Page 39 - Талант умноженный на характер
P. 39
ГЛАВА 3. «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ГЛАВА 3. «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»
тёрской семьи, проделавший путь от горняка 29-й шахты до профессора Киевской консерватории.
Стихи к песне написал Семён Цванг (1924 – 2021) – талантливый литературный деятель, прошед-
ший всю войну и проживший долгую, творчески насыщенную жизнь.
«…В 1947 году фронтовик Семён Цванг с супругой Дорой приехал в Сталино, где был назначен ком-
соргом в трест «Сталиншахтострой». По долгу службы ему постоянно приходилось бывать на шахтах,
спускаться в выработки, лично проверять условия труда и жизни шахтёров. В процессе работы молодого
поэта всё больше и больше увлекала «романтика» послевоенного Донбасса, возрождавшегося к мирной
трудовой жизни. Вскоре в альманахе «Литературный Донбасс» было опубликовано стихотворение Се-
мёна Цванга «Старшина на шахте «Комсомолец»; произведения поэта стали часто появляться на стра-
ницах областных газет, звучать на областном радио. После одного из таких выступлений в конце 1940-х
годов поэту позвонил композитор Зиновий Дунаевский и сообщил, что написал музыку на его стихотво-
рение «Говорят у нас в Донбассе».
Эта песня вошла в репертуар Шах-
тёрского ансамбля и быстро стала
популярной. К слову, обыватели
принимали её за народную – про-
шёл слух, что это произведение
пели ещё первые горняки Донбас-
са, а современные авторы лишь не-
много его переделали.
После исполнения в Москве
песня «Говорят у нас в Донбассе»
в 1949 году была издана большим
тиражом на фабрике грамзаписи
и едва не попала в известный кино- На крыльце Сталинской филармонии после творческой встречи с коллективом Волжского народного хора. Зиновий Дунаевский – в нижнем ряду
фильм уроженца Донбасса Леони- четвёртый слева, рядом – основатель хора П. Милославов. Начало 1950-х гг. Фото из личного архива А. Булаша
да Лукова «Донецкие шахтёры» –
во всяком случае, этого очень хотел
ещё один знаменитый донбассовец В июле 1949 года Зиновий Дунаевский покидает Шахтёрский ансамбль и переходит в Сталин-
Борис Горбатов, работавший над скую филармонию – вначале в оркестр в качестве артиста-инструменталиста высшей категории,
сценарием картины. Однако обсто- а ровно через два года, в июле 1951-го, он становится художественным руководителем созданного
ятельства сложились так, что все при филармонии Украинского ансамбля песни и танца и пребывает на этом посту до октября 1955
произведения, вошедшие в фильм, года. И здесь Дунаевский в очередной раз продемонстрировал свой талант музыканта и управлен-
принадлежат лишь одному автору – ца: ансамбль филармонии активно развивался, наладил прочные связи со многими именитыми
Евгению Долматовскому. Впро- творческими коллективами.
чем, возможно, это и к лучшему, Интересно, что вместе с Дунаевским из Шахтёрского ансамбля ушёл целый ряд сотрудников –
поскольку песня осталась самосто- от артистов до представителей руководства, включая сооснователя и многолетнего художествен-
ятельным произведением, сохра- ного руководителя коллектива Владимира Бальшина. Директором Украинского ансамбля песни
нив своё особое место в обширном и танца стал также выходец из Шахтёрского ансамбля, его бывший замдиректора Григорий Вол-
репертуаре прославленного ансам- ков. Как утверждает ветеран Украинского ансамбля Альберт Булаш, чья мать Надежда Толстых
бля». пела в Шахтёрском ансамбле (интересно, что мать и сын в разные годы и в разных коллективах ра-
/Из статьи «Песни ДОНБАССА: ботали под началом Зиновия Дунаевского), причиной ухода Зиновия Осиповича в другой коллек-
«Говорят у нас в Донбассе»,
официальный сайт ансамбля тив стало отсутствие взаимопонимания с тогдашним директором Шахтёрского ансамбля Борисом
«Донбасс»/ Каганером (тем досаднее, что распался тандем, в своё время создавший ансамбль и затем прошед-
Программка совместного концерта Шахтёрского ансамбля и Воронежского хора, 1948 г. ший рука об руку немало сложных и одновременно плодотворных лет). Что стало причиной раз-
36 37