Page 85 - Талант умноженный на характер
P. 85

ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


 го совета говорилось об оказании ансамблю в первые 2-3 года финансовой помощи из профсоюз-
 ных средств (при наличии возможности), и, что существенно, о ходатайстве в Донецкий областной   «УКРАИНСКИЙ»
 совет народных депутатов о выделении долевого финансирования на содержание ансамбля и ре-  ГЛАВА 6.  ПЕРИОД
 шении вопроса о его передаче в государственную сеть . Однако на все предложения Донецкого обл-
 1
 совпрофа и руководства ансамбля Совет министров и Министерство культуры УССР, а также област-  «ДОНБАССА»
 ное управление культуры в тот период ответили отрицательно (впоследствии данное решение было
 пересмотрено). Ансамбль с многолетней прекрасной историей в те смутные годы стал для облсов-
 профа пресловутым чемоданом без ручки – теоретически от него можно было бы начисто изба-
 виться, но вложенных ресурсов было жаль, да и многолетний престиж коллектива имел значение.
 В докладной записке Областной Ассоциации учреждений культуры профсоюзов так и говорилось:   Переход к новой, ещё не капиталистической, но уже явно не советской реальности для ансамбля
 «Сегодня на балансе ансамбля находится основных средств на 604,5 тыс. рублей, имеется учеб-  «Донбасс» оказался крайне болезненным. Ранее щедро обласканный номенклатурой, постоянный
 но-репетиционная база и общежитие на 216 мест, 6 единиц автотранспорта, оборудованы   участник республиканских и всесоюзных концертов, активно гастролирующий как внутри огром-
 гаражи. Учитывая, что за 50 лет работы коллектива профсоюзы области вложили в его со-  ной страны, так и по дальнему зарубежью, на закате социализма «Донбасс» попал под ледяной
 держание большие финансовые средства, считаем нецелесообразной безвозмездную передачу   душ критики именно за всё вышеперечисленное. По сути, ансамбль обвинили в «красивой жизни»
 финансовых, материальных средств другому ведомству». В конечном итоге в условиях невоз-  за чужой счёт – принадлежность к системе профсоюзов «аукнулась» ему в этот период в полной
 можности содержания ансамбля облсовпрофом было принято «соломоново решение»: ансамбль   мере. И никому не было дела до того, что коллектив-труженик с мощным творческим потенциа-
 ликвидировать и тут же под тем же названием создать малое хозрасчётное концертное предпри-  лом и большими заслугами оказался абсолютным заложником ситуации. Через шквал негатива
 ятие, учредителем которого будет всё тот же облсовпроф. Расчёт был на то, что коллектив уже   в  средствах  массовой  информации  ансамбль  уже  проходил  перед  своим  расформированием
 к концу 1991 года выйдет на полное самообеспечение – при условии развития платных услуг и ком-  в 1957 году, и вот спустя тридцать с лишним лет возникло дежавю. «Заслуженный (в прошлом ещё
 мерческо-концертной деятельности (это в обнищавшей-то стране), а до того времени облсовпроф   и шахтёрский) ансамбль песни и танца «Донбасс» до недавнего времени радовал земляков свои-
 будет оказывать ансамблю определённую финансовую поддержку. Абсолютно наивное предполо-  ми выступлениями вовсе нечасто. Профессиональный, с составом в сотню человек, коллектив
 жение в свете общегосударственной ситуации, тем не менее, формально давало коллективу шанс   гастролировал всё больше в «побратимных» и прочих зарубежных городах, укрепляя своим ис-
 на дальнейшее существование.  кромётным искусством величие ценностей социализма, а также мир и дружбу. Живя на отчис-
 Так и сделали, и в этом статусе ансамбль вступил в 1991 год – последний, неполный год совет-  ления предприятий, шедшие через кассу областного совета профсоюзов, ансамбль, по сути, по-
 ского периода, подарившего коллективу множество счастливых моментов. В истории ансамбля,   могал тратить трудовые денежки на идеологические цацки, так как даже себе «на шпильки»
 как и всей большой страны, неумолимо начиналась новая эпоха – испытаний на прочность и поис-  не зарабатывал. Полтора года назад, прилетев аккурат из Соединённых Штатов, коллектив
 ков ответа на вопрос «Быть или не быть?..».  совершил неожиданно жёсткую посадку в родимом Донецке: не было даже минимальной суммы
         в «деревянных», каких-то трёхсот тысяч рублей, чтобы продолжить существование. Мно-
         го месяцев, что называется, на подвесе, между «да» и «нет», это, конечно, надо было уметь.
         «Донбассу» ничего другого не оставалось, как проявить знаменитый шахтёрский характер:
         репетировали новую, современную программу – и одновременно шли десятки выездов в даль-
         ние, воистину Богом забытые шахтёрские ДК. Как бы знакомились заново со зрителем-земля-
         ком и упорно доказывали: мы вам нужны. И доказали, кажется. Недавно в Донецке состоялся
         концерт, который призван был обозначить новую фазу в развитии шахтёрской песни и пляски.
         Заслуженный «Донбасс» приняло в своё лоно областное управление культуры, областной со-
         вет изыскал средства, достаточные для того, чтобы гарантировать артистам прожиточ-
         ный минимум. На остальное им теперь предстоит зарабатывать самим», – злорадствовала
         в апреле 1991 года газета «Жизнь», кстати, сама существовавшая за счёт того же областного совета,
         а отнюдь не благодаря собственному заработку.
            Переведенный  на  самофинансирование  коллектив  «Донбасса»  изыскивал  возможности
         для заработка, например, путём тех же ранее «накатанных» гастролей в Крыму для иностранных
         туристов – но его «щёлкали по носу»: «Не задерживайтесь там сильно, среди пальм и магнолий.
         Тысячи, что нашёл областной совет, найдены всё же для нас, а не для пожилых миллионеров
         в кожаных шортах. Им в Массандре и так хорошо» [28]. Что бы коллектив ни делал, он вызывал
 1  Протокол № П-9 заседания президиума областного совета профессиональных союзов от 21.11.1990 г., с 4-5. Р-920, оп. 2, д. 4355
 82                                                                                              83
   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90