Page 43 - Талант умноженный на характер
P. 43
ГЛАВА 3. «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ГЛАВА 3. «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»
«Справка о работе и творческой деятельности неприятное впечатление, а творческую жизнь коллектива это рушит полностью, а именно: во время мо-
балетной труппы Всесоюзного Шахтёрского его пребывания на репетициях восстанавливались только танцы, поставленные Варковицким и Таиро-
Ансамбля песни и пляски вым. Оказывается, что хотя бы примитивных письменных записей танцев этих постановщиков сделано
г. Сталино, 15 января 1957 г. не было. Вследствие каких причин не знаю, в репертуар эти танцы сходу включены не были и были
на имя заведующего культотделом заброшены на весьма длительное время, а, следовательно, забыты и исполнителями, и балетмейстером
Республиканского комитета профсоюза уголь- Аппаком. Сейчас, когда дирекция ансамбля потребовала срочно восстановить вышеуказанные поста-
щиков Украинской ССР тов. Стойко П.М. новки, на репетициях царят шум и споры. Каждый артист убеждает другого, что этот примерно кусок
В соответствии с Вашим распоряжением, с 6 по 12 ян- или примерно вот эта комбинация постановщиком была показана или поставлена так-то, а балетмей-
варя 1957 года мною, балетмейстером Умановым В.А., стер, сам не зная совершенно ни текста, ни композиции танца, не может сказать своего веского слова,
была обследована работа творческой деятельности ба- как должно быть, так или иначе. А, следовательно, пляски, сделанные другими мастерами балета, за
летной труппы Всесоюзного шахтёрского ансамбля пес- которые заплачены определённые суммы денег, – искажаются, переформируются и додумываются на
ни и пляски (в данном случае почему-то фигурирует такое ходу по предложениям танцовщиков или самого т. Аппака, и, безусловно, в конечном счёте кроме того,
название – авт.). что создают полную дезорганизацию, шум и анархию на репетициях, – не представляют уже той цен-
В ходе просмотра работы и личных бесед непосред- ности и преподносятся зрителю уже в искажённом виде. Спрашивать не с кого.
ственно с артистами балетной труппы считаю необходи- 3. Репертуар балета.
мым изложить следующее: Как мне удалось установить, в настоящее время в балете ансамбля основной репертуар состоит при-
1. Состав балетной труппы – 23 человека. В силу сво- мерно из следующих постановок:
его преклонного возраста, отсутствия необходимых дан- - три или более украинских пляски
ных для работы в профессиональном коллективе, уком- - два или три шахтёрских танца
плектованность балета нельзя считать качественной <…>. - русская колхозная пляска, <…> которую, кстати, можно считать одной из удачных. Танцевальный
2. В балетной труппе ансамбля отсутствует творче- дуэт, бичующий стиляг. Кое-что ещё. И, пожалуй, это всё основное, что не может радовать, так как те-
ский подъём, крайне необходимый для качественного матика танцевальных постановок не уходит дальше украинских и шахтёрских танцев.
роста коллектива в целом, и в частности отдельно для ис- Считаю, что среди имеющихся в репертуаре шахтёрских танцев-плясок всё же нет ни одной, кото-
полнителей. <…> В беседе с кадровыми артистами балета рая бы носила характер серьёзного фундаментального произведения, прославляющего почётный труд
о причинах внутреннего состояния и отсутствии творче- шахтёра <…>. Как факт, что в настоящий момент в коллективе отсутствуют лучшие образцы танце-
ского подъёма и пр. причины мною были установлены вального искусства народов Советского Союза и стран народной демократии. За 20 лет существования
несколько позже уже не со слов, а на фактах, не оставля- балетная труппа шахтёрского ансамбля могла быть вполне богатой, если бы по-хозяйски и с любовью
Оригинал доклада балетмейстера Уманова по ансамблю,
хранящийся в Донецком краеведческом музее ющих сомнения: сохранялся, совершенствовался новый ценный репертуар народного танцевального искусства. Тща-
а) Тренажная работа ведётся только по класси- тельно пересматривались, обсуждались и правильно корректировались творческие планы, сценарии
ческому классу балетмейстером тов. Аппаком в должном порядке, квалифицированно, но однобоко. и либретто постановщиков.
Учитывая, что основным, доминирующим репертуаром ансамбля является народный танец, отсутствие Учитывая всё вышеизложенное, а также то, что в составе труппы подавляющее большинство – ква-
характерного тренажа пагубно сказывается на постановочной работе над народными танцами, где необ- лифицированные работоспособные товарищи, многие из которых имеют многолетний беспрерыв-
ходима передача образа, колорита, и столь необходимых, казалось бы, мелочей, характеризующих чер- ный стаж работы в этом ансамбле и составляющие здоровое ядро коллектива, считаю необходимым
ты, вскрывающих ярче образы национальности, постановки танцев которой ведутся в ансамбле. Если для улучшения дальнейшей жизни этого коллектива (как видим, вопрос о ликвидации ансамбля на
классический тренаж является школой балета, той необходимой грамотой, которую обязан знать каж- тот момент ещё не стоял – авт.) внести следующие предложения:
дый уважающий себя профессиональный артист, то характерный тренаж непосредственно подготавли- 1. Усилить состав балетной труппы ансамбля за счёт [замены] малоквалифицированных
вает артиста народного танца к предстоящим постановкам, через целый ряд тренажных комбинаций и по возрасту не подходящих [артистов] молодыми высококвалифицированными танцовщиками
у палки, этюдов на середине, вводит артиста в образ, привычки той или другой национальности, артист и танцовщицами.
балета всё это вынашивает в себе и к постановке приходит полностью подготовленным. Это в ансамбле 2. Уделить особое внимание учебно-тренажной работе. Обязательно ввести уроки характерного
отсутствует. И как факт, что в имеющемся репертуаре исполнительское мастерство идёт по шаблону, тренажа (кроме классического, который является обязательным). Для этой цели при наличии имеюще-
не сохраняется та непосредственность и прелесть, которая присуща каждому народному танцу по-своему. гося состава обязательно ввести должность педагога по классу классического и характерного тренажа,
б) Постановочная работа. он же – репетитор по чистке танцевального репертуара. Освободив от этой обязанности балетмейстера
К постановкам в ансамбле, кроме тех, которые делаются балетмейстером Аппаком, привлекаются балетной труппы.
и постановщики из других городов, такие как тт. Таиров, Варковицкий, Вирский и др. 3. Кроме всех творческих обязанностей, которые обязан нести балетмейстер балетной труппы,
В обязанности художественного руководителя балетной труппы входит полное знание композиции вменить в обязанность его же запись, строгий учёт текста и композиций всех постановок, осуществля-
и текста танцев, поставленных им самим, а ещё более – знание композиций и текстов танцев, поставлен- емых в коллективе, а репертуар, не идущий в ходу в настоящее время, периодически прогонять, не до-
ных приезжими постановщиками. То, что пришлось видеть мне, оставило самое что ни на есть до боли пуская ни под каким видом, чтобы исполнители забывали текст и композицию.
40 41