Page 84 - Талант умноженный на характер
P. 84
ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
го совета говорилось об оказании ансамблю в первые 2-3 года финансовой помощи из профсоюз-
ных средств (при наличии возможности), и, что существенно, о ходатайстве в Донецкий областной «УКРАИНСКИЙ»
совет народных депутатов о выделении долевого финансирования на содержание ансамбля и ре- ГЛАВА 6. ПЕРИОД
шении вопроса о его передаче в государственную сеть . Однако на все предложения Донецкого обл-
1
совпрофа и руководства ансамбля Совет министров и Министерство культуры УССР, а также област- «ДОНБАССА»
ное управление культуры в тот период ответили отрицательно (впоследствии данное решение было
пересмотрено). Ансамбль с многолетней прекрасной историей в те смутные годы стал для облсов-
профа пресловутым чемоданом без ручки – теоретически от него можно было бы начисто изба-
виться, но вложенных ресурсов было жаль, да и многолетний престиж коллектива имел значение.
В докладной записке Областной Ассоциации учреждений культуры профсоюзов так и говорилось: Переход к новой, ещё не капиталистической, но уже явно не советской реальности для ансамбля
«Сегодня на балансе ансамбля находится основных средств на 604,5 тыс. рублей, имеется учеб- «Донбасс» оказался крайне болезненным. Ранее щедро обласканный номенклатурой, постоянный
но-репетиционная база и общежитие на 216 мест, 6 единиц автотранспорта, оборудованы участник республиканских и всесоюзных концертов, активно гастролирующий как внутри огром-
гаражи. Учитывая, что за 50 лет работы коллектива профсоюзы области вложили в его со- ной страны, так и по дальнему зарубежью, на закате социализма «Донбасс» попал под ледяной
держание большие финансовые средства, считаем нецелесообразной безвозмездную передачу душ критики именно за всё вышеперечисленное. По сути, ансамбль обвинили в «красивой жизни»
финансовых, материальных средств другому ведомству». В конечном итоге в условиях невоз- за чужой счёт – принадлежность к системе профсоюзов «аукнулась» ему в этот период в полной
можности содержания ансамбля облсовпрофом было принято «соломоново решение»: ансамбль мере. И никому не было дела до того, что коллектив-труженик с мощным творческим потенциа-
ликвидировать и тут же под тем же названием создать малое хозрасчётное концертное предпри- лом и большими заслугами оказался абсолютным заложником ситуации. Через шквал негатива
ятие, учредителем которого будет всё тот же облсовпроф. Расчёт был на то, что коллектив уже в средствах массовой информации ансамбль уже проходил перед своим расформированием
к концу 1991 года выйдет на полное самообеспечение – при условии развития платных услуг и ком- в 1957 году, и вот спустя тридцать с лишним лет возникло дежавю. «Заслуженный (в прошлом ещё
мерческо-концертной деятельности (это в обнищавшей-то стране), а до того времени облсовпроф и шахтёрский) ансамбль песни и танца «Донбасс» до недавнего времени радовал земляков свои-
будет оказывать ансамблю определённую финансовую поддержку. Абсолютно наивное предполо- ми выступлениями вовсе нечасто. Профессиональный, с составом в сотню человек, коллектив
жение в свете общегосударственной ситуации, тем не менее, формально давало коллективу шанс гастролировал всё больше в «побратимных» и прочих зарубежных городах, укрепляя своим ис-
на дальнейшее существование. кромётным искусством величие ценностей социализма, а также мир и дружбу. Живя на отчис-
Так и сделали, и в этом статусе ансамбль вступил в 1991 год – последний, неполный год совет- ления предприятий, шедшие через кассу областного совета профсоюзов, ансамбль, по сути, по-
ского периода, подарившего коллективу множество счастливых моментов. В истории ансамбля, могал тратить трудовые денежки на идеологические цацки, так как даже себе «на шпильки»
как и всей большой страны, неумолимо начиналась новая эпоха – испытаний на прочность и поис- не зарабатывал. Полтора года назад, прилетев аккурат из Соединённых Штатов, коллектив
ков ответа на вопрос «Быть или не быть?..». совершил неожиданно жёсткую посадку в родимом Донецке: не было даже минимальной суммы
в «деревянных», каких-то трёхсот тысяч рублей, чтобы продолжить существование. Мно-
го месяцев, что называется, на подвесе, между «да» и «нет», это, конечно, надо было уметь.
«Донбассу» ничего другого не оставалось, как проявить знаменитый шахтёрский характер:
репетировали новую, современную программу – и одновременно шли десятки выездов в даль-
ние, воистину Богом забытые шахтёрские ДК. Как бы знакомились заново со зрителем-земля-
ком и упорно доказывали: мы вам нужны. И доказали, кажется. Недавно в Донецке состоялся
концерт, который призван был обозначить новую фазу в развитии шахтёрской песни и пляски.
Заслуженный «Донбасс» приняло в своё лоно областное управление культуры, областной со-
вет изыскал средства, достаточные для того, чтобы гарантировать артистам прожиточ-
ный минимум. На остальное им теперь предстоит зарабатывать самим», – злорадствовала
в апреле 1991 года газета «Жизнь», кстати, сама существовавшая за счёт того же областного совета,
а отнюдь не благодаря собственному заработку.
Переведенный на самофинансирование коллектив «Донбасса» изыскивал возможности
для заработка, например, путём тех же ранее «накатанных» гастролей в Крыму для иностранных
туристов – но его «щёлкали по носу»: «Не задерживайтесь там сильно, среди пальм и магнолий.
Тысячи, что нашёл областной совет, найдены всё же для нас, а не для пожилых миллионеров
в кожаных шортах. Им в Массандре и так хорошо» [28]. Что бы коллектив ни делал, он вызывал
1 Протокол № П-9 заседания президиума областного совета профессиональных союзов от 21.11.1990 г., с 4-5. Р-920, оп. 2, д. 4355
82 83