Page 41 - Талант умноженный на характер
P. 41
ГЛАВА 3. «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ГЛАВА 3. «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»
ногласий Каганера и Дунаевского, неизвестно, «До 1956 года ансамбль находился в ведении ЦК профсоюза рабочих угольной про-
но и Каганер в ансамбле не задержался: летом мышленности. В связи с организацией на Украине Министерства угольной промышлен-
того же 1951 года он был освобождён от работы ности осенью 1956 года ЦК профсоюзов рабочих угольной промышленности передал Шах-
постановлением секретариата ВЦСПС. На его ме- тёрский ансамбль в подчинение Украинскому республиканскому комитету профсоюзов
сто пришёл Павел Маслов. рабочих угольной промышленности, который вскоре, 6 февраля 1957 года, был упразднён.
Поначалу казалось, что, несмотря на столь В связи с этим обстоятельством постановлением Президиума Украинского республиканского
глобальные кадровые изменения, означавшие, комитета профсоюзов руководство ансамблем стал осуществлять Донецкий областной совет
профессиональных союзов, в ведении которого коллектив находился вплоть до развала СССР».
по сути, утрату творческого стержня, коллектив /Из справки по ансамблю/
оправился от потрясений и успешно продолжает
двигаться привычным курсом. По крайней мере,
в кадровых архивах Шахтёрского ансамбля В конце сентября 1956 года на имя председателя ЦК профсоюза рабочих угольной про-
есть, например, такие записи: «27 августа 1955 мышленности от Украинского республиканского совета профсоюзов поступило письмо. Сре-
года коллектив выступил после торжествен- ди прочего, в нём говорилось :
1
ного заседания, посвящённого Дню шахтёра, «Шахтёрский ансамбль, переданный Вами в ведение Украинского республиканского комите-
и показал свою новую программу, [которая] та профсоюза рабочих угольной промышленности, оказался одним из слабых профессиональ-
с большим успехом была принята зрителями ных ансамблей на Украине. Его творческий состав состоит из стариков, в большинстве сво-
и получила высокую оценку партийных совет- ём утративших голосовые и сценические данные, и поэтому в целом коллектив не пользуется
ских и профсоюзных организаций. Поздравляю авторитетом у шахтёров и шахтостроителей, которых призван обслуживать. Сокращение
с большой творческой победой, за успешную творческого состава ансамбля до 77 чел., проведённое в послевоенные годы, привело к суже-
подготовку и сдачу новой программы объяв- нию его творческой деятельности. Ансамбль лишён возможности иметь концертные бригады
ляю всему коллективу благодарность и же- для параллельного обслуживания глубинных шахт и посёлков, имеющих небольшие клу-
лаю новых творческих успехов. Директор бы, которых большинство в системе угольной промышленности. Несмотря на то, что
П. Маслов». Немногим позже, в марте 1956-го, ансамбль существует около 20 лет, он до настоящего времени не нашёл определённой творче-
в приказе директора говорится: «Коллектив ской линии в работе.
Шахтёрского ансамбля благодаря упорно- Чтобы сохранить шахтёрский ансамбль, поднять его художественный уровень, сделать
му труду под руководством художественно- его одним из ведущих творческих коллективов на Украине, просим Вас решить следующие
го руководителя тов. Абрамис, хормейстера вопросы:
тов. Бастрикова и балетмейстера тов. Аппак 1. Увеличить штат творческого состава ансамбля с 1 января 1957 года на 30 чел. и соот-
подготовил более 10 хоровых произведений, от- ветственно увеличить годовую дотацию ансамблю из профсоюзных средств на содержание
Публикация об ансамбле в журнале «Огонёк», работали пляски. В результате проделанной в пределах 300-400 тыс. рублей, что даст возможность обновить ансамбль за счёт способной
август 1950 г.
работы открытый концерт 3 марта 1956 года молодёжи, выпускников музыкальных училищ и лучших участников художественной самодея-
в зале филармонии прошёл на большом творче- тельности.
ском уровне. Зрители, представители прессы, партийных и советских органов дали высокую 2. Предусмотреть в 1957 году средства на строительство жилого дома для работников
оценку показанного нами концерта. Высокая оценка творческого уровня ансамбля обязывает ансамбля».
коллектив ещё более сосредоточить все свои силы на дальнейшем росте. Перед коллективом Документ не остался без внимания. В декабре того же 1956 года ЦК профсоюза работников
ансамбля стоит большая и очень почётная задача подготовки и показа своего концерта на Все- угольной промышленности направил данное письмо «на рассмотрение и окончательное ре-
союзном съезде профсоюза рабочих угольной промышленности в Москве и зрителям столицы шение Республиканского комитета профсоюза». Судя по всему, чтобы принять это решение,
нашей социалистической Родины». был организован «внешний аудит» работы балетной группы ансамбля, который провёл при-
Вроде бы творчество било ключом, и уровень коллектива действительно соответствовал вы- глашённый специалист – балетмейстер В.А. Уманов – в самом начале 1957 года (интересно,
соким критериям – вряд ли он планировал бы выступать в Москве без приглашения «сверху». что спустя ровно 20 лет, в 1977 году, его сын (судя по инициалам) станет педагогом народно-
Но, видимо, всё же что-то как в творчестве, так и в корпоративном духе ансамбля было безвоз- сценического танца хореографической студии ансамбля). По итогам аудита была подготовле-
вратно утрачено. Вероятно, к этому прибавились и внешние административные факторы. И спу- на справка, текст которой приводим с небольшими сокращениями.
стя буквально несколько месяцев над ансамблем сгустились тучи, о причинах которых (равно как
и об объективности) сегодня можно только догадываться.
1 Как и во всех приводимых в книге документах, стилистика, орфография и пунктуация сохранены в соответствии с оригиналом.
38 39