролях Бирзул была незаменима – умела решить все отношению к нам со стороны таможенников. Но не тут-то было!
Наталья Бирзул вопросы, обеспечить всё необходимое для нужд артистов и …Около суток нас «мурыжили», и мы поневоле стали свидетелями того, как грабят нашу державу,
при необходимости погасить любой конфликт. как вывозят всё, что можно и нельзя. И таможня в данном случае не становится препоной. Наконец,
86 87