Page 43 - Талант умноженный на характер
P. 43

ГЛАВА 3.  «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»  ГЛАВА 3.  «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»


 «Справка о работе и творческой деятельности   неприятное впечатление, а творческую жизнь коллектива это рушит полностью, а именно: во время мо-
 балетной труппы Всесоюзного Шахтёрского   его пребывания на репетициях восстанавливались только танцы, поставленные Варковицким и Таиро-
 Ансамбля песни и пляски  вым. Оказывается, что хотя бы примитивных письменных записей танцев этих постановщиков сделано
 г. Сталино, 15 января 1957 г.  не было. Вследствие каких причин не знаю, в репертуар эти танцы сходу включены не были и были
 на имя заведующего культотделом   заброшены на весьма длительное время, а, следовательно, забыты и исполнителями, и балетмейстером
 Республиканского комитета профсоюза уголь-  Аппаком. Сейчас, когда дирекция ансамбля потребовала срочно восстановить вышеуказанные поста-
 щиков Украинской ССР тов. Стойко П.М.  новки, на репетициях царят шум и споры. Каждый артист убеждает другого, что этот примерно кусок
 В соответствии с Вашим распоряжением, с 6 по 12 ян-  или примерно вот эта комбинация постановщиком была показана или поставлена так-то, а балетмей-
 варя  1957  года  мною,  балетмейстером  Умановым  В.А.,   стер, сам не зная совершенно ни текста, ни композиции танца, не может сказать своего веского слова,
 была  обследована  работа  творческой  деятельности  ба-  как должно быть, так или иначе. А, следовательно, пляски, сделанные другими мастерами балета, за
 летной труппы Всесоюзного шахтёрского ансамбля пес-  которые заплачены определённые суммы денег, – искажаются, переформируются и додумываются на
 ни и пляски (в данном случае почему-то фигурирует такое   ходу по предложениям танцовщиков или самого т. Аппака, и, безусловно, в конечном счёте кроме того,
 название – авт.).      что создают полную дезорганизацию, шум и анархию на репетициях, – не представляют уже той цен-
 В ходе просмотра работы и личных бесед непосред-  ности и преподносятся зрителю уже в искажённом виде. Спрашивать не с кого.
 ственно с артистами балетной труппы считаю необходи-  3.   Репертуар балета.
 мым изложить следующее:   Как мне удалось установить, в настоящее время в балете ансамбля основной репертуар состоит при-
 1.   Состав балетной труппы – 23 человека. В силу сво-  мерно из следующих постановок:
 его  преклонного  возраста,  отсутствия  необходимых  дан-  - три или более украинских пляски
 ных  для  работы  в  профессиональном  коллективе,  уком-  - два или три шахтёрских танца
 плектованность балета нельзя считать качественной <…>.  - русская колхозная пляска, <…> которую, кстати, можно считать одной из удачных. Танцевальный
 2.   В балетной труппе ансамбля отсутствует творче-  дуэт, бичующий стиляг. Кое-что ещё. И, пожалуй, это всё основное, что не может радовать, так как те-
 ский  подъём,  крайне  необходимый  для  качественного   матика танцевальных постановок не уходит дальше украинских и шахтёрских танцев.
 роста коллектива в целом, и в частности отдельно для ис-  Считаю, что среди имеющихся в репертуаре шахтёрских танцев-плясок всё же нет ни одной, кото-
 полнителей. <…> В беседе с кадровыми артистами балета   рая бы носила характер серьёзного фундаментального произведения, прославляющего почётный труд
 о причинах внутреннего состояния и отсутствии творче-  шахтёра <…>. Как факт, что в настоящий момент в коллективе отсутствуют лучшие образцы танце-
 ского подъёма и пр. причины мною были установлены   вального искусства народов Советского Союза и стран народной демократии. За 20 лет существования
 несколько позже уже не со слов, а на фактах, не оставля-  балетная труппа шахтёрского ансамбля могла быть вполне богатой, если бы по-хозяйски и с любовью
 Оригинал доклада балетмейстера Уманова  по ансамблю,
 хранящийся в Донецком краеведческом музее  ющих сомнения:  сохранялся,  совершенствовался  новый  ценный  репертуар  народного  танцевального  искусства.  Тща-
 а)  Тренажная  работа  ведётся  только  по  класси-  тельно пересматривались, обсуждались и правильно корректировались творческие планы, сценарии
 ческому  классу  балетмейстером  тов.  Аппаком  в  должном  порядке,  квалифицированно,  но  однобоко.   и либретто постановщиков.
 Учитывая, что основным, доминирующим репертуаром ансамбля является народный танец, отсутствие   Учитывая всё вышеизложенное, а также то, что в составе труппы подавляющее большинство – ква-
 характерного тренажа пагубно сказывается на постановочной работе над народными танцами, где необ-  лифицированные  работоспособные  товарищи,  многие  из  которых  имеют  многолетний  беспрерыв-
 ходима передача образа, колорита, и столь необходимых, казалось бы, мелочей, характеризующих чер-  ный стаж работы в этом ансамбле и составляющие здоровое ядро коллектива, считаю необходимым
 ты, вскрывающих ярче образы национальности, постановки танцев которой ведутся в ансамбле. Если   для улучшения дальнейшей жизни этого коллектива (как видим, вопрос о ликвидации ансамбля на
 классический тренаж является школой балета, той необходимой грамотой, которую обязан знать каж-  тот момент ещё не стоял – авт.) внести следующие предложения:
 дый уважающий себя профессиональный артист, то характерный тренаж непосредственно подготавли-  1.   Усилить состав балетной труппы ансамбля за счёт [замены] малоквалифицированных
 вает артиста народного танца к предстоящим постановкам, через целый ряд тренажных комбинаций   и по возрасту не подходящих [артистов] молодыми высококвалифицированными танцовщиками
 у палки, этюдов на середине, вводит артиста в образ, привычки той или другой национальности, артист   и танцовщицами.
 балета всё это вынашивает в себе и к постановке приходит полностью подготовленным. Это в ансамбле   2.   Уделить особое внимание учебно-тренажной работе. Обязательно ввести уроки характерного
 отсутствует. И как факт, что в имеющемся репертуаре исполнительское мастерство идёт по шаблону,   тренажа (кроме классического, который является обязательным). Для этой цели при наличии имеюще-
 не сохраняется та непосредственность и прелесть, которая присуща каждому народному танцу по-своему.  гося состава обязательно ввести должность педагога по классу классического и характерного тренажа,
 б) Постановочная работа.   он же – репетитор по чистке танцевального репертуара. Освободив от этой обязанности балетмейстера
 К  постановкам  в  ансамбле,  кроме  тех,  которые  делаются  балетмейстером  Аппаком,  привлекаются   балетной труппы.
 и постановщики из других городов, такие как тт. Таиров, Варковицкий, Вирский и др.   3.   Кроме всех творческих обязанностей, которые обязан нести балетмейстер балетной труппы,
 В обязанности художественного руководителя балетной труппы входит полное знание композиции   вменить в обязанность его же запись, строгий учёт текста и композиций всех постановок, осуществля-
 и текста танцев, поставленных им самим, а ещё более – знание композиций и текстов танцев, поставлен-  емых в коллективе, а репертуар, не идущий в ходу в настоящее время, периодически прогонять, не до-
 ных приезжими постановщиками. То, что пришлось видеть мне, оставило самое что ни на есть до боли   пуская ни под каким видом, чтобы исполнители забывали текст и композицию.

 40                                                                                                     41
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48